Семантический дифференциал – это метод количественного и качественного индексирования значения знаков. Термин «дифференциал семантический» впервые появился в американской литературе в 1952 г. Авторы (группа американских психологов во главе с Ч.Осгудом) назвали так свой метод для измерения значения. Семантический дифференциал находит широкое применение при исследовании массовых коммуникаций, измерениях эмоционального отношения личности к объектам (к рекламе в частности), социальных установок и ценностных ориентаций личности. Процедура семантического дифференциала основывается на таком психологическом явлении как синестезия - возникновение одних чувственных образов (восприятия) под возникновением других. Например, неприятное ассоциируется с темным, низким, холодным, хорошее – со светлым, высоким, теплым и т.д.. Наиболее распространенная форма семантического дифференциала предлагает респонденту оценить объект в баллах (от 1 до 7) по набору двухполюсных шкал, полюса которого представлены противоположными по смыслу прилагательными.
Пример 4.2.3: Оцените, пожалуйста, рекламный ролик компании |
Хороший | | | | | | | | Плохой | Красивый | | | | | | | | Некрасивый | Быстрый | | | | | | | | Медленный | высокий | | | | | | | | низкий | |
Полученные цифровые данные изображаются в виде ломаной линии, получаемой при соединении отмеченных респондентом точек на шкале. В зависимости от близости профилей можно судить о близости стимулов.
При использовании данной методики необходимо помнить: во-первых, что шкала семантического дифференциала может быть совершенно незнакома респондентам, поэтому необходимо дать инструкция как ставить точки на шкале, во-вторых, следует подумать, какие именно прилагательные будут размещены на шкале. Возможно использование усовершенствованной (графически позиционной) шкалы и числовой сопоставительной шкал семантического дифференциала, с которыми легче работать и для респондентов не представляется труда понять, каким образом они должны давать ответы.
Пример 4.2.4. |
Усовершенствованная (графически позиционной) шкала семантического дифференциала[416] |
Дайте свою оценку производителям каш: General Mills, Kelloggs, Post. Нас интересует ваше отношение к каждому производителю. Для каждой из нижеприведенных шкал определитесь на каком месте находится каждый из производителей, а затем впишите букву обозначающую того или иного производителя. |
Таблица 4.2.3 |
Заслуживает доверия | | | | | | | | Не заслуживает доверия | Заинтересован лишь в извлечении прибыли | | | | | | | | Не заинтересован лишь в извлечении прибыли | Не обеспокоен состоянием окружающей среды | | | | | | | | Обеспокоен состоянием окружающей среды | Производит полезную пищу | | | | | | | | Производит не слишком полезную пищу |
|
Числовая сопоставительная шкала семантического дифференциала.[417] |
Дайте свою оценку производителям каш: General Mills, Kelloggs, Post. Нас интересует ваше отношение к каждому производителю. Для каждой из нижеприведенных шкал определитесь, на каком месте находится каждый из производителей, а затем впишите число, представляющее соответствующе место на шкале, в строке под названием производителя. Чем ближе это число к одному из концов, тем точнее фраза с этой стороны шкалы характеризует его деятельность. |
General Mills Kelloggs Post Таблица 4.2.4. |
Заслуживает доверия | | | | | | | | Не заслуживает доверия | ____ | _______ | _______ | Заинтересован лишь в извлечении прибыли | | | | | | | | Не заинтересован лишь в извлечении прибыли | ____ | _______ | _______ | Не обеспокоен состоянием окружающей среды | | | | | | | | Обеспокоен состоянием окружающей среды | ____ | _______ | _______ | Производит полезную пищу | | | | | | | | Производит не слишком полезную пищу | ____ | _______ | _______ | | | | | | | | | | | | | |
Исследование рекламы является одним из основных направлений маркетинговых исследований и позволяет эффективно достигать ее основной цели, а именно точно позиционировать для целевой аудитории сообщение о товаре или услуге. Изучение коммуникативной результативности рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так и формы подачи информации.