К основным видам информационных технологий относятся следующие.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. Эта технология применяется на уровне исполнительской деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

Информационная технология управления предназначена для информационного обслуживания всех работников предприятий, связанных с принятием управленческих решений. Здесь информация обычно представляется в виде регулярных или специальных управленческих отчетов и содержит сведения о прошлом, настоящем и возможном будущем предприятия.

Информационная технология автоматизированного офиса призвана дополнить существующую систему связи персонала предприятия. Автоматизация офиса предполагает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри фирмы, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.

Информационная технология поддержки принятия решений предназначена для выработки управленческого решения, происходящей в результате итерационного процесса, в котором участвуют система поддержки принятия решений (вычислительное звено и объект управления) и человек (управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат).

Информационная технология экспертных систем основана на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджерам получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых в этих системах накоплены знания.

Теоретические основы обработки информации:

Обработка информации - преобразование и/или использование информации.

К обработке относят:

1. получение новой информации из данной путем математических вычислений или логических рассуждений.

2. изменение формы, представляющей информацию без изменения её содержания.

3. упорядочивание (сортировка информации)

4. поиск нужной информации в некотором информационном массиве.

56. Этапы разработки рекламного продукта.

Под рекламным продуктом понимается любое воздействие на потенциального покупателя, направленное на увеличение объёма продаж. Таким образом рекламным продуктом можно считать конечный результат рекламной деятельности, который выражается в листовках, буклетах, проспектах, визитках, теле- и аудиороликах, реклама на транспорте, web и flash сайты.

Рекламный продукт может оказывать различное воздействие на потенциального покупателя в зависимости от его качества. Под качеством рекламного продукта следует понимать соответствие воздействия рекламного продукта тем задачам, ради которых он создавался.

Разработка качественного рекламного продукта требует соблюдения ряда принципов, которые неизменны для рекламы любого типа. Несмотря на простоту и кажущуюся очевидность приводимых ниже принципов, далеко не вся рекламная продукция им соответствует, причём это несоответствие встречается достаточно часто и не зависит от масштабов рекламного проекта. Поэтому рекламодателю необходимо контролировать как ход разработки рекламного продукта, так и конечный результат и чем крупнее рекламный проект, тем выше значимость такого контроля.

Технология изготовления рекламного продукта состоит из следующих компонентов: расходные материалы (банерная ткань, пленка, фотографии, база спецэффектов, музыкальные подложки), инструменты и оборудования, при помощи которых изготовляется рекламный продукт и технология изготовления данного рекламного продукта.

Далее рассмотрим, какие этапы необходимо выполнить, чтобы создать рекламный продукт. Для этого необходимы два этапа: креативный и технологический. На креативном (или творческом) этапе необходимо сформулировать саму идею рекламного сообщения. Для разработки идеи осуществляется сбор разного рода информации, которая относится к рекламному сообщению: информация о типе продукта; информация о торговой марке; информация о целевой группе; информация об обстоятельствах (условиях), в которых используется продукт; информация о конкурентах. На основе этой информации вырабатывается основная идея рекламного предложения.

Технологический этап включает в себя пять составляющих. Первая делом необходимо уяснить цели, которые преследует заказчик, приняв решение получить тот или иной рекламный продукт (листовку, буклет, проспект, брошюру, презентационный фильм и т.д.), изучить рекламно-информационные продукты конкурентов, коллег и торговых партнёров по разрабатываемой теме. Также необходимо узнать назначений продуктов (продуктовых рядов), технологий, производственных процессов и т.д., которым будет посвящён будущий рекламный продукт.

После этого необходимо разработать концепцию рекламно-информационного продукта. В неё входит:

- определение целевых групп;

- постановка (описание) маркетинговых целей, которые должны решаться рекламно-информационным продуктом;

- разработка структуры или конструктивного решения рекламно-информационного продукта.

- разработка примерного медиа плана использования аудио и визуальных продуктов.

- разработка примерных сценариев работы стендистов на выставочном стенде.

- разработка вариантов слоганов для использовании в рекламно-информационном продукте.

Следующий этап это непосредственно разработка рекламного продукта.

Для печатной продукции необходимо: подготовить текстовую часть рекламно-информационного продукта, разработать графики, схемы и т.п. рекламно-информационного продукта, структурировать текст (адаптировать для удобства восприятия информации целевыми аудиториями).

Для статичной визуальной продукции: Разработать креативную идею продукта, разработать окончательный варианта слогана или рекламно-информационного текста и подготовить эскиз статичного изображения.

Для сайта необходимо разработать структуру сайта, выявить основные логические разделы, выбрать механизм управления сайтом, предварительно сфотографировать объекты публикуемые на сайте и наконец, разработать текстовую часть сайта.

Далее необходимо подготовить дизайн макетов. Для печатной и статичной визуальной продукции:

1. Дизайн рекламно-информационного продукта.

2. Вёрста текста.

3. Создание электронного оригинал-макета рекламно-информационного продукта.

4. Тестирование принтерной распечатки рекламно-информационного продукта на независимой аудитории (10-15 человек), схожей по характеристикам с выбранной целевой группой.

5. Корректировка оригинал-макета по результатам тестирования.

Для сайта:

1. Фотосъемка и оптимизация изображений для сайта

2. Разработка дизайна заглавной страницы (заглавных страниц разделов) и основной (основных разделов) страницы.

3. Разработка (настройка) технической части механизма навигации и управления сайтом

Пятый этап (изготовление).

57. Понятие базы данных, назначение БД, понятие архитектуры БД, классификация БД. Использование БД в маркетинге и рекламе.

База данных — это организованная структура, предназначенная для хранения инфор­мации.

Основным компонентом многопользовательских информационных технологий является банк данных. Это информационная система коллективного пользования, обеспечивающая централизованное хранение данных, их обновление и выдачу по запросам пользователей.

Банки данных хранят сведения из самых разных областей человеческой деятельности: библиотечное и банковское дело, образование и медицина, управление предприятием и государством, право, экология и т. д.

Банк данных включает одну или несколько баз данных, систему управления базами данных (СУБД) и оболочку базы данных.

Собственно данные, хранящиеся в запоминающих устройствах компьютеров, составляют базу данных (БД). По структуре представления данных БД делятся на сетевые, иерархические и реляционные. В настоящее время практически применяется только реляционная структура, в которой база данных состоит из одной или нескольких таблиц. Каждая таблица содержит информацию в виде набора записей. Каждая запись в базе данных разделена на поля по типам или смыслу содержащейся в них информации.

Примером таблицы может служить список данных о студентах колледжа с полями ФИО, дата рождения, адрес и т. д. Количество записей в этой таблице будет равно числу студентов колледжа. Другая таблица этой БД может содержать, например, оценки студентов по различным предметам.

Над данными в табличном представлении можно эффективно применять ряд стандартных элементарных операций, к которым сводятся все необходимые действия с базой данных. Комбинируя таблицы, выбирая отдельные столбцы и строки, пользователь может формировать новые таблицы для отображения на экране, для дальнейшей обработки или записи на хранение.

Концепция реляционной (табличной) модели данных была впервые выдвинута в пятидесятые годы, но широкую популярность эта модель завоевала лишь в восьмидесятых.

Работу с БД обеспечивает система управления базой данных (СУБД), которая позволяет производить поиск и сортировку информации в базе данных, а также добавлять и удалять записи в БД и создавать различные отчеты на основе запросов к одной или нескольким БД. Например, к описанной выше БД можно обратиться с запросом "выбрать всех студентов, родившихся в январе и имеющих средний балл не менее 4".

СУБД реляционного типа освобождает пользователя от необходимости знать форматы хранения данных, методы доступа и методы управления памятью. Изменение физической структуры базы данных не влияет на работоспособность прикладных программ, работающих с нею.

Запросы формулируются на специальном языке. Популярным языком такого рода является реляционный язык SQL (Structured Query Language), который является международным стандартом языка запросов.

По степени универсальности различают два класса СУБД:

• системы общего назначения;

• специализированные системы.

СУБД общего назначения не ориентированы на какую-либо предметную область или на информационные потребности какой-либо группы пользователей. Каждая система такого рода реализуется как программный продукт, способный функционировать на некоторой модели компьютеров в определенной операционной системе и поставляется многим пользователям как коммерческое изделие. Такие СУБД обладают средствами настройки на работу с конкретной базой данных.

Специализированные СУБД создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения.

Современные СУБД предоставляют пользователю мощные средства работы с данными и автоматически выполняют такие системные функции, как восстановление после сбоя и одновременный доступ нескольких пользователей к общим данным.

К числу известных простейших СУБД относятся dBase, Clipper, Foxbase, R:BASE, Paradox, Data Ease, Clarion и т. д.

К современным СУБД реляционного типа относятся FoxPro, Access, Oracle, Progress, Informix и т. д.

При одновременной работе с базой данных нескольких пользователей предполагается выполнение СУБД следующих функций:

• блокировки базы данных, файла, записи, поля;

• идентификации станции, установившей блокировку;

• обновления информации после модификации;

• контроля времени и повторения обращения;

• обработки транзакции (транзакция — последовательность операций пользователя над базой данных, которая сохраняет ее логическую целостность);

• работы с сетевыми операционными системами (LAN Manager, NetWare, Unix).

Все рассматриваемые программные средства обладают автоматизированными средствами создания экранных форм, запросов, отчетов, меню, наклеек, стандартных писем. Для создания указанных визуальных и структурных объектов ряд СУБД использует специальные инструментальные средства, называемые "мастерами".

Базы данных прочно вошли в жизнь. Однако сегодня множество компаний столкнулось с серьезной проблемой — необходимостью быстрого принятия решений на основе данных из разнородных, подчас несовместимых друг с другом систем. Например, в одном подразделении фирмы используется Paradox, в другом — FoxPro, корпоративные данные находятся под управлением Oracle или Informix, а руководитель должен иметь под рукой сводку на основе всей информации, допустим в виде аналитического документа Word.

Для решения проблемы доступа к разнородным данным разработаны стандарты на методы обращения к базам данных, например ODBC или IDAPI.

Большое значение приобретают системы распределенных баз данных, состоящие из нескольких БД, размещенных на компьютерах, физически удаленных друг от друга

С помощью Архитектуры система управления базами данных (СУБД — DBMS) структурирует и манипулирует перманентными данными.

Использование БД в маркетинге и рекламе

- Для хранения информации о клиентах

- Для обработки и хранения результатов исследования

- Используются в делопроизводстве (счет-фактуры, договора)

- Используются как элемент сайта

58. Общие принципы хранения и обработки данных.

ДАННЫЕ в информатике - информация, представленная в формализованном виде, что обеспечивает возможность ее хранения, обработки и передачи.

Режимы обработки данных

При проектировании технологических процессов ориентируются на режимы их реализации. Режим реализации технологии зависит от объемно-временных особенностей решаемых задач: периодичности и срочности, требований к быстроте обработки сообщений, а также от режимных возможностей технических средств, и в первую очередь ЭВМ. Существуют: пакетный режим; режим реального масштаба времени; режим разделения времени; регламентный режим; запросный; диалоговый; телеобработки; интерактивный; однопрограммный; многопрограммный (мультиобработка).

Пакетный режим. При использовании этого режима пользователь не имеет непосредственного общения с ЭВМ. Сбор и регистрация информации, ввод и обработка не совпадают по времени. Вначале пользователь собирает информацию, формируя ее в пакеты в соответствии с видом задач или каким-то др. признаком. (Как правило, это задачи неоперативного характера, с долговременным сроком действия результатов решения). После завершения приема информации производится ее ввод и обработка, т.е., происходит задержка обработки. Этот режим используется, как правило, при централизованном способе обработки информации.

Диалоговый режим (запросный) режим, при котором существует возможность пользователя непосредственно взаимодействовать с вычислительной системой в процессе работы пользователя. Программы обработки данных находятся в памяти ЭВМ постоянно, если ЭВМ доступна в любое время, или в течение определенного промежутка времени, когда ЭВМ доступна пользователю. Взаимодействие пользователя с вычислительной системой в виде диалога может быть многоаспектным и определяться различными факторами: языком общения, активной или пассивной ролью пользователя; кто является инициатором диалога - пользователь или ЭВМ; временем ответа; структурой диалога и т.д. Если инициатором диалога является пользователь, то он должен обладать знаниями по работе с процедурами, форматами данных и т.п. Если инициатор - ЭВМ, то машина сама сообщает на каждом шаге, что нужно делать с разнообразными возможностями выбора. Этот метод работы называется “выбором меню”. Он обеспечивает поддержку действий пользователя и предписывает их последовательность. При этом от пользователя требуется меньшая подготовленность.

Диалоговый режим требует определенного уровня технической оснащенности пользователя, т.е. наличие терминала или ПЭВМ, связанных с центральной вычислительной системой каналами связи. Этот режим используется для доступа к информации, вычислительным или программным ресурсам. Возможность работы в диалоговом режиме может быть ограничена во времени начала и конца работы, а может быть и неограниченной.

Иногда различают диалоговый и запросный режимы, тогда под запросным понимается одноразовое обращение к системе, после которого она выдает ответ и отключается, а под диалоговым - режим, при которым система после запроса выдает ответ и ждет дальнейших действий пользователя.

Режим реального масштаба времени. Означает способность вычислительной системы взаимодействовать с контролируемыми или управляемыми процессами в темпе протекания этих процессов. Время реакции ЭВМ должно удовлетворять темпу контролируемого процесса или требованиям пользователей и иметь минимальную задержку. Как правило, этот режим используется при децентрализованной и распределенной обработке данных.

Режим телеобработки дает возможность удаленному пользователю взаимодействовать с вычислительной системой.

Интерактивный режим предполагает возможность двустороннего взаимодействия пользователя с системой, т.е. у пользователя есть возможность воздействия на процесс обработки данных.

Режим разделения времени предполагает способность системы выделять свои ресурсы группе пользователей поочередно. Вычислительная система настолько быстро обслуживает каждого пользователя, что создается впечатление одновременной работы нескольких пользователей. Такая возможность достигается за счет соответствующего программного обеспечения.

Однопрограммный и многопрограммный режимы характеризуют возможность системы работать одновременно по одной или нескольким программам.

Регламентный режим характеризуется определенностью во времени отдельных задач пользователя. Например, получение результатных сводок по окончании месяца, расчет ведомостей начисления зарплаты к определенным датам и т.д. Сроки решения устанавливаются заранее по регламенту в противоположность к произвольным запросам.

Способы обработки данных

Различаются следующие способы обработки данных: централизованный, децентрализованный, распределенный и интегрированный.

Централизованная предполагает наличие. При этом способе пользователь доставляет на ВЦ исходную информацию и получают результаты обработки в виде результативных документов. Особенностью такого способа обработки являются сложность и трудоемкость налаживания быстрой, бесперебойной связи, большая загруженность ВЦ информацией (т.к. велик ее объем), регламентацией сроков выполнения операций, организация безопасности системы от возможного несанкционированного доступа.

Децентрализованная обработка. Этот способ связан с появлением ПЭВМ, дающих возможность автоматизировать конкретное рабочие место.

Распределенный способ обработки данных основан на распределении функций обработки между различными ЭВМ, включенными в сеть. Этот способ может быть реализован двумя путями: первый предполагает установку ЭВМ в каждом узле сети (или на каждом уровне системы), при этом обработка данных осуществляется одной или несколькими ЭВМ в зависимости от реальных возможностей системы и ее потребностей на текущий момент времени. Второй путь - размещение большого числа различных процессоров внутри одной системы. Такой путь применяется в системах обработки банковской и финансовой информации, там, где необходима сеть обработки данных (филиалы, отделения и т.д.). Преимущества распределенного способа: возможность обрабатывать в заданные сроки любой объем данных; высокая степень надежности, так как при отказе одного технического средства есть возможность моментальной замены его на другой; сокращение времени и затрат на передачу данных; повышение гибкости систем, упрощение разработки и эксплуатации программного обеспечения и т.д. Распределенный способ основывается на комплексе специализированных процессоров, т.е. каждая ЭВМ предназначена для решения определенных задач, или задач своего уровня.

Интегрированный способ обработки информации. Он предусматривает создание информационной модели управляемого объекта, то есть создание распределенной базы данных. Такой способ обеспечивает максимальное удобство для пользователя. С одной стороны, базы данных предусматривают коллективное пользование и централизованное управление. С другой стороны, объем информации, разнообразие решаемых задач требуют распределения базы данных. Технология интегрированной обработки информации позволяет улучшить качество, достоверность и скорость обработки, т.к. обработка производится на основе единого информационного массива, однократно введенного в ЭВМ. Особенностью этого способа является отделение технологически и по времени процедуры обработки от процедур сбора, подготовки и ввода данных.

С проблемой обеспечения надежного хранения данных IT-сообщество столкнулось с момента появления первых накопителей, и с тех пор специалисты непрерывно занимаются ее решением. Задача не столь проста, как кажется на первый взгляд, — объемы информации лавинообразно возрастают, соответственно, повышаются требования к скорости доступа и обеспечению целостности информации. По сведениям IDC, темпы ежегодного увеличения объема данных составляют более 80%, при этом затраты на IT возрастают всего лишь на 20% в год. Согласно оценке других компаний, например Storage Networking Industry Association, за год количество данных в компаниях возрастает на 60–100%, но только около 60% из них расположены именно там, где им и положено быть — остальные могут находиться у локальных пользователей, что создает весьма существенные проблемы с доступом.

Первые попытки решить эти проблемы ставили своей целью в первую очередь обеспечить надежность хранения информации. Создание RAID-контроллеров было первым шагом на пути к совершенству, а первым же способом обезопасить данные от потери — их дублирование на нескольких носителях (например, режим Mirror). Забегая вперед, отметим, что этот принцип сохранился и по сей день — только «клонируются» уже не столько накопители, сколько внутренние компоненты систем, такие как каналы связи.

На протяжении нескольких лет корпоративные требования обусловили четкую позицию — необходимость перехода от децентрализованной модели хранения данных к централизованной. Рассмотрим вкратце основные задачи, которые призвана решать современная СХД.

Внешние системы хранения данных (СХД) можно классифицировать по нескольким критериям:

Носитель данных

Внешние интерфейсы подключения

Рыночное позиционирование

В качестве носителей данных в современных системах хранения данных (СХД) выступают:

Жесткие диски, наиболее популярные интерфейсы дисков СХД:

Fibre Channel (FC)

Serial ATA (S-ATA)

Serial SCSI (SAS)

SCSI

Магнитные ленты, наиболее популярные форматы магнитных лент СХД:

DAT

LTO

SDLT

Оптические и магнитооптические диски:

DVD

UDO

PDD

Наиболее распространенные внешние интерфейсы (протоколы) подключения СХД:

Fibre Channel

iSCSI

SCSI

CIFS и NFS

Infiniband

C точки зрения рыночного позиционирования системы хранения данных (СХД) можно условно разделить на 3 категории:

СХД начального уровня (low-end).Наиболее доступные по цене системы храния данных, предназначенные для решения простых задач: небольшие СУБД, файловые сервисы, «горячие» резервные копии. Отличает простота внедрения и поддержки. Решения адресованы для небольших компаний или для решения второстепенных задач крупных компаний.

СХД среднего уровня (mid-range). Системы хранения данных среднего класса, которые отличает оптимальное соотношение функциональность/цена, обладают обширным функционалом, высокой производительностью, хорошо масштабируются, совместимы с большинством популярных операционных систем. Такие системы позволяют эффективно решать большинство задач хранения данных средних и крупных заказчиков: средние и крупные СУБД, электронная почта, важнейшие файловые сервисы, CAD/CAM, кластеры высокой доступности для важнейших задач, таких как ERP, CRM и т.п. СХД высокого класса (hi-end). Решения наивысшего класса, отличает максимально возможная надежность и производительность. Системы хранения данных подобного класса обеспечивают массированную консолидацию хранения данных крупнейших компаний. Решения также совместимы, помимо популярных открытых систем, с закрытыми платформами класса mainframe. Позволяют решать mission-critical задачи, от которых зависит существование бизнеса. Типичным применением подобных решений являются крупнейшие ERP системы, биллинг крупных телеком-операторов, крупнейшие СУБД, хранилища уникальных научных данных и др.

59. Основные функции реляционных СУБД.

База данных – это организованное собрание данных, где данные хранятся с некоторым назначением. Простым примером неэлектронной базы данных является обычная библиотека, в которой хранятся книги, периодические издания и прочие документы.

По структуре представления данных БД делятся на сетевые, иерархические и реляционные.

В настоящее время практически применяется только реляционная структура, в которой база данных состоит из одной или нескольких таблиц. Каждая таблица содержит информацию в виде набора записей. Каждая запись в базе данных разделена на поля по типам или смыслу содержащейся в них информации.

Примером таблицы может служить список данных о студентах колледжа с полями ФИО, дата рождения, адрес и т. д. Количество записей в этой таблице будет равно числу студентов колледжа. Другая таблица этой БД может содержать, например, оценки студентов по различным предметам.

Над данными в табличном представлении можно эффективно применять ряд стандартных элементарных операций, к которым сводятся все необходимые действия с базой данных. Комбинируя таблицы, выбирая отдельные столбцы и строки, пользователь может формировать новые таблицы для отображения на экране, для дальнейшей обработки или записи на хранение.

Концепция реляционной (табличной) модели данных была впервые выдвинута в пятидесятые годы, но широкую популярность эта модель завоевала лишь в восьмидесятых.

Работу с БД обеспечивает система управления базой данных (СУБД), которая позволяет производить поиск и сортировку информации в базе данных, а также добавлять и удалять записи в БД и создавать различные отчеты на основе запросов к одной или нескольким БД. Например, к описанной выше БД можно обратиться с запросом "выбрать всех студентов, родившихся в январе и имеющих средний балл не менее 4".

СУБД реляционного типа освобождает пользователя от необходимости знать форматы хранения данных, методы доступа и методы управления памятью. Изменение физической структуры базы данных не влияет на работоспособность прикладных программ, работающих с нею.

Запросы формулируются на специальном языке. Популярным языком такого рода является реляционный язык SQL (Structured Query Language), который является международным стандартом языка запросов.

По степени универсальности различают два класса СУБД:

• системы общего назначения;

• специализированные системы.

СУБД общего назначения не ориентированы на какую-либо предметную область или на информационные потребности какой-либо группы пользователей. Каждая система такого рода реализуется как программный продукт, способный функционировать на некоторой модели компьютеров в определенной операционной системе и поставляется многим пользователям как коммерческое изделие. Такие СУБД обладают средствами настройки на работу с конкретной базой данных.

Специализированные СУБД создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения.

Современные СУБД предоставляют пользователю мощные средства работы с данными и автоматически выполняют такие системные функции, как восстановление после сбоя и одновременный доступ нескольких пользователей к общим данным.

К числу известных простейших СУБД относятся dBase, Clipper, Foxbase, R:BASE, Paradox, Data Ease, Clarion и т. д.

К современным СУБД реляционного типа относятся FoxPro, Access, Oracle, Progress, Informix и т. д.

При одновременной работе с базой данных нескольких пользователей предполагается выполнение СУБД следующих функций:

• блокировки базы данных, файла, записи, поля;

• идентификации станции, установившей блокировку;

• обновления информации после модификации;

• контроля времени и повторения обращения;

• обработки транзакции (транзакция — последовательность операций пользователя над базой данных, которая сохраняет ее логическую целостность);

• работы с сетевыми операционными системами (LAN Manager, NetWare, Unix).

Все рассматриваемые программные средства обладают автоматизированными средствами создания экранных форм, запросов, отчетов, меню, наклеек, стандартных писем. Для создания указанных визуальных и структурных объектов ряд СУБД использует специальные инструментальные средства, называемые "мастерами".

Базы данных прочно вошли в жизнь. Однако сегодня множество компаний столкнулось с серьезной проблемой — необходимостью быстрого принятия решений на основе данных из разнородных, подчас несовместимых друг с другом систем. Например, в одном подразделении фирмы используется Paradox, в другом — FoxPro, корпоративные данные находятся под управлением Oracle или Informix, а руководитель должен иметь под рукой сводку на основе всей информации, допустим в виде аналитического документа Word.

Для решения проблемы доступа к разнородным данным разработаны стандарты на методы обращения к базам данных, например ODBC или IDAPI.

Большое значение приобретают системы распределенных баз данных, состоящие из нескольких БД, размещенных на компьютерах, физически удаленных друг от друга.

60. Основные принципы хранения и обработки информации. Область применении электронных таблиц в рекламе.

Для хранения, накопления и передачи информации используются носители информации различной природы: молекулы ДНК- генетическая информация, бумага, магнитная лента, фото и кинопленки, микросхема памяти, магнитные и лазерные диски и тд.

Особенности накопителей на магнитных носителях: В процессе записи информации на магнитную головку дисковода поступают последовательные электрические импульсы, которые создают в магнитной головке магнитное поле. В результате последовательно намагничиваются или не намагничиваются (логические 1 или 0) элементы поверхности носителя. При считывании намагниченные участки носителя вызывают в магнитной головке импульсы тока (индукция), последовательность которых передается в оперативную память ПК.

Для того чтобы хранить информацию на диске он должен быть отформатирован. Форматирование дисков - процесс создания физической и логической структуры диска.

Виды форматирования:

Полное – вся информация на диске уничтожается. Происходит физическое форматирование (проверка качества поверхности и разметка на дорожки и сектора) и логическое (создание каталога и таблицы размещения файлов)

Быстрое – происходит лишь очистка каталога и таблицы размещения файлов.

Гибкий магнитный диск

Физическая структура – диск разбивается на концентрические дорожки, которые делятся на сектора, а магнитная головка дисковода ставит метки дорожек и секторов.

Логическая структура гибких дисков (дискетки) – совокупность пронумерованных секторов (от первого сектора нулевой дорожки до последнего сектора последней дорожки)

Min размер файла = одному сектору. Запись файлов идет в произвольные сектора и может быть на различных дорожках. Каталог (база данных) диска содержится имя файла, его объем, дата и время создания. Таблица FAT (File Allocation Table)содержит полную информацию о секторах, которые занимают файлы. Количество ячеек FAT = количеству секторов дискетки, значения ячеек – адреса секторов файлов.

Заполнение секторов: 1–загрузочная запись ОС; 2-33 -каталог и таблицы FAT; начиная с 34 – файлы.

Дискетка 3,5: информационная емкость сектора 512 байт

2 стороны по 80 дорожек на одной стороне

18 секторов на дорожке (всего секторов 18*80*2=2880)

Информационная емкость не форматир.дискетки – 1,44Мбайта,

отформатированной – 1,39Мбайт

(т.к. для записи доступно 2880-33=2847 секторов)

Жесткий магнитный диск

Логическая структура жестких дисков: Кластер – min адресуемый элемент диска. Размер кластера зависит от типа используемой таблицы FAT и емкости диска. Таблица FAT16 может адресовать 216=65536 кластеров. Файл всегда занимает целое число кластеров.

Для дисков большой емкости размер кластера оказывается слишком большим. Проблему потери свободного дискового пространства частично решает использование таблицы FAT32, где объем кластера=8-ми секторам, или 4Кбайта для диска любого объема. Таким образом, увеличивается число адресуемых кластеров. Преобразование в FAT32 можно осуществить программой «Преобразование» входящей с состав Windows.

Скорость обмена данными между жестким диском и ОП достигает 100 Мбайт/сек. Для увеличения скорости работы и предотвращения преждевременного старения носителя рекомендуется делать дефрагментацию – перезапись файлов в последовательно идущие кластеры (выделить диск – КМ-Свойства – Сервис).

Наши рекомендации