Этапы жизненного цикла услуг

Проблема ЖЦУ не изучалась так глубоко и кач-но, как проблема жизн. цикла товара (ЖЦТ). В результате, большинство предпринимателей применяют методы управления ЖЦТ в неизменном виде к управлению жизн. циклом услуг. Но ведь в то вр., когда товар находится на этапе зрелости, цикл серв. услуг только начинает набирать обороты. 70% доходов от продажи серв. услуг, компания получает в то вр., когда продажи самого оборудования пошли на спад. При умелой организации сервис способен стать решающей статьёй дохода. В то же время применение к услугам неадаптированных методов управления ЖЦТ может вызвать след. негативные последствия:

- излишние запасы запчастей;

- неправильную стратегию в области ценовой политики;

- неправ. политику в сфере упр-я кадрами работников серв. служб;

- преждевременное сворачивание программ по возможной модернизации оборудования.

Поэтому следует вывод о несовпадении кривых ЖЦТ и цикла сервисных услуг. На рисунке показано, что пик роста товара наступает через 2-3 года, а ЖЦ сопутствующих этому товару услуг продлевается до 15 лет.

       
  Этапы жизненного цикла услуг - student2.ru
 
    Этапы жизненного цикла услуг - student2.ru

Годы

Жизненный цикл сопутствующих (сервисных) услуг состоит из следующих 4 этапов:

1. Этап быстрого роста – от момента первой продажи товара до этапа роста ЖЦТовара. Главное здесь – проведение достаточно агрессивной ценовой политики на оказываемые фирмой услуги, предоставление более длительных сроков гарантии, проведение технической подготовки работников сервисных служб.

2. Переходный период – от этапа роста ЖЦТ до этапа роста предоставления сервисных услуг. «Контроль и ещё раз контроль над объёмом и качеством предоставляемых услуг», справедливый рост цен.

3. Этап зрелости – от этапа роста сервисных услуг до момента последней продажи товара. На дан. этапе вероятно наибольшее кол-во выходов оборудования из строя. Начальная фаза этапа зрелости – хорошее время для предоставления различных видов скидок на обслуживание.

4. Этап упадка – от момента последней продажи товара до момента окончания использования товара последним известным потребителем. Когда ЖЦТ подходит к концу, у фирмы всё ещё остаётся время получить прибыль за счёт предоставления услуг. Так как производство товара практически сходит на нет, то очень часто многие компании забывают о возможности получения доходов за счёт предоставления услуг. Но, согласно статистике, до 50% проданного оборудования ещё может нах-ся в эксплуатации. На дан. этапе сущ. широкие возм-ти для проведения модернизации оборудования.

До 70% доходов от продажи сервисных услуг приходится на последние 2 этапа, т.е. примерно через 2-3 года после пика продаж оборудования. Это можно объяснить следующими причинами:

· совокупный эффект увеличения цен на сервисные услуги;

· возможная модернизация оборудования, осуществляемая по достаточно высоким ценам;

· предоставление дополнительных видов услуг по мере физического и морального старения оборудования.

Иными словами, к тому времени, когда ЖЦТ будет находиться на этапе упадка, ЖЦУ будет только входить в этап быстрого роста. Т.о., сначала предприятие получает прибыль непосредственно от продажи самого товара, а затем (при умелом управлении) от продажи сопутствующих ему услуг. Вывод: на каждом этапе ЖЦУ перед фирмой встают опред. проблемы, но в то же время открываются новые возможности получения прибыли.

Наши рекомендации