Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Государственный PR на международной арене.
Глобализация — усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Многофакторное взаимодействие разнообразных явлений международной жизни (экономических, нравственно-правовых, социальных, политических, этнических, религиозных, психологических и т. д.).
В буквальном смысле означает «международная интеграция». Экономическая глобализация - интеграция народных хозяйств в международную экономику через торговлю, иностранные прямые инвестиции, движения капитала, перемещение, и распространение технологий. Термин «глобальный» обычно неправильно используется как синоним "международного": "глобальное" подразумевает "один мир" как единственную единицу, в то время как "международный" (между нациями) признает, что существуют различные народы, культуры, языки, нации, границы и тд.
Аспекты глобализации:
Индустриальный - появление международных рынков производства и более широкого доступа к диапазону иностранных продуктов для потребителей и компаний
Финансовый - появление международных финансовых рынков и лучшего доступа к внешнему финансированию для корпоративных, национальных и поднациональных заемщиков
Экономический - реализация глобального Общего рынка, основанного на свободе обмена товарами и капиталом.
Политический - создание мирового правительства, которое должно регулировать отношения среди наций и гарантировать права, являющиеся результатом социально-экономической глобализации.
Информационный - увеличиваются потоки информации между географически отдаленными странами
Культурный - рост культурных контактов; появление новых категорий сознания, таких как Глобализм - который воплощает желание потреблять и обладать иностранными продуктами и идеями, участвовать в "мировой культуре"
Экологический - появление глобальных экологических призывов, которые не могут быть решены без международного сотрудничества, например, изменение климата, грунтовые воды и загрязнение воздуха, истощение рыбных запасов океана, и распространение агрессивных разновидностей флоры и фауны.
Социальный - достижение свободного обращения людей всех наций
Национальные интересы и глобальные проблемы. Национальные интересы должны быть соотносимы с интересами других стран, а также с глобальными процессами и проблемами. Зацикленность на собственных интересах так же опасна, как и на внешних факторах.
Процесс глобализации предполагает новое осмысление места России в цивилизационном развитии. Воспринимать мир в привычной оппозиции Западу - непродуктивно для настоящего этапа развития. С точки зрения поддержания геополитического баланса, Россия должна определиться с такой геополитической супердержавой, как Китай, который также является фактором глобализации.
В интересах будущего поколения россиян целесообразно следующее:
1. учитывать ограниченные возможности России на современном этапе и направлять национальные ресурсы на образование (как основы для будущего технологического прорыва нации);
2. прилагать усилия на поддержание и развитие культурного влияния в пространстве Евразии (страны СНГ и Прибалтики), в Центральной и Юго-Восточной Европе, а также в некоторых странах Дальнего Востока, использовать в том числе и иностранные инвестиции насколько это возможно;
3. способствовать сохранению пространства использования русского языка - поддерживать его информативную и коммуникативную значимости.
Отмеченное сохранит самобытность России в глобальных процессах и поддержит ее геополитический статус в системе международных отношений.
При всей абстрактности и противоречивости рассуждений о мироустройстве, опять встал вопрос о более тесном сотрудничестве государств мира вне зависимости от существующих между ними противоречий в ценностных ориентациях.
Направления государственного PR: формирование имиджа государства и информационное обеспечение, представление государства в иностранных СМИ.
Компоненты имиджа государства.Компонентом образа (и конструируемого имиджа) являются образы политических лидеров государства. Еще одним из ключевых компонентов имиджа представляется инвестиционная привлекательность (бизнес-имидж): цивилизованность, прозрачность и социальная ответственность (экологическая и технологическая безопасность, финансирование образовательных и научных программ, разработка социальных пакетов для сотрудников предприятий и компаний и др.). Государство должно продемонстрировать готовность принять условия мирового рынка: стабильные правила игры, регламентированные законом, реформирование естественных монополий, налоговой, судебной, банковской и других систем.
Формирование имиджа государства.Подчас сконструированный образ государства оказывается более важным для построения отношений, нежели объективные характеристики данного государства. Любой конструируемый имидж должен быть целостным, однако иерархия характеристик может и должна быть несколько различной для различных групп общественности (имиджевые акценты будут различными для США, стран Евросоюза, Азии, постсоветского пространства и т.д.; разные акценты для зарубежных партнеров, инвесторов, средств массовой информации, потребителей российских товаров и т.д. )
Этапы разработки и реализации имиджа:
1.Оценка ситуации (исследования и анализ). Определение требований аудитории, изучении параметров имиджа (собственных представлений субъекта) и текущего образа субъекта. В систему оценки имиджа включают длительность существования имиджа, четкость и устойчивость имиджа, уровень позитивности/негативности, выявление потенциальных проблемных моментов.
2.Соотношение текущего имиджа с позитивными ожиданиями выбранных аудиторий. «Точки совпадений» становятся основой формируемого имиджа, его «ядром».
3. Позиционирование − отличительное преимущество среди других субъектов.
4. Выбор и разработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа (напр, оборонительная)
Зарубежные СМИ – подсистема в медиасистеме государства как корпорации. Основа взаимоотношений со СМИ – формирование постоянного информационного потока, о происходящих изменениях нужно информировать мировое сообщество. Необходимо предоставлять как можно больше информации, обеспечить непрерывный, но не перегруженный поток новостей, предоставлять точную информацию, быстро, не опровергать достоверную информацию, а давать свою версию и объяснять свою позицию.
Взаимоотношения со СМИ, в том числе и иностранными, будут эффективными для формирования имиджа – а в перспективе – и устойчивой репутации, только если строить отношения с ними на доверительной основе.