Экономическое положение потребителя
Ø Размер доходов
Ø Размер расходов
Ø Размер и форма сбережений/ инвестиций
Ø Кредитоспособность
Ø Тенденция к расходованию/накоплению средств
Классификация потребителей
по системе VALS 2
Ø Актуализаторы
Ø Квалифицированные
Ø Консервативные
Ø Достигающие
Ø Стремящиеся
Ø Экспериментирующие
Ø Деятельные
Ø Борцы
Типы личности потребителей
Ø Холерики Меланхолики
Ø Экстраверты Интраверты
Ø Субъективерты Объективерты
Ø Интерналисты Экстерналисты
Ø Статики Динамики
Ø Сенсорики Интуиты
Ø Рационалы Иррационалы
Ø Эгоисты Альтруисты
Ø Оптимисты Пессимисты
Ø Активные Пассивные
Ø Честные Лживые
Самовосприятие
Ø Реальное («Я старею»)
Ø Идеальное («селебрити» Анджелина Джоли)
Ø Отчужденное («Он меня любит»)
Гендерные характеристики
Всего в РБ (2007г.) 9690 тыс. чел.
Ø Мужчины 4522 тыс. чел. (46,7%)
Ø Женщины 5168 тыс. чел. (53,3%)
Ø Прочие (обычно до 16%)
Затраты времени на покупку
покупателями-женщинами
Ø в компании подруги 18 минут 15 секунд
Ø с детьми 7 минут 19 секунд
Ø в одиночку 5 минут 2 секунды
Ø с мужчиной 4 минуты 41 секунда
Физические и психические данные
Ø Антропометрические характеристики
размер
рост
полнота
конституция (телосложение)
Ø Физическое здоровье (соматическое)
Ø Психическое здоровье (ментальное)
Факторы психологического порядка.
Ø Мотивация
Ø Восприятие
Ø Убеждения
Ø Отношение
Ø Усвоение
Факторы психологического порядка –характеристики потребителя, связанные с его способностью перерабатывать информацию о стимулах среды.
Мотивация –внутреннеепобуждение потребителя, возникшее под влиянием интенсивной нужды.
Восприятие –способность потребителя идентифицировать стимул.
Отношение (установка) –готовность к выполнению какого-либо действия, основанного на относительноустойчивой потребительской оценке стимула.
Убеждение –мысленная характеристика потребителем данного стимула.
Стереотип –упрощенное, заранее принятое представлениео стимуле, не вытекающее из собственного опыта.
Усвоение –изменения в поведении потребителя, происходящие под воздействием накопленного им опыта.
Моделирование потребительского поведения: понятие модели, виды и назначение моделей потребительского поведения по способу их построения.
Модель –точная или приблизительная копия какого-либо объекта, явления или процесса, позволяющая выявить взаимосвязи отдельных ее элементов.
Моделирование потребительского поведения –описание системы элементов потребительского поведения и их взаимовлияния для последующей разработки маркетинговых стратегий.
Экономическая модель поведения потребителей –модель, в основе которой лежит преимущественное влияние экономических факторов (доход потребителя, цена, расходы) на рациональный потребительский выбор.
Обучающая модель потребительского поведения –модель, в основе которой лежит использование теории научения для формирования условного рефлекса совершения покупки.
Социально-психологическая модель поведения потребителей -модель, в основе которой лежит преимущественное влияние социокультурных факторов на процесс принятия решения о покупке.
Психологическая модель поведения потребителей –модель, в основе которой лежит преимущественное влияние факторов психологического порядка.
Модель нейро-лингвистического программирования –модель, в основе которой лежит использование моторных, вербальных и эмоциональных коммуникативных средств влияния на потребителя.
Базовая модель потребительского поведения по Ф.Котлеру.
Три блока модели
Стимулы → «Черный ящик» потребителя → Ответные реакции
Стимулы
ü Макросреды(демографическая, экономическая, политическая, экологическая, научно-техническая, культурная среды)
ü Маркетинга товар, цена, методы продажи, методы продвижения
«Черный ящик» потребителя
Ø Характеристики потребителя:
факторы культурного порядка
факторы социального порядка
факторы личного порядка
факторы психологического порядка
Ø Принятие решения о покупке
Ответные реакции
• Покупки
• Потребления
• Общения (конформные реакции)
Ответные реакции покупки
Ø Позитивные
выбор товара , марки, продавца, времени, количества товара
Ø Негативные
отказ от покупки, откладывание покупки