Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая.

Построение аналитических моделей предназначено для представления в целом или по частям некоторой реальной сис­темы или процесса посредством четкого определения набора переменных и их взаимосвязей.

Аналитическая модель имеет несколько форм:

вербальная - в которой набор переменных и их взаимо­связи изложены в письменной (словесной) форме;

графическая - набор переменных и их взаимосвязи пред­ставлены в наглядном (иллюстративном) виде без числовых ре­зультатов;

математическая - связи между переменными определе­ны обычно в форме уравнения.

Пример создания аналитической модели:

1. Вербальная модель: отдыхающий приобретает путевку в санаторий А, основываясь на своем прошлом опыте, персональ­ных потребностях, общественном мнении и рекламе. В процессе потребления санаторно-курортных услуг (СКУ) у него форми­руется представление о качестве полученного обслуживания, которое определяется под влиянием объясняющих факторов, а именно таких, как качество организации встречи, регистрации и размещения; медицинского, бытового, культурно-массового об­служивания; организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной, санитарно-просветительной работы и отъезда. В случае совпадения ожидаемого и полученного качества об­служивания отдыхающий становится постоянным клиентом са­натория А.

2. Графическая модель (рисунок 1)

Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая. - student2.ru Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая. - student2.ru Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая. - student2.ru Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая. - student2.ru Построение аналитических моделей. Формы аналитических моделей: вербальная, графическая и математическая. - student2.ru

Рис.1 – Графическая модель воспринимаемо качества санаторно-курортного обслуживания

3. Математическая модель: применив методы эконометрики построим модель качества санаторно-курортного обслуживания. Тогда имеем множественную линейную регрессию, теоретиче­ское уравнение которой для генеральной совокупности можно записать следующим образом:

У = В0 + В1Х1 + + В2Х2 + В3Х3 + В4Х4 + В5Х6 + В7Х7 + В8Х8 + u (1)

где Y - зависимая объясняемая переменная, в данном случае - качество санаторно-курортного обслуживания;

В - вектор неизвестных параметров размерности (m+1);

X - вектор, содержащий m компонентов X=(X1, X2... X8) из независимых переменных, где m - число объясняющих неза­висимых факторов, в данном случае:

X1 - качество организации встречи, регистрации и размещения;

X2- качество медицинского обслуживания

X3 - качество бытового обслуживания;

Х4 - качество лечебного питания;

Х5 - качество культурно-массового обслуживания;

Х6- качество организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной работы;

Х7 - качество санитарно-просветительной работы;

Х8 - качество организации отъезда;

U - случайная ошибка, на которую накладываются следующие условия: случайные величины с нулевым математи­ческим ожиданием и постоянной дисперсией; остатки U должны быть нормально распределены.

Как видно из примера, вербальные, графические и матема­тические модели дополняют друг друга. Аналитические модели применяются для уточнения объекта и предмета, а также опре­деления целей и формирования рабочей гипотезы исследования.

17 Выделение релевантных характеристик и постановка задач маркетинговых исследований.

Предпоследней процедурой первого этапа процесса маркетинговых исследова­ний является определение релевантных характеристик, которые могут повлиять на изменение плана исследования и использу­ются для составления анкеты.

Релевантные характеристики - это факторы, атрибуты то­вара/услуги или переменные, которые могут повлиять на план исследования. Их выделение направлено на получение дополни­тельной информации по исследуемой проблеме в целях опреде­ления содержания вопросов анкеты.

К примеру, при исследовании степени удовлетворенности клиентов качеством санаторно-курортного обслуживания могут быть определены такие релевантные характеристики.

Компонент 1. Критериями оценки каждого направления са­наторно-курортного медицинского обслуживания могут быть такие показатели, как время первичного осмотра лечащим вра­чом (день прибытия (я прибыл(-а) утром), следующий день, 3 сутки, 4 сутки, 5 сутки); обслуживание медперсонала (вежли­вость, отзывчивость, компетентность, коммуникабельность, процесс оказания лечебных процедур).

Компонент 2. Оценка качества санаторно-курортных услуг санатория А в сравнении с конкурирующими здравницами.

Компонент 3. Определение степени влияния каждого на­правления санаторно-курортных услуг (организации встречи, регистрации и размещения; медицинского, бытового, культурно-массового обслуживания; организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательной, санитарно-просветительной работы и отъезда) на качество санаторно-курортного обслуживания.

Компонент 4. Определение эффективности лечения боль­ных лечебными природными факторами (минеральной водой, лечебной грязью, климатом) в сочетании с физиотерапевтиче­скими процедурами, лекарственной терапией, лечебной физ­культурой, лечебным питанием и особым санаторно-курортным режимом.

Компонент 5, Определение стандартных характеристик рес­пондентов: пол, возраст, периодичность отдыха в санатории А, род занятий и доход.

Компонент 6. Определение зависимости между видом забо­левания клиентов с их полом, возрастом и родом занятий.

На основе цели (-ей) и релевантных характеристик ставятся задачи исследования.

Постановка задач исследования. Они формулируются для определения структуры информации, необходимой для решения проблемы, и требований к ней.

К примеру, при выявлении степени удовлетворенности по­требителей качеством санаторно-курортного обслуживания мо­жет быть поставлен ряд задач исследования:

- выявить долю неудовлетворенных потребителей качест­вом санаторно-курортных услуг по каждому направлению;

- определить количество постоянных клиентов санатория А;

- разработать рекомендации по улучшению качества сана­торно-курортного обслуживания.

Наши рекомендации