Имидж арматурных компаний. в поисках «себя»

ИМИДЖ АРМАТУРНЫХ КОМПАНИЙ. В ПОИСКАХ «СЕБЯ»

Горобченко С.Л.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня уже невозможно обойтись без публичности в своем бизнесе. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения доступа к ресурсам: финансовым, информационным, человеческим и материальным. «Добрая слава» предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

Хотя это утверждение может показаться спорным для арматурного рынка, тем не менее, это так. Доступность информации практически о каждом участнике рынка делает невозможным длительное сокрытие информации о себе. В таких условиях становится разумнее управлять своим имиджем. Сделать это не так просто, поскольку имидж не рождается сам по себе, но формируется в глазах профессиональной общественности, у поставщиков и потребителей, персонала, государственных органов и других заинтересованных сторон. Часто он вообще не управляем.

Понятие имиджа в деятельности промышленных компаний еще более запутано. В литературе вы найдете достаточно много определений, но, по нашему мнению, их весьма непросто приложить к деятельности арматурных компаний. Способы работы на арматурном рынке резко отличаются от тех, на основе которых множество исследователей делали свои умозаключения. Нужно выявить эти особенности, пользуясь добытыми, иногда с большим трудом, опытными находками арматурных компаний.

Многочисленные пробы и анализ ошибок, зачастую стоивших весьма дорого, позволил многим компаниям найти определенные пути подтверждения своей деловой репутации и повышения имиджа. На этом пути были разрешены многие препятствия и проблемы, но задача создания имиджа, его повышения или устранения негативных последствий, особенно, в момент кризиса остается по–прежнему актуальной.

Эти пробы были особенно актуальны в тех сообщениях, которые пытались донести компании в своих публичных обращениях. Такие обращения были неизбежны при работе на выставках, презентациях, семинарах и конференциях и даже в личных телефонных звонках, где секретарь часто чаще выступает лицом компании, чем ее пресс-служба.

Стала заметной определенная негативная тенденция. Это кризис традиционных для отрасли мероприятий. Малые результаты участников на выставке PCV–Экспо, трудности набора участников на «Арматуростроительный форум», низкая активность потребителей и самих участников на конференциях, проводимых в арматурной отрасли, и нежелание потребителей арматуры посещать отдельные семинары компаний, по сути, напрямую подтверждают это.

Виной этому явлению стали изменения в том, что мы могли бы назвать коммуникационным состоянием отрасли и переход большинства компаний в полномасштабное использование интернета. В первую очередь интернет обеспечил доступность каналов информирования, которые заменили собой многочисленные и дорогостоящие мероприятия.

Совокупность изменений в коммуникационном состоянии общества стала также очевидной, когда стали появляться различные виды сообщений и их главное выражение - тексты, дающие, то или иное видение деятельности компании. В стратегии пиара можно было встретить и мифологемы о компаниях на уровне слухов и даже легенд; и рациональные тексты с сильной убеждающей направленностью; и прагматические тексты, сообщающие нам не о великой идее, а о том, как компания существует в любых условиях; тексты и визуализации, дающие представление об удовлетворенности компании самой собой и приглашающие потребителей к такому гедонистическому состоянию; и тексты в виде статей, позволяющие выявить смысл в происходящих событиях.

И наконец, появились ориентированные на сетевой эффект тексты, способные по ссылкам появляться даже в самых малых информационных сообществах и целевых аудиториях. При этом они обладают эффектом самоорганизации разрозненных пользователей в виртуальные сообщества, самотворчества мифов на основе такой самоорганизации, синергетики информации и деятельности таких микросообществ.

Все эти виды коммуникации живут и в пиаре арматурных компаний, и все больше становятся альтернативой традиционным способам посыла сообщений потребителям и обществу. Тем не менее, мы должны подробнее разобраться в каждом из этих направлений нового пиара, чтобы увидеть, что являлось бы наиболее полезным и верным, соответствующим духу времени или даже опережающим его.

ИМИДЖЕОЛОГИЯ В РАБОТЕ АРМАТУРНЫХ КОМПАНИЙ

Имидж в работе арматурных компаний имеет несколько основных функций, см. рис.1.

имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис. 1. Основные функции имиджа арматурных компаний

Гарантирующая функция заключается в том, что положительный имидж служит своего рода гарантией для покупателей того, что продукты фирмы обладают определённым уровнем потребительского качества, а по отношению к инвесторам и поставщикам имидж выступает гарантией того, что их деловые контакты с фирмой не обернутся возможными для них потерями. К примеру, это публичное подтверждение принятия обязательств по бесплатному ремонту, отзыву бракованной арматурной продукции и пр.

Поддерживающая функция - заключается в том, что положительный имидж фирмы вызывает поддержку новых продуктов фирмы со стороны потенциальных распространителей, дилеров и дистрибьюторов. Реализация этой функции обеспечивает доступ производителям арматуры к каналам распределения, контролируемыми дилерами.

Привлекающая социальная функция - положительный имидж привлекает к компании наиболее талантливых работников, инвестиции и новых покупателей. Как известно, стабильный и сильный коллектив, благодаря слаженности своей работы, способен резко увеличить производительность труда и снизить внутриорганизационные барьеры.

Психологическая функция - имидж придает дополнительную психологическую ценность продуктам и услугам фирмы через доверие, а сотрудники получают радость от принадлежности к ней. К примеру, когда трудно оценить качество услуги, то у компании с положительным имиджем оно будет считаться более высоким. Работа на стабильном предприятии с поддержанием высокой социальной ответственности гарантирует доверие сотрудников к компании. Хорошим примером является строительство спортзала на БАЗе (БАЗ, видеоновости, январь 2015).

Предупреждающая функция - проявляется в том, что положительный имидж является предупреждающим сигналом для потенциальных конкурентов, рассчитывающих потеснить компанию с занимаемой ею рыночной позиции. К примеру, это подтверждение паспортов, ведение черных списков поставщиков контрафактной арматуры и пр.

Выделяющая функция - заключается в том, что имидж выделяет компанию среди остальных. Функция дает направленность для потребителя в понимании главных отличительных черт компании. В частности, компании часто сообщают о своем главном конкурентном преимуществе: успешных испытаниях арматуры на высокое давление, самый долгий срок эксплуатации арматуры и пр.

Факторы, влияющие на имидж компании достаточно разнообразны. Они делятся на две большие группы: факторы внешнего имиджа компании и факторы внутреннего имиджа компании, см. рис.2.

       
    имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru
 
  имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис. 2. Факторы имиджа арматурных компаний

Каждый из этих факторов раскрывается в целую систему взаимосвязанных показателей, которые необходимо учитывать и уметь определять во множестве единиц информации, генерируемых каждой компанией в отдельности. Роль каждого из этих факторов неоднозначна, и нам предстоит выяснить наиболее значимые и приоритетные, которыми должны заниматься имиджмейкеры арматурных компаний.

ИМИДЖ АРМАТУРНЫХ КОМПАНИЙ

Нами проведено исследование арматурных компаний, дающих рекламу в одно из основных печатных изданий арматурной отрасли – журнал ТПА. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить, какие основные факторы имиджа компании считают наиболее важными, и найти пути дальнейшего совершенствования имиджа предприятий. Для этих целей были исследованы размещаемые материалы за 2014 г. При оценке рекламы рассматривались имиджевые элементы или элементы в рекламе, которые позволяли отнести ее к чисто имиджевым.

Исследование паблисити арматурных компаний

Всего было исследовано более 600 публикаций и рекламных материалов, размещенных в семи журналах ТПА за 2014 г. по выделенным категориям, отвечающих наличию в них имиджевой составляющей и паблисити компаний. Результаты исследования приведены ниже на рис.3.

имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис.3. Распределение имиджевых материалов по типам сообщений

Как можно видеть, наибольшее значение для арматурных компаний имела имиджевая реклама, как правило, полнолистового формата. Ее доля в таком исполнении занимала до 38% общего объема имиджевых материалов. Вторую по значимости роль в имиджевых материалах, размещаемых компаниями, занимали статьи, как с косвенной рекламой преимущественно технического характера, так и статьи, напрямую сообщающие о достижениях компаний в развитии арматурной продукции.

Такой элемент паблисити, как интервью, находится на высоком уровне и занимает 9% размещенных имиджевых материалов. Учитывая, что интервью обычно предоставляются руководителями, создающими корпоративный образ компании от первого лица, эта часть имиджа оказывается значительно более важна по сравнению с другими его элементами.

Справочники и консультации, хотя и занимают достаточное место в размещаемых материалах и регулярно публикуются, однако представлялись в основном только двумя проектно-инжиниринговыми компаниями, отвечающими специфике этой деятельности (ЦКБА, Тюмень ВНИПИ Нефть).

На удивление такой хорошо известный способ формирования имиджа, как новости компаний, был представлен мало (не более 5% паблисити). Вероятнее всего это было связано с особенностями новостей, формируемых пресс-службами компаний, которые более подходят под новостную ленту и устаревают в течение от недели до месяца, что противоречит требованиям к журнальным материалам.

Все основные материалы относительно равномерно распределились по номерам в течение года, с учетом поправок на состояние дел в отрасли и редакционную политику, рис. 4.

Номера журналов
Количество публикаций
имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис. 4. Распределение имиджевых материалов по номерам журнала ТПА за 2014 г.

Пики отмечались только в статьях с косвенной рекламой технического характера, что связано, как со сложностью подготовки таких материалов, так и с редакционной политикой серьезного журнала, не допускающего засилие рекламных материалов. Интервью с руководителями, формирующими ответственный образ компаний, имело постоянную тенденцию к росту, если учесть, что оно обычно сопровождалось имиджевой рекламой.

Имиджевая реклама, как один из наиболее массовых элементов паблисити в арматурной отрасли, имеет свои особенности. В информационном поле отрасли присутствует в основном деловая аудитория, поскольку компании оперируют в своем большинстве на промышленных рынках, где существуют жесткие требования к деловым обращениям, тексту и письму. В этом плане набор средств, которыми можно воспользоваться имиджмейкерами для выражения своих обращений к аудитории, оказывается достаточно сужен. Проведенный нами анализ выразительных средств, которыми воспользовались компании, это демонстрирует, рис. 5.

имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис.5. Имиджевая составляющая в рекламе

Так, основными выразительными элементами оказались фирменный стиль, товарный знак и настраивающие рисунки, т.е. те, которые создают положительный фон в рекламе. Фото арматуры и выделяющие тексты, не носящие характер сбытовой информации, также часто использовались для обращения к аудитории. Такие выразительные средства как фото предприятий–потребителей арматуры, сертификаты, выделение страны–производителя, например, Финляндии, Франции, Германии или известных торговых марок использовались значительно реже.

Отметим, что заполняемость имиджевыми средствами рекламных сообщений сильно отличалась, рис.6.

Имиджевые средства
имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис. 6. Заполняемость имиджевыми средствами рекламных сообщений

Как и следовало ожидать, такие элементы, как фирменный стиль (цвета, логотипы), а также слоганы и товарные знаки использовались практически в 100% имиджевой рекламы. Настраивающие рисунки, от образов арматуры и до цветов, часто использовались для создания положительного фона. Фото арматуры было во многих рекламах обязательным компонентом для доказательства реальности предлагаемых сообщений. Выделяющий текст, как правило, отстраивающий арматурную компанию от конкурентов, совместно с имиджевым текстом, например, рассказывающим об основных вехах развития компании или долговременности работы на Российском рынке, занимали важное место в имиджевой рекламе. В некотором смысле сертификаты, в частности CE, Росатомнадзора, реестра Газпрома, как доказательство принятия многими наиболее важными заказчиками арматурной компании в качестве надежного поставщика, служили подкрепляющими и поддерживающими элементами деловой репутации компании. Наличие торговых марок, а также логотипов и других свидетельств доверия к арматурной компании наиболее известных потребителей было во многом характерно для дистрибьюторских компаний. Собственные марки, как и собственные страны производителей арматуры выделяли в основном зарубежные, как правило, Европейские компании, хотя с развитием темы импортозамещения все чаще стали появляться такие слоганы как «Сделано в России».

Отметим, что фотографии собственных заводов и фотографии собственной арматуры, установленных на предприятиях–потребителях арматуры, занимали самое низкое место, хотя, по нашему мнению, должно было бы быть наоборот. Референцы также должны относиться к имиджу, как и другие убеждающие компоненты паблисити.

Главным, но неприметным компонентом всех имиджевых материалов, конечно же, являлась ссылка на сайт. Как и понятно, причиной является возможность на своем сайте дать максимум исчерпывающей информации о том, как действия компании обращены на благо потребителям, поставщикам, партнерам и общественности.

Поскольку материалы в профессиональных изданиях, публикуемых компаниями, в основном обращены вовне, то для оценки внутреннего имиджа были использованы материалы, которые сами компании дают о себе, и в ряде случаев материалы прессы. В основном доступными источниками оказались материалы сайтов арматурных компаний и их внутренней прессы.

Значительным ограничением в исследовании явилась фрагментарность информации, недостаточное внимание компаний к размещаемым материалам и часто весьма устаревшая информация. Тем не менее, можно было сделать определенные выводы. Полученные материалы по исследованию имиджа компаний–рекламодателей журнала ТПА обобщены в диаграмме, рис.7.

имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис.7. Суммарная оценка общего имиджа по рекламодателям журнала ТПА

Как можно видеть, суммарная оценка общего имиджа существенно различается и во многом зависит от истории компании, ее расположения, опыта поставок и пр. Разница составляет до порядка. Таково различие в умении представлять компанию и информацию о себе так, чтобы это способствовало доброй славе предприятия. Наибольшие значения имиджевой составляющей в паблисити предприятий имеют компании с большой историей или желающие активно подтвердить свою деловую депутацию. Наименьшие значения имеют новые заводы, только создающие свой образ в глазах потребителя. Большую роль также играет мнение собственно имиджмейкеров предприятий о том, что такое имидж…

В тоже время инструменты имиджмейкера по-разному применяются в работе арматурных компаний. Данные сведены в диаграмму, рис.8.

имидж арматурных компаний. в поисках «себя» - student2.ru

Рис.8. Факторы имиджа арматурных компаний

Расшифровка данных, приводимых в диаграмме, приведена ниже:

Факторы имиджа показатели имиджа категории имиджа
1. Имидж в глазах потребителя   12,57
1.1. фирменный стиль  
1.2. стимулирование сбыта  
1.3. соотношение "цена-качество"  
1.4. обслуживание персоналом  
1.5. ассортимент и комплектность  
1.6. известность торговой марки  
1.7. послепродажное обслуживание и сервисные услуги  
2. Бизнес имидж  
2.1. деловая репутация и показатели деловой активности  
2.2. лояльность к партнерам  
2.3. уровень надежности  
2.4. информационная открытость  
2.5. известность торговой марки  
3. Социальный имидж   9,66
3.1. социальные акции  
3.2. освещение в прессе  
3.3. соблюдение экологии  
4. Имидж перед государством   12,75
4.1. значимость предприятия для региона  
4.2. участие в социальных программах  
4.3. законопослушность  
4.4. открытость к неформальным контактам  
5. Внутренний имидж   14,14
5.1. лояльность персонала руководству  
5.2. уровень открытости руководства  
5.3. предоставляемые социальные гарантии  
5.4. кадровая политика и возможности карьерного роста  
5.5. система заработной платы и морального стимулирования  
5.6. престижность работы на предприятии  
5.7. социально-психологический климат  
6. Имидж руководителя   15,5
6.1. публичность и активность руководства в формировании имиджа  
6.2. верность представления об имидже предприятия  
7. Имидж потребителя   19,5
7.1. деловой статус потребителя  
7.2. характер делового поведения потребителя  

Как можно убедиться, арматурные компании уделяли особое внимание формированию имиджа через данные о своих потребителях (19,5 баллов) и собственный бизнес имидж (17 баллов). Имидж руководителя для наших компаний и олицетворение им предприятия имел третье по важности значение (15,5 баллов). Компании доказывали свою ответственность и устойчивость благодаря данным о жизни предприятия, что также формировало и сильный внутренний имидж (14,1 баллов). Фирменный стиль, социальный имидж и имидж перед государством для арматурных компаний являются уже достаточно обыденным (фирменный стиль) или легко проверяемым (имидж перед государством) и составляют группу с наименьшим количеством баллов (менее 13%).

Но отнюдь не весь арсенал пиар-средств использовался арматурными компаниями. Так, собственно паблисити занимает недостаточное место среди других инструментов продвижения компаний; не чувствуется направленность на целевые аудитории потребителей и общественности; нет практически сильных публикаций; компании не используют взаимосвязи с другими информационными средствами и сайтами, которые могли бы повысить их статус; зачастую множество материалов, размещаемых компаниями, отдает формализмом; тексты не отвечают новым коммуникационным требованиям. Чаще всего используются наиболее простые способы привлечения внимания общественности к деятельности компаний, которые уже не вызывают особенного интереса и признания потребителями, профессиональной общественностью и социальными группами.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сравнивая представленные достижения арматурных компаний с современными способами создания имиджа, особенно, пассивного, способного избегать сильного давления на потребителя, но, тем не менее, впечатляющего своим воздействием, можно сказать, что количество используемых приемов пока еще недостаточно. В качестве некоторых из приемов, которые еще ждут своего активного применения, можно было бы упомянуть:

- создание и доведение через раздел «публикации» на сайте и профессиональную прессу материалов типа Case study, оказывающее сильное влияние на принятие новой продукции потребителем; брендирование собственных торговых марок через примеры ее использования;

- лучшее выделение целевых групп потребителей и формирование своего обращения к ним;

- большее внимание к положительным и отрицательным стереотипам клиентов, на основе которых можно было бы отстраивать имиджевую политику предприятия;

- развитие консультирующих, справочных, публикационных, форумных и других эффективных форматов представления информации для развития потребителей и их привлечения на сайт;

- усиление альянсных связей сайтов предприятий с сайтами отраслевых СМИ, электронными библиотеками, и другими сайтами на основе формата полезных ссылок, FAQ (часто задаваемыми вопросами) и пр. каналами связи информации, укрепляющими доверие к сайту компании;

- регулярное ведение новостных лент предприятий и развитие их визуализации, в т.ч. не только средствами фотографии, но и созданием видеоновостей;

- связь своих материалов паблисити с основными этапами жизненного цикла компании, рынка и продукта. (Подробности см. Горобченко С.Л. Записки маркетолога. Тетрадь третья. ВТО и арматурные компании. Как найти своего дилера в России и как изменится структура арматурного рынка. Журнал ТПА №2/2013, стр.102 -108)

- устранение формализма информации и предоставление возможности для вовлеченных специалистов компаний выражать свою точку зрения на страницах сайта; развитие неформальных контактов с созданием личных кабинетов и страничек специалистов компании;

- повышение социальной направленности компаний, например, обращение к будущим поколениям, совместное с потребителями проведение социальных, благотворительных и общественных акций;

- внимание не только к собственному кадровому резерву, но и кадровому резерву потребителей, например, через спонсирование конкурсов, чемпионатов, дипломов, выполняемых студентами старших курсов профильных вузов на интересные для совместных проектов темы;

- поощрение со стороны руководства компаний более открытых форматов диалога с потребителями, таких как ведение собственных блогов специалистами по направлениям деятельности, например, заключающимися в том, что конструкторы в большей степени вовлечены в работу с потребителями;

- повышение профессионализма в использовании текстов, отвечающих новым типам коммуникации, в особенности, такому, как сетевая коммуникация.

Эти и другие приемы должны служить развитию гарантирующей, поддерживающей, предупреждающей и выделяющей функции имиджа, также как и формированию сильного внутреннего и внешнего имиджа. Целостное положительное представление об имидже компании составится только, если происходить это будет одновременно.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Очевидно, что можно еще долго перечислять недостатки паблисити и сайтов компаний, которые в целом можно было бы назвать низкой содержательностью размещенной информации, ее несоответствие требованиям и превалирующему характеру коммуникационных обращений сегодняшнего дня. Однако, это тема для будущих статей. Сегодня мы ее только обозначили. Пока что можно сказать, что завеса над тайнами имиджа и его развития арматурными компаниями начинает приоткрываться…

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

В дополнение к представленной работе хотелось бы добавить библиографию по имиджеологии, что позволило бы составить более полное представление по теме и охватить наработки в целом. Библиография составлена по ключевым словам библиографических источников.

Имидж компаний

Общий имидж

1. Котлер Ф. К 73 Маркетинг менеджмент - СПб : Питер Ком, 1998.

2. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. -- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.

3. Маркетинг: принципы и функции: Учеб.-практ. Пособие для вузов/Под ред. Е.М. Азарян. - Киев: МЦВО Министерства образования Украины, НВФ «Студцентр», 2000

4. Международный кодекс рекламной практики / Пер. с англ. Н. В. Гениной, В. Е. Демидова. -- К.: Укрреклама, 1995.

5. Международный маркетинг: Учебник / Под ред. проф. Г. А. Васильева. -- М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. -- М.: Евразийский регион, 1998.

7. Неписаное правило - дистрибьютору продавать свой товар в розницу нельзя // Бизнес. - 2003. - № 43

8. Росситер Дж. Р. Реклама и продвижение товара. -- СПб.: ПИТЕР, 2000.

Корпоративный имидж

1. Бурцева Т., Миронова Н. «Исследование корпоративного имиджа», журнал «Маркетинг» №3(100)\2008

2. Даниленко Л.В. «Все об имидже: от подходов до рекомендаций», журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования» №04(70)\2007

3. Даулинг Грэм. «Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности» Пер. с англ. - М: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-контакт»- М. 2003. -XXVI.368с.

4. Джи Б. «Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение» - СПб.: Издательство «Питер»,2000. - 224с. Ил.

5. Королько В. «Основы паблик рилейшнз». М.- 2001-528с.

6. Секерин В., Тулеева Ю. «Использование экологических образов для формирования имиджа компании», журнал «Маркетинг» №5(96)\2007

7. «Ресурсы построения имиджа организации», журнал «Корпоративная культура» №4\2007

8. Электронный ресурс:http://www.burodv.ru/literatura/liter_11/liter11_1.htm Б.Джи «Имидж фирмы»

Формирование имиджа

1.Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ИКФ ЭКСМОС, 2002. - 480 с.

2. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №3.- С.12.;

3. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Питер, 2000. - 224 с.

4. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. - СПб.: 2007. С. 193.

5. Имамбаев Н. Правильное формирование «правильной» организационной культуры // Управление компанией. . 2004.- №3- С. 54-56

6. Калигин Н. А. Принципы организационного управления. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 266 с.

7. Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. - М., 1994.

8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: Издательство «Инфра-М», 1997. 528 с.

9. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. - М.: Издание «Наука», 1996. - 384 с.

10. Матыжев Г.О. Особенности печатных средств массовой информации как товара // Маркетинг в России и за рубежом . 2001. - №3. - С. 68-77.

11. Поцепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - СПб.: Алетейя, 2001. - 176 с.

12. Связи с общественностью: учеб. пособие для вузов / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов; под общ. ред. С. Д. Резника.- 3-е изд.,.- М.: Академ. Проект, 2005. - 432 с.

13. Сейнер Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях // Вопросы теории и практики управления, 1994. - №3. - 367 с.

14. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю Головин. . Минск: Харвест,1998. - 800с.

15. Титов С. А. Стратегия формирования и методы оценки имиджа предпринимательской структуры Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 : - СПб, 2004. - 192 c. РГБ ОД, 61:02-8/206-X

16. Томилова, М.В. Модель имиджа организации / М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 1. - С. 5-17.

17. Феофанов О.А. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. - 1980. - № 6. - С.95.

Оценка имиджа

1. Алешина И.В. Корпоративный имидж .- Маркетинг,1998,№ 1.

2. Ахтямов Т.М., Шкардун В.Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. - Маркетинг в России и за рубежом , 2001, №3

3. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. -- СПб.: Издательство «Питер», 2000.

4. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз.- М.: Информационно-издательский дом "Филинъ",1996.

5. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Учебное пособие. - М., 1994

6. Фрайзер П.Сайтэл. Современные паблик релейшнз. - М.: Издательский Дом «Инфра - М», 2002.

7. Хаванов А. Вл. Решение проблем корпоративного имиджа в условиях российских реформ (социально - политические аспекты). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Нижний Новгород, 2000.

8. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 228 с.

9. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 736 с.

10. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: Учебник. - М.: Проспект, 2003. - 352 с.

11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS. - СПб., 2004. - 374 с.

12. Годин А.М. Брэндинг: Учеб. пособие. - М.: Дашков, 2004. - 362 с.

13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2003. - 493 с.

14. Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. - 734 с.

15. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие. М.: Аудит, Юнити, 1998. - 247 с.

16. Джугенхаймер Д.У., Уайт Г.И. Основы рекламного дела. Самара: Корпорация "Федоров", 1996. - 479 с.

17. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер: Питер бук, 2001. - 479 с.

Модели имиджа

1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Изд-во «Тандем, Гном-Пресс», 2007. - 255 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2006. - С.162.

3. Бове А. Имидж и фирменный стиль. - М.: 2006.

4. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом - 2008. - № 2(5). - С. 58.

5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник - М.: Изд-во «Финпресс», 2007.

6. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М.: 2008.

7. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. М.: Глоссарий, 2007.

8. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа . - СПб.: 2007. С. 193.

9. Имидж и фирменный стиль // 25 уроков рекламиста. - М.: 2008.

10. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. - М.: Педагогич. общество России, 2007. - 384 с.

11. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: 2006.

12. Лысикова О.В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: учеб. пособие/О.В. Лысикова, Н.П. Лысикова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006 - 168 с.

13. Моргунов Е.Б. Управление персоналом. - М.: Бизнес - школа «Интел - синтез», 2006. - 264 с.

14. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 2008 - 1127 с.

15. Панфилова А.П. Имидж делового человека. - Знание, ИВЭСЭП; 2007 - 490 с.

16. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008 - 223с.

17. Почепцов Г.Г. Имиджеология. - М.: Рефл-Бук, К.: Ваклер, 2008 - 704 с.

18. Психология менеджмента/Под ред. Никифорова Г.С. СПб., 2007. - 240 с.

19. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. - СПб., 2006. - 217 с.

20. Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2007. - 212с.

21. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: Питер, 2006. - 215 с.

22. Ульяновский А. Могучий/незначительный: выбор имиджа в PR. - СПб.: 2007.

23. Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом, 2008, №1 - 160 с.

24. Харитонова Е.В. «Имидж организации - миссия выполнима» // Со-Общение. 2007, № 11 - 88 с.

25. Феофанов О. Россия: реклама и общество. - М.: 2007.

26. Формы связей с общественностью // Реклама и связи с общественностью: теория и методика профессионального творчества. - СПб.: 2007.

27. Чумиков А.Н., М.П. Бочаров Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2008 - 496 с.

28. Шепель В.М. Имиджелогия. М.: Изд-во «Новое знание», 2007. - 245 с.

Имидж компаний

1.Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - Спб.: Питер. 2013 - 224 с.

2.Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. - СПб., 2012 - 442 с.

3. Королько В.В. Основы паблик рилейшнз. Из-во "Рефл-бук". - М.; 2011 - 528 с.

4. Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение / Б. Джи. - М.: Академия, 2011. -180 с.

5. Даулинг, Грэм. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка

эффективности [Текст] / Грэм Даулинг; пер. А. В. Кузнецов. - М. : ИМИДЖ-Контакт; Инфра-М, 2003. - 368 с.

Имидж и репутация территорий
1. Важенин С.Г. Мобильность компаний в конкурентной экономике // ЭКО. – 2013. – № 4. – С. 134-138.
2. Важенин С.Г., Сухих В.В. Архитектура доверия в экономике // Журнал экономической теории. – 2010. – № 3. – С. 22-34.
3. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 6. – С. 82-98.
4. Важенина И.С. Имидж, репутация и бренд территории. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013.
5. Важенина И.С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 8. – С. 91-102.
6. Важенина И.С. Мультиполезная потребительная стоимость территории // Маркетинг. – 2008. – № 2. – С. 24-34.
7. ВБ: Россия взлетела на 20 пунктов в рейтинге Doing Business [Электронный ресурс]. URL: http://vz.ru/news/2013/10/29/657112.html
8. Глобальный ум зашел за глобальный разум [Электронный ресурс]. URL: http://www.znak.com/svrdl/articles/28-11-19-14/101582.html
9. Мельников А.В. Потеряет ли Россия свой инновационный потенциал? – http://kapital-rus.ru/articles/article/238076/
10. Слабая конкуренция препятствует экономическому росту [Электронный ресурс]. URL: http://opec.ru/1464165.html

Имидж. Управление имиджем

1. Аксенова, К.А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций/ К. А. Аксенова. - М.: ПРИОР, 2005. - 96с.

2. Борисов, Б. Л. Технология рекламы и PR/ Борисов Б. Л. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002. - 624 с.

3. Бортник, Е. М. Управление связями с общественностью: Учеб. пособие/ Е. М. Бортник, Э. М. Коротков, А. Ю. Никитаева. - М.: ФБК - Пресс, 2002. - 128 с.

4. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз.: Учебное пособие/ Ф. Джефкинс, Д. Ядин. - М.: Юнити - Дана, 2003. - 256 с.

5. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз. Учебное пособие/ В.Г. Королько. - М.: Релф - бук / К.: Ваклер, 2004. - 528с.

6. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов/ В. Ф. Кузнецов. -- М: Аспект Пресс, 2005.-- 300 с.

7. Мейтленд, Я. Рабочая книга PR - менеджера/ Я. Мейтленд. - СПб.: Питер, 2005 - 176 с.

8. Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Ф. Г. Панкратов. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 364 с.

9. Пашенцев, Е. Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия/ Е. Н. Пашенцев. - М.: ИТРК РСПП, 2004. - 176 с.

10. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям/ В. М. Шепель. - М.: Народное образование, 2002. - 345 с.

11. Медведева, К. Эффективное спонсорство/К. Медведева// Со - общение. - 2002. - № 2. - Режим доступа:[http://www.soob.ru/n/2002/2/c/11].

12. Акулич И.Л. Формирование ценности клиента / И.Л. Акулич, Ш. Ланге // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 3. - С. 76-83.

13. Алёшина И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект [Электронный ресурс] / И.В. Алёшина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 1. - URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2008-1/04.shtml

14. Бельских И.Е. Теория и практика корпоративных паблик рилейшнз: уче

Наши рекомендации