Потребительская оценка конкурентоспособности продукции в 2011 году

Показатели "Мясокомбинат Казанский" КМК (Р1) "Сава" (Р2) "Мамадыш" (Р3) Кi "Йола" (Рб)
Качество 0,4
Цена 0,3
Ассортимент 8,5 0,12
Реклама 6,5 0,18 9,5

*Источник: обобщение данных опроса потребителей.

Произведем некоторые расчеты для оценки конкурентоспособности каждого участника данного сегмента рынка. Определим отдельные показатели (атрибуты) конкурентоспособности продукции, путем их сравнения с базовым, то есть с эталонным показателем по формуле (9). За базу сравнения будет взята продукция мясокомбината "Йола".

Далее рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности продукции по формуле (10). Для этого используем коэффициент значимости (Кi), значения которого были распределены экспертами.

qi = Pi/Pб(9)

∑Q = ∑ Кi * qi(10)

КМК

q1= 9/10= 0,9

q2= 7/7=1

q3 = 8/10= 0,8

q4 = 6,5/9,5= 0,69

∑Q = 0,9*0,4+1*0,3+0,8*0,12+0,69*0,18= 0,88

"Сава"

q1= 5/10 = 0,5

q2= 9/7= 1,29

q3 = 8,5/10 =0 ,85

q4 = 6,5/9,5 = 0,69

∑Q = 0,5*0,4+1,29*0,3+0,85*0,12+0,69*0,18= 0,81

"Мамадыш"

q1= 10/10 = 1

q2= 7/7=1

q3 = 5/10 = 0,5

q4 = 2/9,5 = 0,21

∑Q = 1*0,5+1*0,3+0,5*0,12+0,21*0,18= 0,89

Результаты расчетов показывают, что по отношению к продукции мясокомбината "Йола", производитель мясопродукции "Мамадыш" является конкурентоспособнее, опережая своих главных конкурентов: КМК на 0,01, "Саву" на 0,08. Это свидетельствует о том, что "Мамадыш" серьезный конкурент, который совсем недавно заявил о себе. Имея небольшую ассортиментную линейку, почти не вкладывая средств на рекламу, но благодаря высокому качеству, отличному вкусу и приемлемыми ценами успешно завоевывает данный сегмент рынка города Бугульма.

Необходимо отметить, что несколько лет назад лидером был мясокомбинат "Сава". Это было достигнуто благодаря активно и грамотно проводимой рекламной политикой и сравнительно низкими ценами. Но сама продукция довольно таки не отличается высоким качеством. Потребитель понимает, что качественная колбаса, не может быть дешевле мяса, если конечно оно в достаточном количестве.

Что касается ООО "Мясокомбинат Казанский", то респонденты присудили высокие баллы по показателям качество и ассортимент. Действительно, Общество позиционирует свою продукция как экологически чистую, то есть не содержащую геномодифицированных ингредиентов, качественную и имеющая отличный вкус.

В ходе опроса было выявлено, что предприятию необходимо активнее проводить рекламную политику и снизить цены. Однако исследование уровня цен на продукцию КМК во многих крупных торговых сетях города показало, что у многих процент надбавки высок. Конечно это делает продукцию КМК менее доступной.

А для определения предпочтений потребителей был проведен опрос. В приложении 2 приведена анкета для опроса.

В результате исследования было выявлено, что 29% респондентов постоянно приобретают продукцию ООО "Мясокомбинат Казанский", 35% - иногда, 29% - редко, и 7% - никогда (рис. 5)

Потребителями продукции исследуемого предприятия являются люди различного возраста и уровня дохода. Но со снижением уровня дохода наблюдается динамика спада потребления продукции. Ведь те 29% опрошенных платили и готовы платить за высокое качество, которое предлагает им "Мясокомбинат Казанский".

Потребительская оценка конкурентоспособности продукции в 2011 году - student2.ru

Частота потребления продукции "Мясокомбинат Казанский"

Итак, после ряда проведенных маркетинговых исследований можно определить основные конкурентные преимущества исследуемого предприятия.

Преимущества:

- наличие собственного забойного цеха;

- использование только натуральных ингредиентов;

- отсутствие ГМИ;

- расположение в городе;

- отличное качество и отменный вкус продукции;

- богатый ассортимент;

- ежедневно проводимые промоакции;

- продукцию КМК потребляют детские сады и школы города, значит она пользуется доверием у населения.

Однако имеются и недостатки, которые препятствуют увеличению сбыта продукции Общества:

- отсутствие специалиста по маркетингу. В условиях экономического кризиса требуется постоянный анализ рынка, так как конкурентов становиться все больше. Их появление необходимо отслеживать, выявлять конкурентные преимущества и совершенствовать свои;

- имеются случаи, когда поставки продукции ООО "Мясокомбинат Казанский" срываются, что крайне отрицательно сказывается на имидже предприятия;

- низкий уровень проводимой рекламной компании.

- не достаточно налаженные отношения с торговыми сетями.

ООО "Мясокомбинат Казанский" работает на рынке мясопродукции с 1937 года. К сожалению, в последнее десятилетие предприятие часто оказывалось на гране банкротства. Причинами были и тяжелая экономическая ситуация в стране и периодическая смена руководства. На сегодня на комбинате наблюдается положительная динамика по многим показателям. Однако в деятельности ООО "Мясокомбинат Казанский" пока имеются моменты, которые отрицательно влияют конкурентоспособность товара. Во многом это связано с низким уровнем маркетинга.

3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Мясокомбинат Казанский"

Наши рекомендации