Вопрос 18 Процессуальные теории мотивации: теории «X,Y,Z», применение мотивационных теорий. Матрица оценки организационного поведения.
Процессуальные теории мотивации отражают целенаправленные концепции действий, особенности проявления и использования, помогающие достичь определенного результата в человеческой деятельности. К ним относятся мотивационные теории деятельности достижения (результата), самоэффективности, управление мотивационными процессами.В своей работе “Исследования личности” Г.Мюррей утверждает: “Достичь чего-то трудно. Овладевать, манипулировать или организовывать физические объекты, людей или идеи. Делать это как можно быстрее и/или лучше. Преодолевать препятствия и достигать высоких стандартов. Превосходить себя (в своих достижениях). Соревноваться с другими, превосходить их. Поднимать свое самоуважение благодаря успешному упражнению своего таланта (способности)” формула коэффициента удовлетворения мотивационными действиями:
или
.
Чем сильнее потребность, тем большее удовлетворение будет испытывать человек после удовлетворения соответствующих потребностей.
Модель процесса мотивации деятельности достижения.
Рисунок 1 – Модель мотивационного процесса достижения результата
Данная модель отражает систему элементов, составляющих мотивационный процесс в регулировании достижения результата.
Ценностно-целевой блок представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, приводящий в движение когнитивные, эмоциональные и поведенческие процессы мотивации деятельности, ориентированной на достижение.
Этот блок характеризуется:
- целевыми установками и формулированием содержания самой деятельности;
- ценностными ориентирами и интересами личности (организации).
Цель важнейшая составляющая мотивационного поведения и тесно переплетается с мотивами. От того, насколько ясны, трудны и привлекательны цели, зависит результат деятельности. Этот блок имеет приоритетное значение для формирования мотивации и в качестве мотивационных установок выступает иерархия ценностных ориентаций, позволяющих действовать так, чтобы достигать желаемых результатов и избегать нежелательных ситуаций.
Когнитивный блок представляет собой систему контроля осуществляемых процессов и результаты деятельности через:
- выбор соответствующих методов, средств контроля и выполнения процессов;
- ответственность за успех и неудачи;
- веру в способность справиться с деятельностью;
- убежденность в достижении ожидаемого результата.
Контроль и самоэффективность – это ключевые составляющие успешной деятельности и чрезвычайно важны для определения стратегических действий на бихевиористском этапе.
Когнитивные элементы мотивации, представленные разного рода убеждениями, самооценками, установками во многом определяют эмоциональные компоненты мотивационного процесса, способствуя разрешению (ослаблению) эмоциональных проблем.
Эмоциональный блок мотивации деятельности характеризуется через:
- ожидание и переживание удовлетворения от усилий, направленных на достижение результата;
- силу эмоциональных реакций при встрече с трудностями и неудачами.
Теория самоэффективности
Желание и уверенность в достижении позитивного результата деятельности неоднозначны для запуска мотивации человека. Немаловажное значение имеет вера в свои способности, компетентность справиться с выполнением деятельности. Отсюда следует, что самоэффективность отражает степень компетентности личности, выполняющего то или иное дело. Самоэффективность важная составляющая мотивационного поведения: “Люди с высокойсамоэффективностью более настойчивы, луче учатся, а также обладают большим самоуважением, менее тревожны и менее склонны к депрессиям”.
Самоэффективность, влияя на мотивационные, когнитивные, эмоциональные процессы, на успешную деятельность, опирается на такие источники как опыт собственных успехов, оценка достижений других людей, силу убеждений и эмоциональное состояние.
Но самым значительным фактором, влияющим на самоэффективность, является собственный опыт успехов и неудач в процессе достижения результатов деятельности.
Самоэффективность характеризуется следующими особенностями:
- уверенностью в собственные способности выполнить некоторую деятельность;
- индивидуальной, специфической характеристикой личности.