Эволюция маркетинга как науки
Годы | Теоретические основы | Методы | Сферы применения |
1900-1950 | Учение о товаре, ориентация на распределение, теория экспорта и сбыта | Наблюдение, анализ покупки и продаж; расчет вероятностей; потребительские панели | Производство массовых товаров, сельскохозяйственная отрасль |
Учение о сбыте, ориентация на объем продаж, на товар и функции, теория дистрибьюторства | Анализ мотивов, исследование операций, моделирование | Потребители средств потребления | |
Научные основы поведения и принятия решений. Маркетинг как рецепт. Ориентация на торговлю, сбыт и частично на потребителя | Факторинг, дискриминантный анализ, математические методы, маркетинговые модели | Потребители средств производства и средств потребления | |
1980-1990 | Ситуационный анализ. Учение о маркетинге как функции менеджмента. Теории конкурентного анализа. Основы экологии. Стратегический маркетинг | Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, экспертиза, причинно-следственный анализ | Потребители средств потребления, средств производства, сфера услуг, бесприбыльные отрганизации |
С 1990 г. по настоящее время | Учение о маркетинге как о функции и инструментарии предпринимательства. Теория рыночных сетей, теория коммуникаций и взаимодействия. Ориентация на социальный и экологический эффект | Позиционирование, кластерный анализ, типология потребителей, модели поведения потребителей и конкурентов, бенч-маркетинг, теория игр | Потребители средств производства, средств потребления, сфера услуг, бесприбыльные организации, сфера государственного предпринимательства |
В этом случае функция маркетинга состоит в том, чтобы сделать такой обмен как можно более взаимовыгодным для участвующих в нем партнеров. Маркетинг определяет наборы товаров, используемых отдельными предприятиями (лицами) в конкретных условиях, и дает возможность направить имеющиеся у фирмы различные ресурсы на удовлетворение этих потребностей на пользу обеих сторон.
То есть маркетинг имеет дело с двумя потоками деятельности и полезностей. Первый поток создает формы полезности в процессе производства, а затем создает полезность как во времени, так и в пространстве через процесс товародвижения. Вторым потоком деятельности является обратный поток денег и заказов, идущих от потребителей.
Маркетинг регулирует движение этих двух потоков таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения спроса потребителей и прибылей предприятия (рис. 2).
Как видно, маркетинг взаимопогашает расхождения между потребностями покупателей и ресурсами, имеющимися для их удовлетворения. В этой связи значение функции маркетинга заключается в способности сбалансирования потребностей и ресурсов. Согласно концепции маркетинга, потребитель находится в центре производства и распределения. Деловая деятельность в этом случае концентрируется вокруг потребителя. Концепция маркетинга предполагает производство и продажу товаров, которые будут безусловно куплены, на которые имеется спрос, а не стремление реализовать то, что удалось произвести. Маркетинг в конечном счете – это рыночная концепция управления.
Важной задачей маркетинга является выявление и удовлетворение нужд и потребностей покупателей.
Нужда –ощущение нехватки чего-либо – имеет место, когда человек чувствует физиологическое и физическое лишение его основных необходимых элементов для жизни, таких как еда, одежда и приют.
Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека. Потребности трансформируются в самые разнообразные желания, определяемые культурными, историческими, географическими, национальными и личностными факторами.
Потребности бывают естественными, присущими природе человеческого организма, и приобретенными, зависящими от культурного и социального уровня человека и степени развития общества. Естественные потребности обусловлены человеческой природой, поэтому маркетинг влияет прежде всего на приобретенные потребности.
Спрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью. Изучение спроса – начальный этап комплексного исследования рынка, позволяющий определить его обобщающие характеристики.
Спрос на рынке –это общий объем продаж применительно к товарному рынку в определенном месте и в конкретный период времени для совокупности фирм или марок товаров. От того, насколько тщательно изучен и определен уровень, характер спроса и тенденции его изменения, зависит успех фирмы в конкурентной борьбе.
Товар –это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и подлежащий обмену. В системе маркетинга товару принадлежит важное место, он считается ядром всей маркетинговой деятельности фирмы.
Обмен –это форма общественной связи производителей и потребителей, осуществляемый на эквивалентной основе. Для того чтобы обмен мог состояться, необходимо участие двух сторон, каждая из которых обладает товаром, представляющим ценность, а также наличие у них желания совершить обмен.
Сделка –это соглашение между двумя или несколькими сторонами на реализацию (поставку) товаров и услуг в соответствии с установленными условиями.
В этой связи основным результатом деятельности предприятия, наиболее ценным вознаграждением для каждого участника трудового коллектива является признание его продукции на рынке.
Главное в маркетинге – двуединый и взаимодополняющий подход:
изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования | активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений |
Применение маркетинга на предприятии позволяет составлять реальные программы производства и реализации продукции, быстрее адаптироваться к изменениям на рынке и создает преимущества в конкурентной борьбе.
Чтобы философия маркетинга охватила и постоянно пронизывала процесс производства и продвижения товара к потребителю, по словам американского специалиста П. Дракера, «необходимо поставить специалиста по маркетингу не в конец, а в начало производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса.