Социологические исследования звеньев массовых коммуникативных процессов.

Социология массовой коммуникации является одним из отраслевых направлений социологии, что определяет ее структурное наполнении. Как известно социологическое знание имеет многоуровневую структуру, включающую в себя научную картину мира, общую теорию, частную (специальную) теорию, эмпирическое исследование, прикладное исследование, методологию, методику и технику. И в соответствии с этим структурным наполнением проанализируем и рассмотрим социологию массовой коммуникации

Картина мира, лежащая в основе социологии массовой коммуникации, опирается на всю совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих эту реальность. Для описания картины мира значимость представляют теоретические положения о психологических особенностях восприятия информации индивидом; знания об особенностях сбора, обработке, передачи, распространения и тиражирования информации; о целях, которые реализуются в процессе массово-коммуникативной деятельности; о языке и тексте как средствах актуализации информации.

Научная картина мира, объясняющая фрагмент реальности, изучаемый социологией массовой коммуникации, а именно массовая коммуникация как социальный процесс, рассмотренная как подсистема в системе общества в целом, является базой для общесоциологической теории. Данная теория, создавая модели абстрактных объектов исследования, объясняя их связи с другими подобными объектами и предсказывая возможные изменения этих связей, вводит понятие массовой коммуникации как социального института и объясняет особенности социальной структуры и социальной дифференциации, которые являются чрезвычайно важными понятиями при изучении МК.

Основываясь на общей теории как методологии научного познания частная (специальная) социологическая теория, создает модели конкретных, реально существующих в обществе явлений и процессов, объясняет существующие между ними связи, а также выполняет прогностическую роль, предсказывая возможные изменения данных связей. Социология массовой коммуникации, выступая как частная теория, определяет и изучает субъекты и объекты конкретных уровней процесса массовой коммуникации, исследует влияние и взаимосвязь массовой коммуникации с конкретными подсистемами общества, определяет роль массовой коммуникации для различных этапов общественного развития. Таким образом, на уровне частной социологической теории определяется место и роль МК в развитии социальных процессов и отношений.

Эмпирические исследованияявляются методологическим основанием специальной социологической теории. Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных об изучаемых объектах. Рассматривая массовую коммуникацию как процесс, состоящий из звеньев - коммуникатор, сообщение, каналы распространения, массовая аудитория как объект массово-коммуникативного воздействия, обратная связь и эффекты воздействия – очевиден вывод, что эмпирические исследования затрагивают каждое звено массово-коммуникативного процесса.

На данном структурном уровне социологического знания обрабатываются результаты эмпирических исследований, которые представляют собой репрезентативную информацию, имеющую двоякое значение. Полученная информация служит проверке теоретических положений, сформулированных на уровне специальной социологической теории, при этом она служит эмпирической базой для дальнейшей разработки вышеназванной теории.

Изучение отдельного фрагмента массово-коммуникативной деятельности,служащее решению конкретной практической проблемы, осуществляется с помощью прикладного исследования.Задачей прикладного исследования является определение причин данного конкретного явления, процесса или ситуации и выработка соответствующих практических рекомендаций по оптимизации функционирования массовой коммуникации в исследуемой ситуации.

Методология есть система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности. Уровеньметодологии в социологии массовой коммуникации рассматривает способы построения научной теории, а также способствует применению различных научных теорий как объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности. Такими теориями являются теория деятельности, теория структурно-функционального анализа, а также системный анализ в исследовании массовой коммуникации. Методологический уровень включает в себя ряд вопросов относительно выработки и построения гипотез, разработки методов эмпирических подтверждений

Уровеньметодики и техники в социологии массовой коммуникации затрагивает вопросы, связанные с разработкой конкретных приемов и методов формирования выборочной совокупности, составлением анкет, определением методов количественного и качественного исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса (коммуникатор, информационное содержание сообщений, каналы, массовая аудитория). Данный уровень в структуре социологического знания ориентирован на применение новейших методик, способствующих оптимизации исследований массово-коммуникативного процесса.

Таким образом,структура социологии массовой коммуникации является многоуровневый, включающей в себя как знания, полученные от практики, то есть от преобразовательной деятельности, так и теоретические, вплоть до философских обобщений.

Как уже отмечалось, социология массовой коммуникации означает такую предметную область социологии, которая изучает процессы функционирования и развития массовой коммуникации, средства массовой информации, их роль в жизнедеятельности современного общества.

Объектом исследования социологии массовой коммуникации, как и многих других гуманитарных и социальных наук, является массовая коммуникация как социальный процесс.

Под социальным процессом понимается повторяющаяся устойчивая модель социального взаимодействия, поддающаяся идентификации и характеризующаяся последовательным изменением состояний при условии сохранения и воспроизводства определяющего качественного состояния объекта (системы).

Социология массовой коммуникации - область социологии, предметом изучения которой является закономерности массовых информационных процессов и деятельность социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию.

Исследования социологии массовой коммуникации традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследования проблем - коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, изучения отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино и т.д.) и всей системы массовой информации в целом.

Билет 11 ( 11, 38)

Наши рекомендации