Теоретическая часть: Понятие PEST-анализ и SWOT-анализа
Анализ среды обычно считается исходным процессом управления стратегическими изменениями, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
• макроокружения;
• непосредственного окружения;
• внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Практическая часть: Оформление результатов PEST-анализ и SWOT-анализа
Целью анализа внешней среды является выявление возможностей и угроз, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.
Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, формирующие условия для успешного развития организации. Это, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиции конкурентов, снижение или, наоборот, повышение таможенных барьеров, государственная поддержка и т.п.
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, препятствующие успешному развитию организации. Это, например, снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования и т.д.
Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Считается, что в этой связи полезно рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ(Р - политика и право, Е -экономика, S - общество, Т - технология).
Примерами политико-правовых факторов являются: уровень лабильности правительства; уровень государственной поддержки отрасли; характер международных отношений государства; промышленная, инвестиционная, внешнеэкономическая и т.п. политика государства; антимонопольное законодательство и т.п.
В качестве экономических факторов могут быть выделены: стабильность экономики; уровень инфляции; уровень конкуренции в отрасли; динамика (занятости и безработицы; инвестиционная активность; насыщенность рынка ;быта, уровень цен на основные ресурсы; уровень доходов населения и предприятий и т.п.
В рамках социокультурного направления (S-общество) могут быть рассмотрены такие факторы, как: вкусы и предпочтения населения; уровень его образования; половозрастная структура населения; отношение людей к работе и отдыху; традиции и обычаи и т.п.
Примерами технологических факторов являются: значимые тенденции в области НИОКР; уровень дифференциации продукции в отрасли; вероятность появления товаров-заменителей; изменение требований к качеству продукции; требований к экологической безопасности и т.п.
При определении факторов внешнего окружения конкретной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой принадлежностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность организации может быть определено.
Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 3.
Таблица 3 PEST-анализ
P: Политические факторы | E: Экономические факторы |
S: Социальные факторы | T: Технологические факторы |
Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз,что предполагает выполнение следующих действий:
Во-первых, необходимо выявить (по возможности, аргументировано) тенденции развития внешней среды предприятия по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов и определить, что они будут формировать для него - угрозу иливозможность.
Во-вторых, необходимо уточнить формулировки по каждому из факторов внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «уровень инфляции» - «рост уровня инфляции» или, конкретизируя, «сокращение спроса в связи с ростом цен»; «уровень доходов населения» - «рост уровня доходов населения» или «увеличение спроса в связи ростом уровня доходов населения»; «внешнеэкономическая политика государства» - «расширение внешнеэкономических связей», «вступление РФ в ВТО» или «появление новых зарубежных рынков сбыта», «рост конкуренции со стороны зарубежных поставщиков» и т.п. Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз предприятия.
В-третьих, каждая возможность предприятия должна быть оценена по двум параметрам - степень ее влияния на предприятие (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) - и занесена соответствующее поле матрицы возможностей (позиционирована) (таблица 4).
Таблица 4 Матрица возможностей
Вероятность использования возможности организацией | Степень влияния возможности на организацию | ||
Сильные | Умеренные | Слабые | |
Высокая вероятность | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» |
Средняя вероятность | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» |
Низкая вероятность | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» | ПОЛЕ «х» |
Итогом позиционирования возможностей должен стать вывод об их значении для предприятия, для чего следует учитывать следующее:
– возможности, попадающие на поля «+», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать;
– возможности, попавшие на поля «-», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;
– возможности, попадающие на поля «х», практически не заслуживают внимания организации.
Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (таблица 5). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).
Таблица 5 Матрица угроз
Возможность угроз | Последствия реализации угрозы для организации | |||
Разрушительное | Критическое | Тяжелое | Слабое | |
Высокие | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» |
Средние | ПОЛЕ «+» | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» | ПОЛЕ «V» |
Низкая | ПОЛЕ «-» | ПОЛЕ «х» | ПОЛЕ «V» | ПОЛЕ «V» |
Итогом позиционирования угроз также должен стать вывод об их значении для организации, для чего следует учитывать следующее:
– угрозы, которые попадают на поля «+», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;
– угрозы, попавшие на поля «-», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке;
– угрозы, находящихся на полях «х», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;
– угрозы, попавшие на поля «V», также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.