Эмоции в межличностном общении. Понятия эмпатии, эмоциональной компетентности, эмоционального интеллекта.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Эмоции чрезвычайно важны в межличностном общении. Одна из функций эмоций относятся как раз к процессу осуществления м.о. А именно эксперссивные и коммуникативные функции, функция заражения.
Большое количество исследований в области эмоций посвящено эмоциональной эксперессии. Термин экспрессия используется для описания того компонента эмоции, который проявляется в основном в мимических комплексах, а так же в позе и речи.
Эмоциональную эксперссию изучают различными методами: можно изучать как непосредственно выражение эмоций, так и узнавание эмоций ( их декодирование).
Методика для изучения эмоциональной эксперссии. В данном методе есть два основных направления изучение произвольной экспрссии и спонтанной.
Экман, Фрайзен и Томкинс разработали детальный метод по изучению мимического выражения. Этот метод может быть использован для оценки фотографий и видео. Он помогает оценить выражение в каждой из трех зон лица 1) брови и надбровная часть, 2) глаза-веки, 30 низ лица, включая щеки, нос, рот и подбородок. Метод получил название FAST (facial affect tehnique). При использовании FAST эксперт рассматривает некоторое выражение лица, причем определенную зону и сравнивает её с моделью из атласа выразительных фотографий FAST. Эксперт просто относит эмоцию к определенному классу. Не оценивая её.
Узнавание и различение эмоций. Оценивающая техника применялась наблюдателями, которые могли просматривать видеозаписи столько раз, сколько было необходимо для отнесения имеющихся записей к выражениям лиц из атласа FAST.
Естественное наблюдение эмоций.
Следует различать общепринятую мимику и спонтанное проявление эмоции. Представление о том. Что об испытываемых человеком эмоциях можно судить по выражению лица верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики. Но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать ещё язык индивидуальный.
На формирование мимического выражения эмоции влияют три группы факторов: 1) врожденные мимические схемы, 2) приобретенные, социализированные способы проявления чувств, 3) индивидуальные экспрессивные особенности.
Хаггард и Айсакс показали. Что некоторые эмоции длятся одну восьмую секунды и остаются незамеченными, эксперт может их не уловить, кроме того наблюдать можно ограниченное число испытуемых. Можно изучать с помощью шкал или видео.
Исследование эмоциональной экспрессии крайне важно для понятия межкультурных различий в выражении эмоций. Принимая во внимание те формы выражения эмоций, описание которых встречаются в литературе разных культур, можно отметить, что язык эмоции содержит как общие элементы, сходные для разных культур, так и элементы специфичные для разных культур.
Рассматривая отдельные эмоции и разный форма их выражения можно заметить, что некоторые их них понятны людям разных культур, тогда как другие можно понять только в рамках определенной культуры. Это различие как предполагает Кляйнберг, отчасти связано с теми, что эмоции различаются по своим социальным функциям. Некоторые эмоции ( гнев, любовь. Заинтересованность, презрение) явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и социальной средой. Другие же имеют эгоцентрический характер и являются ответом НАТО, что произошло с человеком.
Все, что касается взаимоотношений между людьми, как правило предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов группы, поэтому эмоции , направленные на других, в большей степени подвержены культурному влиянию, и характеризуются большими межкультурными различиями. Эгоцентрические эмоции, поскольку они выражают функцию передачи информации о личных отношениях, так же подвергаются культурному влиянию. Обычным состояние печали является плач, однако, культурные нормы определяют как и как долго можно плакать.
Эмпатия
Важное место в межличностном общении занимает эмпатия. Эмпатия – означает воспринимать внутренний мир другого, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения как будто. Если этот оттенок исчезает то возникает состояние идентификации.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого. По отношению к объекту эмпатия различает 2 основные формы : сопереживание ( переживание тех же эмоциональных состояний, что и другой, полное отождествление с ним – возможно эмоциональное выгорание), сочувствие ( переживание по поводу чувств другого)
Эмпатия предполагает деликатное пребывание в мире чувств другого, без оценивания и осуждения. Означает улавливание того. Что другой сам едва осознает. Частое обращение к другому для проверки своих впечатлений. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему пережить более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом – означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности и войти в мир другого без предвзятостей. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое я.
Эмоциональный интеллект. Эмоциональная компетентность.
Многие теоретики IQ пытались ввести эмоцию в сферу действия интеллекта, чем рассматривать их как противоположные. Торндайк утверждал, что один из аспектов эмоциональной компетентности – социальный интеллект, или способность понимать другого и поступать мудро в сфере отношений между людьми. Социальный интеллект отличается от академических способностей и является решающим среди факторов, которые позволяют людям действовать успешно в практических жизненных ситуациях.
Саловей включает некоторые способности в определение эмоциональной компетентности, разделяя их на 5 основных сфер:
1. Знание своих эмоций. Осознавание себя – распознавание собственных чувств. Способность отслеживать чувства и их изменения от момента к моменту – основа психологической зрелости. Люди осознающие свои чувства лучше управляют собственной жизнью. Они более уверены в том, что необходимо, лучше принимают решения.
2. Управление эмоциями. Умелое обращение со своими чувствами основано на их осознании. Оно включает в себя способность справляться с тревогой, унынием, раздражительностью.
3. Мотивирование себя. Настройка эмоций на цель помогает организовать внимание, замотивировать себя на качественную работу. Эмоциональный самоконтроль – способность откладывать непосредственное получение удовольствия и сдерживать собственную импульсивность – лежит в основе любых достижений.
4. Распознавание эмоций других людей. Эмпатия– ещё одна способность, основанная на осознании собственных эмоций.
5. Поддержание отношений. Значительная часть искусства выстраивания отношений состоит в умении учитывать эмоции других.
Конечно, люди отличаются по перечисленным способностям. Уровень развития этих способностей определяется особенностями н.с., мозг очень пластичен и постоянно находится в процессе обучения, упущения в развитии навыков могут быть устранены. Каждая из способностей может быть освоена.
Эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом - экспрессии лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта (IQ),а повышают в должности - по эмоциональному коэффициенту (EQ),характеризующему способность человека к эмоциональному общению.
Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Это и создание первого впечатления о человеке, которое часто оказывается верным именно из-за наличия в нем «эмоциональных вкраплений». Это и оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, что связано с сигнальной функцией эмоций. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.
Регулирующая функция эмоций в процессе общения состоит в координации очередности высказываний. Часто при этом наблюдается сочетанное проявление различных функций эмоций. Например, сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии, что им нравится, а что нет и т. д. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.