Основные аспекты деятельности дизайнера рекламы.
· аналитический – получение информации, необходимой для формирования адекватного художественного образа рекламируемого товара;
· креативный;
· разработка творческой идеи;
· конструирование рекламного сообщения.
Для создания качественной рекламы дизайнеру необходимо получить информацию от клиента:
· о фирме;
· цели и задачи проводимой рекламной компании;
· фирменный стиль компании;
· товаре;
· что представляет собой товар;
· как он позиционирован;
· какие потребности потребителей он удовлетворяет;
· в чем уникальность товара;
· чем подкрепляются заявления о выгодах товара;
· что может олицетворять данный товар;
· целевой аудитории:
· какие качественные и количественные характеристики имеет целевая аудитория;
· отличается ли целевая аудитория от целевого рынка;
· какой должен быть тип рекламы;
· какой коммуникационный подход наиболее приемлем для данной аудитории;
Товарный знак – официально зарегистрированный комплекс элементов фирменного стиля компании, служащий для обособления от конкурентов.
Типы товарных знаков:
· словесный;
· изобразительный;
· объемный (трехмерная форма, например флакон духов);
· звуковой;
· комбинированный.
Логотип – оригинальное написание названия фирмы, товарной группы, одного товара.
Слоган– оригинальный девиз фирмы, товарной группы, одного товара. Слоган должен отвечать следующим требованиям:
· подходить к фирменному стилю компании;
· ориентироваться на целевую аудиторию и говорить её языком;
· быть коротким;
· иметь яркую и эмоциональную окраску;
· отличаться от слоганов всех конкурентов.
Фирменный блок – несколько элементов фирменного стиля, объединенных в единую композицию.
Фирменные цвета – цвета или один цвет, с использованием которых разработан фирменный стиль.
Фирменные шрифты – комплекс шрифтов, который используется при создании различных элементов фирменного стиля.
Они могут различаться по начертанию, размеру, интенсивности и т.д.
Творческая идея - это привлекающее внимание точное представление позиции вашего предложения, обладающее эффектом катализатора; изложенное достаточно детально, чтобы быть реализованным и проверенным; удобное для нескольких вариантов исполнения, и подчиняющееся действующим в СМИ юридическим ограничениям.
Основными теориями поиска творческой идеи является:
· теория случайного поиска;
· мозгового штурма;
· RAM-проводника.
Теория случайного поиска творческой идеи, в основе которой лежит убеждение, что обычно самая выигрышная креатив-идея приходит совершенно случайно. Основные принципы теории:
· чем больше вариантов творческой идеи было разработано, тем больше шансов прийти к эффективному креативному решению;
· желательно использовать не один источник творческих идей (на практике часто устраивается конкурс между рекламными агентствами на лучшее рекламное сообщение);
· бюджет рекламной компании ограничивает бесконечный поиск лучших идеи;
· чем более точный анализ рыночной ситуации имеет фирма, тем большее количество идей ей придется оплатить.
Теория мозгового штурма, суть которой состоит в том, что каждый член рабочей группы сначала самостоятельно разрабатывает идею, потом выносит на обсуждение в группе. Это позволяет одновременно разработать до 7-8 концепций и выбрать несколько лучших вариантов. Проблемная область этой теории состоит в том, что психологически индивиду сложно отказаться от своего мнения, высказанного вслух.
Теория RAM-проводника. Выгоды продукта эффективнее представлять опосредованно, на основе отдаленного ассоциативного соответствия, чем говорить о них прямо. Формируется позитивное отношение к товару за счет переноса позитивных эмоций, порождаемых проводником.
Структурные элементы RAM-рекламы:
· проводник – это визуальный или вербальный элемент, который привлекает внимание, но на первый взгляд не имеет никакого отношения к рекламируемому товару, так как их практически невозможно встретить вместе в повседневной жизни;
· представление продукта – четкая визуальная или вербальная демонстрация продукта (упаковки);
· подсказка – вербальное утверждение, отражающее ключевую характеристику товара и помогающее установить связь между проводником и рекламируемым товаром, продуктом.
Проводник должен обладать следующими свойствами:
· привлекать внимание (идеальный вариант, когда проводник служит абсолютным раздражителем);
· точно соответствовать ассоциативной связи с товаром, однако ассоциация должна быть отдаленной, а не прямой;
· ассоциироваться с целевой характеристикой после подсказки.
Эффективность рекламы
(т.е. самой рекламы, не путать с эффективностью размещения рекламы)
Подразделяются:
· на экономическую (увеличивание прибыли компании за счет увеличивания объемов продаж);
· психологическую (насколько реклама сумела повлиять на сознание и подсознание потребителя);
· социальную (развитие полезных потребностей и отказ от вредных привычек, моральное оздоровление общества и т.д.)
в рекламной практике оцениваются обычно первые 2 характеристики, так как они несут прямую выгоду рекламодателю.
При определение экономической эффективности рекламы исследуется:
· товарооборот;
· до проведения рекламной кампании в определенном временном периоде;
· в определенном рекламном периоде;
· в определенном периоде после окончания рекламной кампании;
· средний дневной оборот во всех рассмотренных периодах.
Методы измерения психологической эффективности:
· наблюдение. При использовании данного метода оценивается воздействие различных средств рекламы, т.е. степень внимания к данному носителю;
· эксперимент. В данном случае сам эксперементарор моделирует ситуацию в зависимости от того, какие в результате хочет получить показатели;
· опрос. Позволяет определить уровень внимания потребителя к тому или иному рекламному средству, уровень запоминаемости рекламного сообщения и эффективность воздействия рекламы на потребителя.
Опросы подразделяются на:
· опрос группы потребителей (одна и та же группа потребителей опрашивается на предварительном этап, во время самой рекламной кампании и после её проведении);
· волновые опросы (набор на каждом этапе опросов различных групп потребителей);
· последовательный опрос (выборка дробится на мелкие части, и опрос проводится ежедневно или еженедельно в зависимости от периода рекламной кампании).
В исследованиях обычно используется следующий рекомендуемый порядок вопросов:
· потребность в категории (исследуется, есть ли вообще у индивида потребность в определенном продукте);
· вспоминаемость рекламы по всей товарной категории;
· осведомленность о марке;
· припоминание марки;
· узнавание марки;
· вспоминаемость рекламного сообщения;
· действия потребителей;
· намерение купить марку;
· отношение к марке;
· мнение о выгодах марки;
· содействие покупке;
· узнаваемость рекламного объявления;
· характеристики респодента.
Использование результатов исследований эффективности рекламы позволяет:
· выявить причины неэффективности рекламной кампании;
· изменить рекламный бюджет;
· отказать от использования одних и начать применение других средств рекламы;
· произвести доработку рекламного сообщения.
Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
Внимание к рекламному сообщению может быть выражено на 3 уровнях.
· восприятие только визуальной идеи;
· фиксирование основных фраз или прочтение заголовка;
· восприятие всего рекламного сообщества.
Причины внимания:
· характеристики самого объекта (новизна, сверхинтенсивность и т.д.) – обеспечивает непроизвольное нимание;
· характеристики субъекта (потребности, мотивы, интересы) – обеспечивают произвольное внимание.
Основные виды внимания: