Классификация панелей и их виды.

Классификация панелей представлена в таблице 1. По про­должительности панели делятся на краткосрочные и долгосроч­ные. С помощью долгосрочных можно собрать:

— непрерывную информацию - фиксируется респондентом в дневниках ежедневно, а сами дневники высылаются организа­торам исследования через определенные промежутки времени;

— периодическую информацию - поступает по мере прове­дения опросов в виде заполненных анкет.

Следует отметить, что частота повторяемости опроса, а также общая продолжительность могут быть различными и за­висят от исследуемой проблемы.

По характеру исследуемых проблем панели делятся на об­щие и специализированные. Общие направлены на получение информации об общей структуре потребления. Специализиро­ванные проводятся для предварительного анализа проблемы. К примеру, оценка концепций новых товаров, тестирование отдельных товаров и услуг и т.д.

Таблица 1 - Классификация панелей

Признаки классификации Виды панелей Краткая характеристика
По продолжительности Краткосрочные не более одного года
Долгосрочные до 5 лет
  Постоянные - время существова­ния панели не ограничено и осу­ществляется процесс ротации (включения новых членов панели вместо выбывших)
По характеру изучаемых проблем (предметов исследования) Общие Создаются дли изучения общих тенденций и закономерностей; выборка является репрезентатив­ной, так как формируется из гене­ральной совокупности, представ­ляющей вес население (например, выявление общей структуры по­требления)
Специализированные Формируются для изучения от­дельных товаров или товарных групп; выборка может быть, как репрезентативной, так и нерепрезентативной (в случае формирова­ния только лишь из определенною сегмента рынка)
по методу получения информации от членов панели Самостоятельное за­полнение респон­дентами дневников, опросных листов Члены панели высылают информа­цию почтой
Члены панели лично передают информацию исследователю
Информацию от участников запра­шивает и фиксирует интервьюер Члены панели интервьюируются через определенный промежуток времени
Интервьюер время от времени опрашивает участников лич­но, но при этом по­следний параллельно самостоятельно заполняет дневники, опросные листы Члены панели интервьюируются (лично, по телефону) через опреде­ленный промежуток времени, а внутри временного интервала вы­сылают информацию по почте
По постоянству целей и вопросов исследования Традиционные панели Один и тс же вопросы задаются участникам панели при каждом исследовании
Нетрадиционные панели (общедоступные) панели - омнибус Каждое исследование может иметь разные цели, участникам задаются разные вопросы
По характеру изучаемых единиц Потребительские Члены панели - индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства
Торговые Члены панели - торговые органи­зации и отдельные лица, занимаю­щиеся перепродажей
Промышленные предприятия Члены панели - предприятия, производящие товары производственного назначения
Специальные формы Члены панели - эксперты-специалисты по изучаемой про­блеме; потребители услуг


По-разному организуются контакты с членами панелей. Ес­ли исследователя интересуют ежедневные дневниковые записи респондентов (например, регистрация покупок) их сбор осуще­ствляется лично исследователем или по почте. В случае, когда возникает необходимость в сборе информации, связанной с пе­риодическими событиями (например, сведения о просмотре те­лепередач) дополнительно среди членов панели проводят теле­фонный опрос.

Объект, цель и результат по каждому виду панельных исследо­ваний представлены в таблице 2. Следует отметить, что у по­требительской панели наибольшее количество членов и, соот­ветственно, затрат на формирование. Остальные виды, напротив, имеют относительно меньшее количество членов по сравнению с потребительскими панелями и более низкие расхо­ды, связанные с их проведением. Кроме того, следует напом­нить, что информацию, собранную с помощью этих панелей, в дальнейшем исследовательские компании используют для ока­зания синдицированных услуг.

Таблица 2 – Виды панелей

Виды панелей Панельные исследования
Объект Цель Результат
Потребительская панель Индивидуальные потребители Исследовать спрос и поведение конечных потребителей - потребление товаров и услуг; - выявление стиля жизни и построение психографического профиля потребителя; - сегментирование рынка; - медиапредпочтения населения; - выбор темы рекламной кампании и оценка эффективности рекламы; - определение имиджа продукта и его позиционирование.
Домохозяйства (семьи)
Торговая панель Розничная торговля Провести аудит процесса управления распределением продукта - предпочитаемые цены, виды упаковок и продукта; - показатели сбыта; - информация о торговых посредниках; - расчет емкости и доли рынка; - выработка рекомендаций по мерчендайзингу; - определение тенденций в развитии сбыта отдельных товаров (в том числе оценка деятельности конкурентов) по различным типам магазинов; - разработка предложений по совершенствованию системы товародвижения (прогнозирование продаж, стимулирование торговых посредников)
Оптовая торговля
Панель предприятий промышленного рынка Производственные предприятия Исследовать товары производственного назначения - доля рынка основных покупателей; - управление сбытом; - определение перспектив развития бизнеса; - установление квот на импортируемую и экспортируемую продукцию; - расчет емкости и доли рынка  
Панель специальной формы Группы специалистов/экспертов (врачи, юристы и т.п.) Провести исследование по интересующей проблеме у группы специалистов/экспертов - обзоры и рекомендации по интересующей проблеме (например, эффективность лечения сердечных заболеваний: мониторинг девиантного поведения; структура потребляемых услуг; качество обслуживания предприятия услуг и т.д.)
Предприятия услуг Исследовать маркетинговую деятельность предприятия услуг (ассортимент, качество, цены и т.д.)


Наши рекомендации