Харьковский политехнический институт

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра “Организации производства и управления персоналом”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По написанию экономической части

Дипломных проектов

для студентов факультета автоматики и приборостроения

Харьков 2002

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра “Организации производства и управления персоналом”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по написанию экономической части

дипломных проектов

для студентов факультета автоматики и приборостроения

Все цитаты, цифровой фактический материал и библиографические сведения проверены, написание единиц соответствует стандартам Утверждено редакционно-издательским советом Протокол № 3 от 21.12.2001

Харьков НТУ «ХПИ» 2002

Методические указания по написанию экономической части дипломных проектов для студентов факультета автоматики и приборостроения / Автора Заполовский Н.И., Погорелов Н.И., Погорелов С.Н., Статейко Т.Г., Федоров А.А. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2002. - 51 с. Русск. языком

© НТУ «ХПИ»

СОДЕРЖАНИЕ

І Общие требования и положения к выполнению экономической части дипломных проектов. 3

ІІ. Организация дипломного проектирования (экономической части) 5

III. Структура экономической части дипломного проекта (работы) 5

IV. Указания по выполнению экономической части дипломного проекта. 6

А. Дипломные проекты по программированию. 14

Б. Дипломные проекты по конструированию и реконструкции изделий. 24

В. Материалы для экономического обоснования дипломных работ конструкторского направления: 34

I. Описание программного продукта. 38

II. Оценка рынка сбыта. 39

Литература: 51


І Общие требования и положения к выполнению экономической части дипломных проектов.

Дипломное проектирование — завершающий этап подготовки инженера-системотехника. Экономическую часть дипломного проекта оформляют как самостоятельную главу объемом 15—20 страниц. Эта глава называется экономическая часть проекта. Для выполнения расчетов этой части следует:

ü изучить методические указания и рекомендованную литературу;

ü собрать необходимые исходные данные в период преддипломной практики и выполнить расчеты бизнес-плана разрабатываемого проекта согласно данных методических указаний.

ІІ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ)

Разработка экономических вопросов должна осуществляться следующим образом. Получив задание на проектирование, студент по согласованию с консультантом (преподавателем кафедры организации производства и управления персоналом) определяет круг вопросов, подлежащих разработке в экономической части дипломного проекта (работы). В период преддипломной практики он собирает данные, необходимые для выполнения этой части, и выполняет расчеты по Бизнес-плану. Отчет по преддипломной практике включает полностью законченные расчеты по Бизнес-плану дипломного проекта (работы). Отчет принимается преподавателями кафедры организации производства и управления персоналом и спецкафедр. При этом первоначальный вариант экономических расчетов уточняется по мере углубления и завершения работы над другими разделами. По согласованию с руководителем проекта (работы) и консультантом по экономической части дипломник выполняет графическую часть проекта по экономическому обоснованию.

Описание характеристик продукта (изделия)

Предлагаемый к производству и продаже продукт следует описать по следующей схеме:

Ø характеристика продукта (изделия), его назначение, область использования, дизайн;

Ø особенности продукта, упаковка;

Ø услуги системы сервиса;

Ø позиционирование продукта на рынке;

Ø патентная чистота продукта;

Ø защита потребительских качеств (патент, авторское свидетельство, гарантия безотказной работы (для изделий) в течение 2-х лет со дня покупки и ввода в эксплуатацию.

Целесообразно для проектируемых изделий привести наглядное изображение образца (фотографию или рисунок).

А. ДИПЛОМНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ.

Оценка затрат на разработку программного продукта

Б. Дипломные проекты по конструированию и реконструкции изделий.

Расчет цены потребителя.

Под ценой потребителя Цпотр, понимают издержки потребителя за срок службы сравниваемых изделий, включающие капитальные вложения

(К) и суммарные издержки по эксплуатации изделий (приборов (Uэкс)).

Цпотр=К+Uэкс·T, (17)

где:

T — предполагаемый срок службы сравниваемых изделий, лет

Если студент затрудняется указать срок службы изделий ( приборов ), то для расчета цены потребителя можно воспользоваться суммой приведенных затрат, рассчитываемой по формуле:

Цпотр=K·Eн+Uэкс [грн/год], (18)

где:

Eн — нормативный коэффициент экономической эффективности Eн=0,15.

Анализ стратегии маркетинга

В данном разделе следует ответить на следующие вопросы:

1. Схему распространения изделий через собственные фирменные магазины или через посредников или через оптовые торговые организации.

2. Организацию послепродажного обслуживания клиентов (служба сервиса).

3. Рекламу (организация рекламы и затраты на нее). Увязать с разделом Б. п.4.4.

4. Ценообразование (уровень рентабельности на вложенные средства и методики установления цен).

При формировании цены на изделие большое влияние оказывают затраты на него — уровень рентабельности, а также спрос.

1. Студенту следует определить стратегию маркетинга для проектируемого изделия, имея в виду следующее:

1. При желании захватить большую долю рынка, следует увеличивать объем продаж (Nmax) и устанавливать крайне низкие цены, которые порождают большой потребительский спрос.

2. При желании получить наибольшую прибыль, что диктуется необходимостью вернуть заимствованные средства и получить возможность для новых инвестиций, следует установить цену на изделие с высокой нормой рентабельности. При этом сбыт будет ограничен (Nmin). Такая политика ценообразования возможна для престижных товаров.

3. Политика ценообразования может быть нацелена на обеспечение стабильности выпускаемых товаров. В этом случае необходимо спрогнозировать наиболее вероятный объем продаж.

В такой ситуации допустимо идти на снижение цен до уровня рентабельности, обеспечивающего минимальную прибыль.

Проанализировав возможные подходы в ценообразовании, студент-дипломник, выступая в роли эксперта рынка, прогнозирует объем продаж — Nmax и Nmin, N наиболее вероятное, учитывая емкость рынка, рассчитываем в разделе 4.3.1. таблица 2, а затем рассчитывает ожидаемое значение объема продаж по формуле:

Nот=(Nmax+4·Nнаиб.вероят+Nmin)/6, шт. (23)

и их дисперсию (D) по формуле:

D=(Nmax-Nmin)/6, (24)

D — степень неопределенности ожидаемого объема продаж. Если разброс между Nmax и Nmin мал, то степень достоверности того, сто ожидаемый объем будет реализован велика. Если Nmax существенно больше Nmin, то дисперсия велика, т.е. степень достоверности ожидаемого объема продаж мала.

Ожидаемый объем продаж может быть реализован в течение 2-3-х лет.

Спрогнозированный объем продаж — Nmin, Nнаиб.вероят., Nmax, Nож следует поставить в соответствие цены с различными уровнями рентабельности (max — 50%; min — 10%).

После этого студент строит кривую эластичности спроса, которая имеет вид графика, представленного на рис.1.

грн

харьковский политехнический институт - student2.ru

объем продаж, шт.

Рис.1

Выводы и предложения

В данном разделе студент делает выводы по всей экономической части проекта и вносит предложения по содержанию графической части проекта.

Приложение 1.

Перечень необходимых документов и нормативов, которые требуется собрать студенту — дипломнику во время прохождения преддипломной практики для обоснования экономической части проекта.

Исходными данными для оценки целесообразности разработки изделия (продукта) служат материалы спецчасти дипломной работы; данные, собранные студентами во время прохождения преддипломной практики и содержащиеся в плановых и отчетных документах предприятий, объединений, формах внутреннего документооборота, бухгалтерской отчетности, сметах и калькуляциях, материалах периодической печати, специализированных изданиях, биржевых новостях, результатах аукционов, выставок, другой коммерческой информации.

А. Материалы для экономического обоснования программного продукта.

Во время преддипломного проектирования студент дипломник обязан собрать или уточнить с руководителем проекта следующие материалы:

1. Описание ПП: число операторов; используемая вычислительная техника и себестоимость (ПЭВМ, программируемый контроллер, устройство связи с объектом и др.); назначение, область использования и т.п.

2. Наиболее вероятные объекты использования (ПП) и их емкость, т.е. сколько разработанных программ они могут приобрести ( к примеру, емкость (ПП) для решения задач прикладной феносемантики по Харьковской области- ВУЗы-313; школы-176; малый бизнес-15 и т.п.).

3. Уточнить с руководителем объем продаж: 1-ый год реализации ПП — по всем месяцам года; 2-ой год — по кварталам; 3-ий год — в целом по году.

4. Для расчета сегментации по основным конкурентам с руководителем проекта определить перечень основных конкурентов (программ) и их ориентировочную стоимость, основные характеристики.

5. Составить карту обобщенного показателя качества (ПП). Если отсутствует аналог ПП, с руководителем определить гипотетические параметры аналога.

6. Для расчета стратегии маркетинга необходимо составить смету на разработку ПП и его тиражирование, для чего необходимы следующие данные:

а) предполагаемое число команд программы;

б) количество производимых коррекций при отладке программ;

в) среднемесячную зарплату разработчиков программы (или должностной оклад);

г) стоимость первого машино-часа эксплуатации ПЭВМ;

д) стоимость используемой ВТ, материалов (дискет, бумаги, красящей ленты и т.п.)

е). Прочие прямые расходы:

¾ на командировки;

¾ услуги сторонних организаций;

¾ процент за кредит;

¾ другие.

ж). Накладные расходы.

з). Уровень рентабельности или размер прибыли.

и). Время копирования (ПП).

к). Размер налога на прибыль; имеются ли налоговые льготы.

л). Размер банковского кредита.

м). Среднемесячную зарплату работника, занимающегося реализацией ПП.

В. Материалы для экономического обоснования дипломных работ конструкторского направления:

Для обоснования разработки аппаратной части проекта студенту во время преддипломной практики необходимо собрать материалы:

1. Описать разрабатываемое изделие по следующей схеме: назначение, область применения, дизайн, особенности, упаковка, услуги сервиса, защита потребительских свойств (патент, авторское свидетельство, гарантия безотказной работы изделия в течение двух лет со дня покупки и др.

2. Наиболее вероятные объекты использования изделия и их емкость, т. е. сколько рассматриваемые объекты могут приобрести разрабатываемых изделий. Объем продаж распределить по годам реализации: (1-ый год по месяцам; 2-ой год по кварталам; 3-ий в целом по году).

3. Для расчета сегментации рынка по основным конкурентам выяснить:

¾ кто из конкурентов производит аналогичную продукцию;

¾ каковы параметры их продукции;

¾ уровень доходов и рентабельность конкурентов;

¾ характеристики технического уровня качества изделия, дизайн, мнение покупателей и ценовая политика.

4. Для оценки технического уровня проектируемого изделия необходимо сравнить абсолютные значения его параметров с параметрами изделия конкурента (аналога) по предлагаемой форме табл. П 1.1.

Таблица П.1.1

Технические параметры Единица измерения Абсолютное значение параметров Относительный показатель параметра Qi Коэффициент весомости Мi Относительный единичный показатель с учетом коэффициента весомости Qi´Mi
Изделие конкурент (аналог) Pi(а) Проектируемое изделие Pi     Аналог Проектируемое изделие
Вероятность безотказной работы              
Потребляемая мощность              
и т.п.              

харьковский политехнический институт - student2.ru или харьковский политехнический институт - student2.ru , при этом Qi > 1,0

5. Для конструкторских разработок составляется смета затрат на разработку изделия (условно постоянные расходы).

С этой целью дипломник определяет:

а) время на разработку проекта ч/час;

б) зарплату разработчиков (конструкторов, технологов) в месяц или оклад в крб.;

в) размер доплат и надбавок к основной зарплате (в % от основной зарплаты).

Прочие прямые расходы:

г) — расходы на командировки;

¾ услуги сторонних организаций;

¾ амортизационные отчисления;

¾ материальные расходы;

¾ и прочие.

д) накладные расходы.

6. Для расчета договорной цены проектируемого изделия составляется калькуляция его себестоимости. С этой целью дипломник в первую очередь собирает материалы и рассчитывает стоимость сырья и основных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, заработной платы производственных рабочих по формам табл. П.1.2, П.1.3, П.1.4.

Таблица П.1.2. - Расчет стоимости сырья и материалов.

Наименование Марка, профиль, размер Единица измерения Норма на изделие Сумма, грн. Обоснование цены
Плата Гетинакс (200´150)        
Припой          
ИТОГО       Х  

Таблица П.1.3. - Расчет стоимости покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Наименование Стандарт К-во, шт. Цена за единицу, грн. Сумма, грн. Обоснование цены
Микросхема К531КП11        
Резисторы МЛТ-0,25        
ИТОГО       Х  

Таблица П.1.4. - Расчет заработной платы производственных рабочих

Наименование работ и операций Норма времени на операцию, нормо/час Разряд работы (операций) Тчi Часовая тарифная ставка i-го разряда, грн. Тчi Основная заработная плата, грн. Ped=Tчi·tшт
1. Порезка гетинакса        
2. Сверление        

Стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий дипломник уточняет во время практики на предприятиях, либо по рыночным данным.

Для расчета заработной платы основных производственных рабочих составляется технологический процесс изготовления проектируемого изделия. Необходимо собрать нормы времени выполнения отдельных операций, их разряд и часовые ставки рабочих соответствующих разрядов.

Далее дипломник в организации, где предполагается изготовление проектируемого изделия в плановом отделе или других экономических службах выясняет:

1) Косвенные расходы:

а) Процент расходов по содержанию или эксплуатации оборудования;

б) Процент цеховых расходов;

в) Процент прочих производственных расходов (если имеются)

г) Процент внепроизводственных расходов.

2) Норму рентабельности на изделие (в %)

7. Для расчета годовых издержек потребителя студент должен выяснить:

а) Потребляемую мощность прибором, квт;

б) Стоимость 1 кВт/час электроэнергии, грн;

в) Количество часов работы прибора (устройства) в год;

г) данные о заработной плате обслуживающего прибор (устройство) персонала (табл. П.1.5).

Таблица П.1.5. - Расчет затраты специалистов обслуживающих прибор.

Вид обслуживания Профессия Размер или Количество персонала, чел. Годовая зарплата, грн.
по аналогу по проектируемому прибору по аналогу по проектируемому прибору
             
ВСЕГО         х х

8. Для расчета цены потребителя студенту необходимо уточнить срок службы сравниваемых изделий.

Студенту необходимо рассмотреть анализ стратегии маркетинга. В данном разделе ответить на следующие вопросы:

¾ схему распространения изделий (через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации или через посредников и т.п.);

¾ организацию послепродажного обслуживания клиентов (служба сервиса);

¾ рекламу (организация рекламы и затраты на нее);

¾ ценообразование (уровень рентабельности на вложенные средства и методика установления цен).

На основании собранных материалов согласно предлагаемой методике студент-дипломник составляет Бизнес — план по экономическому обоснованию проекта и вместе с отчетом по практике подписывает его у консультанта по экономической части.

Приложение 2

Пример Бизнес – плана на разработку программного продукта

Резюме

Разработанный комплекс программного обеспечения (ПО) решает важные задачи в области прикладной феносемантики и психолингвистики.

В программе используется метод представления данных, позволяющий легко адаптировать систему под другой язык обработки либо под иные оценочные аспекты, как количественные так и качественные.

Программное обеспечение предназначено для применения в конструкторских бюро, НИИ, учебных заведениях.

Программное обеспечение, разработанное в дипломе, состоит из одной программы, занимает 720 кб и предназначено для использования на персональных компьютерах IBM PC/AT или совместимых с ними.

Скорость выполнения программы зависит от объема исходной информации (количества графических объектов).

Затраты на разработку ПО — 69 366 725 грн.

Количество продаж по годам:

1й год — 10 продаж;

2й год — 10 продаж;

3й год — 8 продаж.

Доход от реализации:

1й год — 363 520 000 грн;

2й год — 371 030 000 грн;

3й год — 292 740 000 грн. Для получения прибыли необходимо продать 3 экземпляра.

I. Описание программного продукта

Предлагаемый комплекс ПО

1) производит автоматическое транскрибирование текста;

2) осуществляет оценку психо-эмоционального текста по имеющимся статистическим данным.

С его помощью можно быстро и наглядно осуществить преобразование текста в его фонетическую транскрипцию, а также произвести оценку его психо-эмоционального содержания.

Программный продукт, реализующий эту обработку разработан на языке BORLAND PASCAL 7.0 и предназначен для персональных компьютеров IBM PC/AT или совместимых с ними.

Минимальная конфигурация ПЭВМ — IBM PC/AT с объемом винчестера 20 МБайт, VGA, видеоадаптером и соответствующим монитором или совместимым с ним. Использование компьютера с большими вычислительными возможностями позволит ускорить процесс решения задачи. Число операторов — 600 ед. Время счета тестового примера — 4 сек.

Программа проста в использовании, занимает незначительное количество дискового пространства, не требует адаптации для различных конфигураций компьютеров и поставляется вместе с исходными текстами, что представляет дополнительные возможности для пользователей программного комплекса.

II. Оценка рынка сбыта

Разработанная программа служит для решения задач, связанных с оцениванием текстов по такому аспекту семантики, как семантика звуков. Диапазон применения разработанного программного комплекса достаточно широк. Это можно объяснить актуальностью решаемых программой задач для широкого круга научно-исследовательских институтов; средств массовой информации, различных аналитических служб и многих других.

Основными требованиями потребителей является простота использования, наглядность и адаптируемость к любым данным.

Основным регионом при продаже разработанного программного продукта является г. Харьков и Харьковская область, но не исключена продажа и за ее пределами.

Максимальное количество потенциальных потребителей в рассматриваемом регионе — 25.

Предполагаемые объемы продаж для трех лет реализации ПП приведены в табл. П.2.1.

Таблица П.2.1. - Прогноз объемов продаж ПП

Периоды Потребители Количество реализуемых ПП
Для первого года реализации ПП
Январь  
Февраль  
Март  
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  
ВСЕГО:
Для второго года реализации
I квартал НИИ
II квартал КБ
III квартал предприятия
IV квартал  
ВСЕГО
Для третьего года реализации ПП
Всего за третий год предприятия

III. Конкуренция

По имеющимся у разработчиков сведениям разработанное программное обеспечение не имеет аналогов, но существуют разработки, выполняющие похожие функции.

В организациях, занимающихся фоносемантическими исследованиями существуют разработки, ориентированные на решение частных, порой единоразовых задач, таких как:

¾ расчет частности встречаемых звуков в тексте;

¾ подсчет количественной оценки некоторых аспектов фонетического значения.

В отличие от вышеперечисленных систем разработанный программный продукт объединяет в себе прикладное значение с удобством в обращении и наглядностью отображаемой информации, а также, и это является принципиальным новшеством, позволяет проводить автоматическое транскрибирование исследуемого текста.

В качестве сервиса разработанный ПП поддерживает:

¾ встроенный текстовый редактор, позволяющий производить организацию новых текстов, не выходя из программы;

¾ организацию всех промежуточных и конечных результатов в виде файлов, что позволяет многократное их использование в дальнейшем;

¾ пользовательский интерфейс, облегчающий работу с системой.

Программное обеспечение для решения задач прикладной феносематики, разрабатываемое в нашей стране, фактически не публиковалось.

Поэтому расчет обобщенного показателя качества будем производить в сравнении данного ПП с гипотетическим вариантом данной программы.

Исходные данные для расчета приведены в табл. П.2.2.

Таблица П.2.2. - Расчет обобщенного показателя качества

Параметры Ед. измерения Весомость, Вi Абсолютное значение параметров Обобщение значений показателей
Новый ПП Гипотетический ПП
Новый ПП Pi Гипотетический Pir Относительный единичный показатель, М Bi´M Относительный единичный показатель, Mir Bi´Mir
1. Число операторов. ед. 0,1 1,08 0,108 1,0 0,1
2. Минимальный объем ОП Кб 0,1 2,0 0,2 1,0 0,1
3. Время счета тестового примера сек 0,1 2,0 0,2 1,0 0,1
4. Количество коментариев ед. 0,1 1,25 0,125 1,0 0,2
5. Цена продажи Тыс. грн. 0,2 1,25 0,25 1,0 0,2
6. Расходы на обучение Тыс. грн. 0,2 0,8 1,25 0,25 1,0 0,2
7. Расходы на адаптацию к данным потребителя 0,1 0,8 1,25 0,125 1,0 0,1
8. Налоги страховые взносы 0,1 1,0 0,1 1,0 0,1
Всего   1,0       1,358   1,0

Величина относительного показателя качества вычислена по формуле:

харьковский политехнический институт - student2.ru , при этом M > 1,0

IV. Стратегия маркетинга

Схема распространения товара будет иметь следующий вид: распространение организацией-посредником, но не исключается и распространение разработчиком по различным каналам.

Рассчитываем затраты на научно-исследовательскую работу, проведенную при разработке программного продукта. Эти затраты определяем на основе подсчета трудоемкости выполненных работ: изучение описания задачи и ее постановки, разработка алгоритмов, их программная реализация и отладка программы, составление документации.

Трудоемкость на НИР в человеко-днях исчислена по формуле:

Т = Тоф + Та + Тс + Тпо + Тд

где Тоф — трудозатраты на изучение описания задачи и формулировка ее постановки;

Та — трудозатраты на разработку алгоритма программы;

Тс — трудозатраты на разработку схемы алгоритма;

Тn — трудозатраты на разработку программы;

То — трудозатраты на отладку программы на тестовых примерах;

Тд — трудозатраты на оформление документации.

Трудозатраты всех видов определяются через условное количество операторов (Q) программы, вычисляемые по формуле

харьковский политехнический институт - student2.ru

где: q — предполагаемое количество команд программы;

K — коэффициент сложности программы;

P — коэффициент коррекции программы;

n — количество коррекций программ.

В данном программном комплексе предполагаемое число команд программы — 600. Так как программный комплекс разработан для решения задач в реальном масштабе времени, то коэффициент сложности программы K = 1,5. При отладке программы было произведено 10 коррекций, из них 7 с коэффициентом 0,8 и 3 — с коэффициентом 0,4. Исходя из этих данных можно вычислить условное количество операторов программы

Q = 7020 усл. операторов.

Трудоемкость на изучение описания программы и формулировку ее постановки определяем по формуле

харьковский политехнический институт - student2.ru

где:

V — индивидуальная производительность исполнителя (команд/час);

K — коэффициент квалификации исполнителя;

g — коэффициент, учитывающий качество описания.

Трудозатраты на остальные виды работ рассчитываем по формуле

харьковский политехнический институт - student2.ru

где:

i — вид работы;

Q — производительность исполнителя для i-го вида работ.

Согласно [5] данные о производительности исполнителей и коэффициенты квалификации следующие (см. раздел. 4.4.2. и табл.8, П.2.3)

Таблица П.2.3. - Данные производительности исполнителя

Вид работы Производительность, команд/час
Изучение описания задачи, формулировка постановки, задачи
Разработка алгоритмов решения задачи
Составление схемы программы
Разработка программы
Отладка программы
Оформление документации

Расчет трудозатрат, произведенный в соответствии с этими данными, представлен в табл. П.2.4.

Таблица П.2.4. - Расчет трудозатрат

Вид работы Расчетное количество человеко/дней
1. Описание и формулировка Тоф = 7,051
2. Составление алгоритмов Та = 31,34
3. Составление схемы программы ТС = 41,79
4. Разработка программы Тп = 31,34
5. Отладка программы То = 125,36
6. Подготовка документации Тд = 31,34
ИТОГО Т = 268,221

Коэффициент квалификации принимаем [ ] равным 1,4.

Рассчитываем заработную плату разработчика (Ззп представленного ПП). Расчет выполняем по формуле:

харьковский политехнический институт - student2.ru

где:

харьковский политехнический институт - student2.ru — среднедневная заработная плата разработчика:

харьковский политехнический институт - student2.ru

где:

Змес- месячная зарплата разработчика. Принимаем 2 млн. 200 тыс. грн.

Ф — количество рабочих дней в месяце (22).

харьковский политехнический институт - student2.ru

Эксплуатационные расходы:

Эр = Тмв·Смг,

где Тмв — время отладки программы на ЭВМ.

харьковский политехнический институт - student2.ru

См.ч- стоимость машино-часа работы ЭВМ. Принимаем 100 000 грн.

m — затраты машинного времени на отладку одной команды.(m=1мин).

харьковский политехнический институт - student2.ru

Остальные статьи затрат на разработку ПП выполняем в табл. П.2.5.

Таблица П.2.5. - Расчет затрат на разработку программного продукта

№ пп Наименование статей затрат Сумма грн.
1. Заработная плата разработчика 26 822 100
2. Отчисления на социальные мероприятия и в т.ч.: а) отчисления на медицинское страхование (2,9% от п.1); б) пенсионный фонд (32% от п.1); в) отчисления в фонд занятости (2,1% от п.1); г) страхование по травматизму (0,84 %)     9 924 177   8 583 072 563 264 225 305
3. Стоимость машинного времени 8 357 000
4. Коммунальный налог (1 % · 3 п min)
5. Накладные расходы (70 % п.1) 18 775 470
6. Стоимость материалов 600 000
7. Итого Зр 69 366 725

Прибыль П вычисляем как 50 — 100 % от затрат на разработку ПП

П = 0,5·Зр = 0,5·69366725 = 34683362,5 грн..

Минимальная цена разрабатываемого ПП будет

Цmax=1,2 (Зр + 1,3 П) = 1,2(69366725 + 1,3·34683362,5) = 137346115,5 грн.

Полученная цена является максимальной. Однако в работе рассчитываем и минимальную цену, состоящую из затрат на тиражирование и адаптацию данного продукта потребителем.

Затраты на тиражирование состоят из стоимости дискет и машинного времени, необходимого для разработки и отладки программы и на оплату труда исполнителя.

Минимальную цену Цmin определяем по формуле:

Цmin = 1,2·(Зтир + Зад + 1,3П'),

где Зтир — затраты на тиражирование ПП,

Зтир = См.ч·Тк + Зд + Зн,

где

Тк — время копирования системы, час, (принимаем 4,5 часа);

Зд — стоимость дискеты, грн, (принимаем 100 000 грн.);

Зн — зарплата исполнителя, грн. в час;

Зад — затраты на адаптацию, (принимаем 5% от З );

П' — прибыль с одной продажи, грн.;

Зтир = 100 000 · 4,5 + 100 000 + 10 000 = 590 000 грн;

Зад = 0,05 · 69 366 725 = 3 148 336 грн;

П' = 0,5 · (590 000 + 3 148 336) = 2 029 168 грн.

Минимальная цена будет:

Цmin= 1,2 (590 000 + 3 148 336 + 1,3 · 2 029 168) = 8 035 505 грн.

Исходя из полученных результатов Ц и Ц установим продажную цену без НДС

Цпрод = 60 000 000 грн.

Реклама данного продукта будет производиться в комплексе с рекламой продукции организации-посредника, которая берет на себя реализацию и распространение данного ПП. Она будет помещена в различные газеты, телеконференции, где любой заинтересованный потребитель сможет найти описание данной разработки.

Для успешной рекламной компании необходимо опубликовать объявление в 4—5 газетах и подать объявление в компьютерной сети.

Стоимость передачи 1 Кб информации в рекламном объявлении компьютерной сети Relcom для коммерческих телеконференций 0,4 $USА. В соответствии с курсом стоимость объявления, содержащего 1 Кб информации составляет 61 600 крб.

Стоимость 1 см2 рекламного объявления в газете "Слобода" составляет 100 000 грн. Размещение одного рекламного объявления размером 4х5 см будет стоить

100 000 (4´5) = 2 000 000 грн.

В течение трех лет рекламные объявления необходимо сделать 7 раз: 3 раза за первый год и по два раза за второй и третий годы реализации, что составит 14 431 000 грн.

Оценка риска и страхование

Для разработанного программного продукта, являющегося объектом интеллектуальной собственности, возможны следующие виды риска:

¾ несанкционированное копирование с целью дальнейшего использования (с вероятностью до 50 %);

¾ тоже с целью продаж ( с вероятностью до 10 %).

¾ Уменьшить степень риска можно двумя способами: самострахование и страхование с помощью страховых компаний.

Самострахование предусматривает обеспечение контроля за ЭВМ и систему защиты информации. Способами защиты информации в данном случае являются:

¾ контроль за доступом к терминалам;

¾ контроль за доступом к системе и процессам ее использования;

¾ создание архивных копий информационных файлов, хранящихся в памяти ЭВМ.

Однако реализация этих мероприятий затруднительна по ряду причин.

Таким образом целесообразно уменьшить риск с помощью страхования, учитывая что современные страховые компании, располагая эксклюзивными лицензиями, имеют возможность проводить все виды защиты объектов интеллектуальной собственности с безусловным вложением статьи 27 Всеобщей декларации прав человека.

В данном случае, пользуясь услугами СНО "Саламандра", имеем размер страховой премии в размере 1% цены программного продукта, т. е. 600 000 грн в месяц.

6. Финансовый план

Этот раздел Бизнес — плана обобщает материалы предыдущих разделов и представляет их в стоимостном выражении, содержит следующие документы:

1. Таблицу доходов и расходов;

2. График достижения безубыточности.

Этому предшествует составление карт прогнозов движения наличных денег для 1, 2 и 3-го годов реализации ПП. Для первого года реализации карта прогнозов составлена на каждый месяц, для второго — по кварталам, для третьего — в целом по году. В карты прогноза вносится графа "Наличные деньги", т.е. разница между доходами и суммой затрат. С помощью этих карт построим таблицу доходов и затрат, а также график безубыточности.

Карты прогнозов наличных денег для 1, 2 и 3-го годов реализации ПП представлены соответственно в табл. П.2.6, П.2.7, П.2.8.

Таблица П.2.6. - Карта движения наличных денег за 1-ый год реализации

Доходы и затраты Сумма, тыс. грн.
I II III IV V

Наши рекомендации