Индикаторы конкурентоспособности

Объект исследования Оценки
фактического состояния прогнз Инструменты исследования
Конкуренты фирмы и их первичная характеристика Названия, количество конкурентов     Регистры, непосредственное наблюдение, опросы
Стратегии и методы конкурентной борьбы Оценки тенденции цен и продажи товаров, сервиса, рекламы     Наблюдение, интерпретация
Доля рынка, занимаемая каждым конкурентом Доля предыдущего периода, расчеты     Статистическая ин формация
Интенсивность и тенденции развития конкуренции Частота выпуска новых товаров, изменение доли, характер рекламы     Наблюдения, статистическая информация, обзор СМИ
Ценовая политика конкурентов Цены на предприятиях конкурентов     Наблюдения, опросы, статистическая ин формация
Инновационная товарная политика конкурентов Индексы новизны, качества и конкурентоспособности     Приобретение конку рентных товаров, опросы покупателей, экспертиза
Оценка сильных и слабых сторон конкурентов Перечень и комплексная оценка     SWOT анализ
Отвечают ли товары конкурентов требованиям потребителей по перечню параметров: • цене; • внешнему виду; • надежности; • функциональным параметрам Да, нет, комплексная оценка       Опросы, балльные оценки  
Реакция конкурента на. а) новый товар нашей фирмы; б) изменение цены нашего товара; в) увеличение нашей доли рынка г)изменение способов дистрибьюции; д) интенсификацию рекламы и совершенствование сервиса Констатация действий конкурента расчет коэффициентов реакции и эластичности, определение лага     Наблюдение, опросы покупателей  
Какие методы стимулирования спроса применяют конкуренты Снижение цен, поощрение потребителей, Интенсивная реклама, сервис   Наблюдение, опрос покупателей, СМИ
Что известно о НИОКР конкурентов     Экспертные оценки НИОКР       СМИ, информация с выставок презентаций, ярмарок, промышленный шпионаж
Что известно о технологии производства конкурентов   Экспертные оценки технологии     СМИ, информация с выставок презентаций, ярмарок, промышленный шпионаж
Какова патентная защита товаров конкурентов Патенты, коэффициенты изобретательской активности     Отслеживание патентов и патентных заявок, проверка патент ной чистоты
Результаты коммерческой деятельности конкурирующих предприятий Прибыль, рентабельность, издержки     Справочники, информация для акционера и инвесторов, экономический шпионаж
Численность персонала Число работников       Регистры, публикации фирм, наблюдение
Оценка рекламы конкурентов Экспертные оценки эффективности рекламы     Наблюдение за рек ламой конкурентов в СМИ, на транспорте, предприятиях и т.п.
Ситуация со снабжением конкурентов сырьем Обеспеченность сырьем     Наблюдение за завозом сырья, промышленный шпионаж
Качество сервиса на торговых предприятиях конкурентов Экспертные оценки качества обслуживания     Непосредственное наблюдение, опросы покупателей
Организация торгового процесса, уровень сервиса Число покупателей за данный период     Непосредственное наблюдение, хронометраж, пробные покупки
Уровень маркетинга конкурентов. Экспертные оценки маркетинговой деятельности конкурента   Наблюдение за деятельностью конкурента, его реакцией на окружающую среду
результаты участия конкурентов на выставках, ярмарках   Оценки выставляемых товаров и заключенных сделок   Наблюдение, опросы
изучение психологии руководителей конкурирующих фирм психологический портрет менеджеров конкурирующих фирм   наблюдения психологов

Оценка иникаторов конкурентоспособности



Критерии Диапазон оценок
низкая (1-2 балла) средняя (3-4 балла) высокая (5 баллов)
Относительная доля рынка Менее 1/3 лидера Более 1/3 лидера Лидер
Издержки Выше, чем у прямого конкурента Такие же, как у прямого конкурента Ниже, чем у прямого конку рента
Отличительные свойства товара Товар не дифференцирован Товар дифференцирован Уникальный товар
Степень освоения технологии Осваивается с трудом Осваивается легко Освоена полностью
Каналы товародвижения Посредники не контролируются Посредники контролируются Прямые продажи (канал нулевого уровня)
Имидж Отсутствует Развит Сильный имидж


Наши рекомендации