Классификация синдикативных услуг.
№ | Вид панели | Способ связи с аудиторией | Виды способов связи с респондентами | Результат |
Потребительская | Опросы | Психографика и образ жизни | - сегментация рынка и определение профиля потребителей; - определение имиджа продукта и го позиционирование; - выбор тем рекламных кампаний и оценка ее эффективности; - прогнозировании поведения потребителей | |
Изучение поведения потребителей | ||||
Оценка рекламы | ||||
Дневниковые панели | По покупкам | - прогнозирование динамики продаж; - анализ динамики и доли рынка; - определение профиля потребителя; - определение степени лояльности, приверженности потребителей к исследуемому продукту/предприятию; - оценка результатов пробного маркетинга и продвижения продукции | ||
Медиа-панели | - определение рейтинга рекламных носителей; - выбор эффективных медиапрограмм, разработка рекламных тарифов и времени выхода рекламы в эфир; - определение профилей радиослушателей и телезрителей | |||
Службы электронного сканирования | Отслеживаемые сканерные данные | - отслеживание объемов продаж; - моделирование реакции потребителей на ценовые действия розничного предприятия и оценка эффективности этих моделей | ||
Сканерные дневниковые панели | - исследование эффективности продвижения; - тестирование новой продукции; - позиционирование (перепозиционирование) | |||
Сканерные дневниковые панели с использованием кабельного телевидения | ||||
Торговля | Розничные компании | Аудит | - расчет объема продаж и доли рынка; - определение конкурентной активности; - анализ вариантов распределения; - отслеживание движения новых продуктов | |
Оптовые компании | ||||
Панель предприятий отраслей | Промышленные предприятия | Справочное бюро | - расчет емкости рынка и объемов продаж с учетом географического месторасположения; - определение оптимальной структуры рекламного бюджета и т.д. | |
Предприятия услуг | Фирмы резюмирования информации | |||
Корпоративные отчеты |
Рассмотрим, как осуществляется сбор синдикативной информации в каждой панели.
1. Потребительская панель включает в себя панельные опросы, дневниковую панель и службу электронного сканирования.
Панельные опросы — регулярное интервьюирование респондентов через определенные промежутки времени с использованием специально разработанной анкеты. Панельные опросы имеют следующие виды:
— опросы психографики и образа жизни — с их помощью маркетологи выявляют индивидуальный психологический профиль и критерии стиля жизни потребителей с учетом психологических закономерностей. Данные исследования позволяют узнать интересы потребителей, их мнения о себе и об окружающем мире. К примеру, с помощью этого вида опроса изучается поведение потребителей во время покупки и потребления тестируемых продуктов;
- опросы оценки рекламы исследуется эффективность печатной и телевизионной рекламы, для оценки которых используют два основных метода:
а) аудиторный - респондентов приглашают в специально оборудованный видеоцентр или обычный кинотеатр. Затем, после просмотра рекламных роликов их опрашивают относительно содержания рекламы, их отношений к ней, предпочтений в плане рекламируемого продукта и самой рекламе;
б) домашний - респонденты в домашних условиях просматривают рекламные ролики, после их трансляции проводится опрос участников, по результатам которого определяют уровень эффективности рекламы:
- общие опросы — исследуются общие предпочтения и потребности потребителей. Например, отслеживание продуктов питания, потребляемых дома.
Типовой набор опросных листов потребительской панели позволяет получить следующие и готовые характеристики:
а) социально-профессиональная характеристика членов семьи - общая сумма потребительских расходов:
б) число членов семьи и се половозрастная структура – их доля в общем объеме расходов;
в) совокупный денежный и натуральный доход семьи, источники доходов — размер и ассортиментная структура потребления и покупки продуктов и услуг (в денежных и натуральных единицах);
г) чистый денежный доход семьи (за вычетом обязательных платежей) - средние цепы покупки;
д) чистый денежный доход в расчете на одного члена семьи - обеспеченность житьем;
е) прирост денежных сбережений - наличие товаров длительного пользования;
ж) жилищные условия семьи.
Дневниковые панели - респонденты в течение длительного времени записывают в дневниках специфические события и особенности собственного (и/или окружающих) потребительского поведения и возвращают ею организатору исследования раз в две педели. За участие в дневниковых панельных исследованиях они получают вознаграждение в виде подарков, купонов, ценной информации иди денежной компенсации.
В основном в дневниковых панелях участвуют семьи.
По содержанию исследования выделяют два их вида:
— дневниковые панели покупок - члены панели регулярно регистрируют все свои покупки но указанным категориям в предварительно распечатанных дневниках, фиксируя такую информацию, как место покупки, количество и товарная марка купленного продукта, цена, цель приобретения и т.д.
Дневниковые панельные исследования по покупкам можно проводить с помощью сети Интернет при условии, что члены панели имеют к нему доступ;
- дневниковые медиа-панели - включают радио- и телевизионные панели:
а) радио-панели - электронные измерительные приборы автоматически фиксируют информацию о времени включения радио, настроенных каналах и длительности прослушивания;
б) телевизионные панели к телевизорам членов панели подключают аудиметр — электронный записывающий прибор, который контролирует и записывает поведение человека во время телепередач, регистрируя данные о времени включения телевизора, каналах и длительности просмотра. Эти данные хранятся в аудиметре и передаются с помощью телефонных линий в центральный компьютер. Полученная информация позволяет рассчитать объем и определить демографические характеристики зрительской аудитории.
Данные, полученные с помощью медиа-дневниковых панелей, дополняются информацией из дневниковых панелей покупок.
Службы электронного сканирования могут собирать информацию трех видов:
отслеживаемые сканерные данные полученные в результате пропуска товаров через лазерный сканер, который считывает штрих-код с упаковок продукции. Отсканированный с упаковки товара штрих-код соотносят с ценой товара, хранящейся в памяти компьютера, и используют для подготовки торгового чека. Информация, отслеженная сканером, содержит данные о покупках (товарная марка, объем, цена, ряд специфических характеристик), получаемые с лент контрольного сканера. Электронные сканеры широко используются во многих розничных магазинах, записывают все покупки, осуществляемые потребителя ми;
сканерные дневниковые панели - сканерные данные собираются у участников панели, которые при оплате каждой покупки предъявляют идентификационную пластиковую магнитную карточку у контрольною прилавка. Идентификационный номер покупателя, вводимый в компьютер, позволяет хранить данные о покупках с указанием дня педели и времени дня каждого участника панели;
сканерные дневниковые панели с использованием кабельного телевидения данные собираются по кабельному телевидению с помощью новых технологий.
Основное условие проведения сканерных дневниковых панелей семьи-участники должны быть подписчиками программ кабельного телевидения. Информация собирается у членов панели с помощью специальных устройств:
- с помощью слит-систем кабельного телевидения исследователь запускает в эфир два разных рекламных ролика для двух выборок респондентов. Одна панель-семей смотрит тестовую рекламу А, другая в это же время контрольную рекламу Б. Затем после контроля и анализа сканерных данных можно выяснить, члены какой именно панели купили наибольшее количество исследуемой продукции;
- TV-метр - регистрирует на каком канале в каждый момент времени работает телевизор, по не фиксирует информацию о том, кто именно смотрит:
- пипл-метр - более совершенное устройство, имеет блок регистрации. Каждый член семьи и даже ее гость путем нажатия своей персональной кнопки на этом блоке сообщает, когда он подключается к телевизору и когда он перестает его смотреть. Время от времени каждому телезрителю предлагается подтвердить свое присутствие. Это делается на тот случай, если он вышел из комнаты, не нажав свою кнопку, или уснул. Если подтверждения нет, регистрация телепросмотра прекращается.
2. Торговая панель – панельные данные собираются на основе аудита предприятий розничной и оптовой торговли.
Аудит предприятий оптовой и розничной торговли - формализованный процесс сбора данных о продвижении продукции, включающий их рассмотрение и анализ в физическом измерении (по имеющимся записям) или инвентаризацию (учета наличия и движения товаров).
Розничные и оптовые предприятия, участвующие в торговой панели, получают от аудиторской компании отчет, включающий сведения об объемах продаж.
3. Панель предприятий отраслей - сбор информации в банки данных о предприятиях, фирмах и других учреждениях, осуществляемый посредством личных опросов, публикаций в средствах массовой информации и корпоративных отчетов.