Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая.
Построение аналитических моделей предназначено для представления в целом или по частям некоторой реальной системы или процесса посредством четкого определения набора переменных и их взаимосвязей.
Аналитическая модель имеет несколько форм:
вербальная - в которой набор переменных и их взаимосвязи изложены в письменной (словесной) форме;
графическая - набор переменных и их взаимосвязи представлены в наглядном (иллюстративном) виде без числовых результатов;
математическая - связи между переменными определены обычно в форме уравнения.
Пример создания аналитической модели:
1. Вербальная модель: отдыхающий приобретает путевку в санаторий А, основываясь на своем прошлом опыте, персональных потребностях, общественном мнении и рекламе. В процессе потребления санаторно-курортных услуг (СКУ) у него формируется представление о качестве полученного обслуживания, которое определяется под влиянием объясняющих факторов, а именно таких, как качество организации встречи, регистрации и размещения; медицинского, бытового, культурно-массового обслуживания; организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной, санитарно-просветительной работы и отъезда. В случае совпадения ожидаемого и полученного качества обслуживания отдыхающий становится постоянным клиентом санатория А.
2. Графическая модель (рисунок 1)
Рис.1 – Графическая модель воспринимаемо качества санаторно-курортного обслуживания
3. Математическая модель: применив методы эконометрики построим модель качества санаторно-курортного обслуживания. Тогда имеем множественную линейную регрессию, теоретическое уравнение которой для генеральной совокупности можно записать следующим образом:
У = В0 + В1Х1 + + В2Х2 + В3Х3 + В4Х4 + В5Х6 + В7Х7 + В8Х8 + u (1)
где Y - зависимая объясняемая переменная, в данном случае - качество санаторно-курортного обслуживания;
В - вектор неизвестных параметров размерности (m+1);
X - вектор, содержащий m компонентов X=(X1, X2... X8) из независимых переменных, где m - число объясняющих независимых факторов, в данном случае:
X1 - качество организации встречи, регистрации и размещения;
X2- качество медицинского обслуживания
X3 - качество бытового обслуживания;
Х4 - качество лечебного питания;
Х5 - качество культурно-массового обслуживания;
Х6- качество организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной работы;
Х7 - качество санитарно-просветительной работы;
Х8 - качество организации отъезда;
U - случайная ошибка, на которую накладываются следующие условия: случайные величины с нулевым математическим ожиданием и постоянной дисперсией; остатки U должны быть нормально распределены.
Как видно из примера, вербальные, графические и математические модели дополняют друг друга. Аналитические модели применяются для уточнения объекта и предмета, а также определения целей и формирования рабочей гипотезы исследования.
17 Выделение релевантных характеристик и постановка задач маркетинговых исследований.
Предпоследней процедурой первого этапа процесса маркетинговых исследований является определение релевантных характеристик, которые могут повлиять на изменение плана исследования и используются для составления анкеты.
Релевантные характеристики - это факторы, атрибуты товара/услуги или переменные, которые могут повлиять на план исследования. Их выделение направлено на получение дополнительной информации по исследуемой проблеме в целях определения содержания вопросов анкеты.
К примеру, при исследовании степени удовлетворенности клиентов качеством санаторно-курортного обслуживания могут быть определены такие релевантные характеристики.
Компонент 1. Критериями оценки каждого направления санаторно-курортного медицинского обслуживания могут быть такие показатели, как время первичного осмотра лечащим врачом (день прибытия (я прибыл(-а) утром), следующий день, 3 сутки, 4 сутки, 5 сутки); обслуживание медперсонала (вежливость, отзывчивость, компетентность, коммуникабельность, процесс оказания лечебных процедур).
Компонент 2. Оценка качества санаторно-курортных услуг санатория А в сравнении с конкурирующими здравницами.
Компонент 3. Определение степени влияния каждого направления санаторно-курортных услуг (организации встречи, регистрации и размещения; медицинского, бытового, культурно-массового обслуживания; организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной, санитарно-просветительной работы и отъезда) на качество санаторно-курортного обслуживания.
Компонент 4. Определение эффективности лечения больных лечебными природными факторами (минеральной водой, лечебной грязью, климатом) в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, лекарственной терапией, лечебной физкультурой, лечебным питанием и особым санаторно-курортным режимом.
Компонент 5, Определение стандартных характеристик респондентов: пол, возраст, периодичность отдыха в санатории А, род занятий и доход.
Компонент 6. Определение зависимости между видом заболевания клиентов с их полом, возрастом и родом занятий.
На основе цели (-ей) и релевантных характеристик ставятся задачи исследования.
Постановка задач исследования. Они формулируются для определения структуры информации, необходимой для решения проблемы, и требований к ней.
К примеру, при выявлении степени удовлетворенности потребителей качеством санаторно-курортного обслуживания может быть поставлен ряд задач исследования:
- выявить долю неудовлетворенных потребителей качеством санаторно-курортных услуг по каждому направлению;
- определить количество постоянных клиентов санатория А;
- разработать рекомендации по улучшению качества санаторно-курортного обслуживания.