Конкурентные модели рынка труда.
МИКРОЭКОНОМИКА
1. Товар и его свойства.
2. Роль закона стоимости в функционировании товарного производства.
3. Сущность и функции денег.
4. Совершенная конкуренция. Уравнение полного равновесия фирмы.
5. Несовершенная конкуренция. Максимизация прибыли и минимизация издержек при различных видах несовершенной конкуренции.
6. Эластичность спроса и предложения.
1/ Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключает в себе потребительной стоимости.Величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления.Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух).
Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар.Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.
1. Товар и его свойства. Величина стоимости товара.Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги.Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.
Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.)ПС составляет вещественное содержание богатства.Потребительская стоимость товара:должна быть создана трудом;должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.
№ 2 Роль закона стоимости в функционировании товарного производства.
Закон стоимости - это объективный закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства. Согласно данному закону, производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда. Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Свои потребительские свойства товар приобрёл в силу качественной определённости того труда, с помощью которого он изготовлен. Определенный труд, необходимый для изготовления данной потребительской стоимости, мы называем конкретным трудом. Человеческий труд вообще, необходимый для создания любого товара, называется абстрактным трудом. Именно абстрактный труд создаёт стоимость. Но стоимость создаётся не просто трудом, а общественным трудом, то есть величина стоимости измеряется не индивидуальными затратами труда того или иного производителя, а общественно необходимыми затратами труда. Общественно нормальными (или типичными) условиями производства являются те, при которых создаётся подавляющая часть товаров данного вида. Рынок не признаёт индивидуальных затрат труда. На рынке одинаковые потребительские стоимости будут иметь одну и ту же стоимость - на уровне тех затрат, которые считаются общественно необходимыми, то есть средними в данных условиях.Таким образом, единицей общественно необходимого рабочего времени является час труда, совершаемого при типичных производственных условиях. Следовательно, величина стоимости определяется временем, общественно необходимым для производства данного товара.Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени. Она выражается формулой: ПТ= к/в, где ПТ - производительность труда; К - количество произведенной продукции; В - время, затраченное на производство продукции.Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции. В связи с этой пропорцией. Маркс вывел следующую математическую зависимость: “ Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”. Из этого следует, что более производительный труд за данный промежуток времени всегда создаёт большую стоимость, чем менее производительный.Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себе следующие функции:Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых. Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.Стимулирует снижение затрат.Регулирует распределение труда по сферам производства. Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства. Итак стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи. Как показывает исторический опыт, стимулы и давление, создаваемые законом стоимости, весьма действенны и эффективны. И последствия и примеры действия закона стоимости не ограничиваются экономической сферой, но проявляются и в социальной сфере.
№ 3 Сущность и функции денег
Деньги-всеобщий эквивалент товаров и услуг.Св-ва серебра и золота: -портативность, -делимость, -редкость в природе.Кредитные карточки-самые современные деньги.Ф-ии денег:1.мера стоимости (какова стоимость того или иного товара),2.ср-во обращения (благодаря этой ф-ии деньги обеспечивают оборот товаров и услуг, или, иначе говоря, обеспечивают куплю-продажу),3.ср-во накопления (деньги выступают прекрасным ср-вом накопления), 4.мировые деньги (эту ф-ию выполняют только те деньги, кот. имеют внутр. и внеш. конвертируемость (можно обменять свои деньги на др.)),5.ср-ва платежа (эта ф-ия появл., когда появл. кредитные отношения. Сначала товар приобретается, потом осущ. ф-ия платежа).Денежная масса-сов-ть наличных и безналичных, расчетных и платежных ср-в, кот. обеспечивают оборот товаров и услуг, и кот-ми владеют домохоз-ва, предприятия, учреждения и гос-во.
По своей структуре ден. масса ноднородна, в ней выд. активная и пассивная части.Активная часть-та, кот. обслуживает хоз. оборот товаров и услуг, обслуж. капиталовложение какой-либо сфере.Пассивная часть-часть, кот. предст. собой денежные накопления и остатки на счетах.В ден. массе выд. след. эл-ты:-наличные деньги,-деньги на текущих счетах,-деньги на срочных и сберегательных счетах, -дипозитные сертификаты, -акции, -облигации, -векселя.75%-безналичные деньги, 25%-наличные.Текущие счета-операции, кот. можно осущ. по этому счету в любое время работы банка.К срочным счетам владелец имеет доступ только тогда, когда пройдет время, на кот. владелец положил этот счет.Считается, что 100% ликвидностью обладают наличные деньги и деньги на текущих счетах.Ликвидность-легко реализуемость без потерь в стоимости.Квази деньги-почти деньги. Относится практически вся безналичная ден. масса.Ден. масса обеспеч. ден. обращение. Ден. обращение может осущ. в различных типах ден. систем.2типа ден. систем: 1)система обращения метал. Денег (золото и серебро, монеты), 2)система обращения бумажных и кредитных денег, и разменных монет.Саму ден. систему образуют:1.нац. ден. елиница,2.кредитные и бум. деньги, разменные монеты, кот. явл. законоплатежным ср-вом.3.системаэмиссии ден. знаков.Эмиссия-выпуск в обращение. Осущ. постоянно.4.Гос. система регулирования ден. обращения. Либо сужается, либо расширяется.Закономерности ден. обращения:
№ 4 Совершенная конкуренция.Уравнение полного равновесия фирмы
МАКРОЭКОНОМИКА
1. Что такое национальный доход? Какие методы его исчисления Вы знаете?
2. Фонд накопления и фонд потребления
3. Циклический характер развития капиталистического производства. Виды циклов.
4. Сущность учений кейнсианства и монетаризма. Общие черты и различия между ними.
№ 1 Что такое национальный доход? Какие методы его исчисления Вы знаете?один из основных обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. Национальный доход представляет собой сумму всех видов доходов, полученных экономическими агентами в течение данного статистического периода за их вклад в производство валового национального продукта. Чтобы определить показатель общего объема заработной платы, процентов, рентных платежей, дивидендов, прибыли и других доходов, т.е. величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть налоги косвенные. Национальный доход может быть также определен посредством расчета валового национального продукта по доходам при исключении двух видов платежей - амортизации и косвенных налогов на бизнес. В указанном выше смысле общие доходы нации можно определить как заработанный национальный доход. Поэтому в него не включаются косвенные налоги, так как государство, получая их, не вкладывает никаких ресурсов в производственный процесс. Однако в системе национальных счетов более широко используется показатель располагаемого национального дохода, под которым понимается общая велики. на доходов, полученных и переданных хозяйственным единицам в результате производственной деятельности или от собственности, а также в результате перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого национального дохода суммируются:а) заработная плата,зносы на социальное страхование,косвенные налоги на бизнес и другие государственные сборы;г) субсидии,особия международная помощь
№ 2 Стадии движения национального дохода. Фонд накопления и фонд потребления
ФОНД НАКОПЛЕНИЯ на макроэкономическом уровне часть национального дохода, используемая на расширение производства (накопление капитала). Денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонды потребления - средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия. Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, а разделение на фонды не является обязательным, но это предпочтительнее с точки зрения эффективности использования, учета и т.п.Источники фондов формируют названия фондов: 1) амортизационный;2) инвестиционный;3) резервный;4) страховой;5) ассоциативный или отраслевой;6) пенсионный и прочие.Инвестиционные фонды формируются как самостоятельные фонды, в соответствии с требованиями законодательства. Существует прямое и косвенное разделение инвестиционных фондов.Инвестирование в капитальные вложения ( КВ ).На предприятии формируется фонд инвестирования в КВ или в ОФ производственного или непроизводственного назначения. Кроме того, формируются фонды на закупку оборудования, фонды пополнения собственных оборотных средств или их прироста, фонд освоения новой техники и технологий. Формируются специальные фонды для работы на финансовом рынке (при условии, что вырабатывается система работы на рынках денег, кредита и ценных бумаг).При формировании инвестиционных фондов могут привлекаться как собственные, так и заемные ресурсы. К собственным ресурсам: налог на прибыль, схема местных налогов, средства бюджетных и внебюджетных фондов. Ассигнования бюджетных и внебюджетных фондов должны носить целевой характер. Фонд потребления формируется из двух частей: 1) фонд потребления собственника;2) фонд поддержки трудовых ресурсов.Фонды подразделяются на составные части в зависимости от источников формирования. Основа деления – законодательство, которое регулирует различные варианты изъятия денежных средств в определенные фонды. Фонд потребления делится на три основных:1) фонд заработной платы;2) фонд социального характера;3) прочие фонды потребления. Фонд заработной платы – оплата за отработанное время по тарифам или тарифным ставкам, или в процентах от выручки, премии и вознаграждения, выплаты за неотработанное время.Фонд заработной платы делится на:1) фонд заработной платы работников основного и вспомогательного производств;2) фонд заработной платы управленческого состава.
№ 3 Циклический характер развития капиталистического производства. Виды циклов.
Капиталистический цикл - постоянно повторяющееся движение капиталистического производства от одного экономического кризиса к другому. Включает фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём. В процессе развития каждой из этих фаз складываются условия для перехода к следующей фазе Экономические кризисы- фазы капиталистического цикла, во время которых происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства. Э. к. проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях.). Материальной основой движения по циклу является массовое обновление основного капитала. кризис всегда образует исходный пункт для крупных новых вложений капитала. . Развёртывание НТР и процессы перестройки экономики в условиях современного капитализма неизбежно приводят к более частому возникновению частичных, промежуточных и дополнительных кризисов. Постоянным спутником циклического подъёма стала полоса последующего хозяйственного застоя и постепенного «вползания» в кризис Циклические колебания капиталистического производства усиливают неустойчивость материального положения трудящихся. В годы кризиса всегда растет промышленная резервная армия, большое число рабочих и служащих оказываются частично безработными. Выход из кризиса капитализм неизменно ищет в дальнейшем усилении эксплуатации трудящихся. К числу особенностей развития современного К. ц. относится уменьшение роли циклических факторов в движении цен, особенно на товары массового потребления: если раньше кризисы перепроизводства неизменно сопровождались значительным понижением цен, то в 50—60-х гг. 20 в. рост дороговизны жизни в большинстве случаев не приостанавливался даже в условиях кризисов. Эти процессы неизбежно ведут к дальнейшему обострению антагонистических противоречий буржуазного общества. К. ц. и особенно экономические кризисы служат выражением исторической ограниченности капиталистического способа производства, в них проявляется неспособность буржуазного строя справиться с вызванными к жизни производительными силами. Экономический цикл - это периодические колебания экономической активности, промежуток времени между двумя одинаковыми фазами цикла.. Виды циклов по продолжительности: 1. Короткие циклы - это 2-4 года. Среднесрочные циклы - это циклы Жургляра продолжительностью 10 лет, Строительные циклы Кузнеца продолжительность 18-25 лет. 4. Длинные циклы Кондратьева - это длинные циклы.
№ 4 Сущность учений кейнсианства и монетаризма. Общие черты и различия между ними.
КЕЙНСИАНСТВО - теория государственного регулирования экономики. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства - рынок, основные цели - поддержание "эффективного спроса" и "полной занятости". Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и др. Некоторые положения кейнсианства пересмотрены и развиты представителями неокейнсианства (главным образом в анализе технико-экономических факторов экономического роста) и посткейнсианства (достижение "эффективного спроса" зависит от ряда социальных мероприятий). Однако за последние два десятилетия этой теории был брошен вызов альтернативными макроэкономическими концепциями , в частности монетаризмом и теорией рациональных ожиданий ( ТРО ).У них есть и важные идеологические различия , касающиеся в частности роли государства . Кейсианцы : нестабильность и государственное вмешательство . Они убеждены , что капитализм и в особенности система свободного рынка , страдает врожденными пороками . Наиболее важным для анализа является кейсианское утверждение , что капитализм лишен механизма , обеспечивающего экономическую стабильность . Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики . Монетаристы : стабильность и свободная конкуренция . Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию , согласно которой , обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому , что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов , а не на уровень производства и занятости . Таким образом , рыночная система , если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики , обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность .Монетаризм , как следует из его названия , делает упор на деньгах и его основополагающим уравнением является уравнение обмена : MV = PQ , где М - предложение денег ; V - скорость обращения денег ; Р - уровень цен ; Q - объем производимых услуг.
МОНЕТАРИЗМ, экономическая теория, рассматривающая денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры и исследующая зависимость между изменениями количества денег и величиной валового внутреннего продукта. Возник в США в 50-х гг. 20 в. как антипод кейнсианства; ведущий представитель - М. Фридмен.
МАРКЕТИНГ
1. Комплекс маркетинга.
2. Маркетинговые коммуникации: реклама и PR.
3. Функции маркетинга.
4. Состояния спроса и задачи маркетинга.
5. Пять основных концепций управления маркетингом.
6. Маркетинговые принципы работы организации.
7. Маркетинговая информационная система.
8. Методы сбора маркетинговой информации.
9. Основные направления маркетинговых исследований.
10. Жизненный цикл товара.
11. Сегментирование рынка.
Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Одна из концепций комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:
- товар;
- цена;
- распределение;
- продвижение.
+ упаковка
Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).
Под ценой в широком смысле понимаются все субъективные и объективные затраты, связанные с приобретением и использованием продукта.
Распределение товаров - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю физического перемещения товаров от производителя до потребителя.
Продвижение - любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д.
Функции маркетинга.
Маркетинг включает в себя 4 основные комплексные функции:
Аналитическая.
a. Включает в себя изучение рынка – первый шаг к познанию внешней среды. Цель – выбор приоритетных направлений для предприятия и его товаров, чтобы достичь успехов. Выбор является ранжирующим, по следующим критериям: -емкость рынка; инвестиционная политика; импортное регулирование; географическое положение; стабильность правового режима; острота конкуренции.
b. Включает в себя изучение потребностей, т.к. на любом рынке действует множество потребностей различного вида продукций, из большого числа нужно сформировать такую группу, которая станет целевой, этот процесс называют сегментированием рынка.
c. Изучение фирменной структуры рынка. Изучение и систематизация участников рыночных отношений. Необходимо для понимания, кто способствует, а кто мешает коммерческой деятельности,.
d. Изучение товарной структуры рынка. Определение системы товародвижения, изучение существующих на рынке стандартов, норм, требований к продукту, изучение сервиса и торов конкурентов. Результат изучения: какие изделия и в каком объеме могут быть реализованы на рынке.
e. Анализ внутренней среды предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия сегодня и на перспективу.
Производственная (созидательная).
a. Организация производства товаров рыночной новизны.
b. Организация материально-технического снабжения
c. Управление качеством и конкурентоспособностью.
Сбытовая.
a. Организация системы товародвижения (транспортировка, складирование, смена владельцев, создание розничной сети)
b. Организация сервиса, т.е. комплекс услуг связанных со сбытом и эксплуатацией продукта.
c. Проведение целенаправленной ценовой политики. Цены обеспечивают предприятию желаемую прибыль.
d. Система Фосстис (формирование спроса и стимулирование сбыта)
Функция управления и контроля.
a. Планирование
b. Информационное обеспечение маркетинга. Внешняя среда – источник маркетинговой информации
c. Коммуникационное обеспечение, управление маркетингом
d. Контроль с помощью ситуационного анализа. Заключительная стадия управления маркетингом. Она позволяет выявлять и предупреждать отклонения, недочеты, ошибки. Позволяет отыскать резервы.
Жизненный цикл товара
Каждый товар, запущенный в коммерческое производство, имеет жизненный цикл, однако характер и протяженность его предугадать нелегко.
Существует 4 этапа жизненного цикла товара: 1. выведение на рынок здесь период медленного роста сбыта и о прибыли говорить не приходится; 2. этап роста период быстрого восприятия новинки на рынке, прибыль растет; 3. этап зрелости период замедления темпов сбыта, в этом случае прибыль стабилизируется или начинает снижаться; 4. этап упадка период резкого снижения сбыта и падение прибыли.
На каждом этапе своя стратегия: а) на первом этапе ориентация на подготовленных покупателей. Этот этап ориентирован на ознакомление покупателей с товарами; б) на втором этапе ориентация не только на подготовленных покупателей, но и на обычных. Обычно цены немного снижаются. Второй этап ориентирован на сбыт товара; в) на третьем этапе большая конкуренция, необходимо моделировать товар и комплекс маркетинга; г) на четвертом этапе отказываются от мелкого сектора сбыта рынка, необходимо правильно решить и своевременно снять с выпуска товар.
В нем выделяются следующие этапы:
- разработки товара – компания находит и воплощает в жизнь новую идею (9 этапов: определение направлений, генерация идей, отбор идей, разработка и тестирование, маркетинговая стратегия, экономический анализ, создание прототипов, пробный маркетинг, коммерциализация)
- выведения на рынок – это этап жизненного цикла, когда товар впервые поступает в продажу. Медленный рост объема продаж, расходы на маркетинговые мероприятия высоки, прибыль отсутствует.
- роста спроса – продажи товара стремительно растут, период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли
- насыщения рынка (зрелости) – рост объемов продаж замедляется, основные покупатели привлечены, расходы на маркетинговые мероприятия опять начинают расти, прибыль остается неизменной или падает, длится дольше предыдущих этапов, перед менеджерами возникает множество проблем.
- упадка (спада спроса) – спад объема продаж (иногда до нуля) и сокращение прибылей. Причины спада разные: технический прогресс, конкуренция, изменения вкусов потребителей.
- реанимации.
Одним из часто встречающихся вариантов является кривая с повторным циклом, вызванным мероприятиями по стимулированию сбыта, модернизации товара и т.п.
Гребешковая разновидность состоит из последовательного ряда циклов, порожденных открытием новых характеристик товара, новых способов его использования, появлением новых пользователей(нейлон и использование его: парашюты, чулки и белье, рубашки, ковровые покрытия и т.д.).
Различные этапы жизненного цикла товара требуют использования разных стратегий маркетинга.
Сегментирование рынка
Уровни сегментирования различны:
§ Вообще не сегментировать (отсутствие сегментирования, массовый маркетинг)
§ Частичное сегментирование, на промежуточном уровне (дифференцированный маркетинг)
§ Полное сегментирование (микромаркетинг, локальный маркетинг, индивидуальный.
В перспективе рынок ждет массовое обслуживание на индивидуальной основе.
Универсального подхода к сегментированию рынка не существует, но есть основные переменные:
§ Географическая, предполагает деление: регион, климат, округ, город, село, образ жизни и привычки, питания и климата.
§ Демографическая, разделение на группы на основе пола, возраста, размера семьи, состава, уровня доходов, рода занятий, расы, национальности, этапы жизненного цикла.
§ Поведенческая, в зависимости от того, насколько покупатели знают товар, как относятся, как используют, как реагируют на новинку (суперноваторы, новаторы, обыкновенные, консерваторы, суперконсерваторы).
§ Психографическая, делит покупателей на разные группы, по отношению к образу жизни, личностным характеристикам.
Оценка рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия , и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.
Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Объектами сегментации рынка сбыта являются:
- группы потребителей;
- группы продуктов (товаров, услуг);
- предприятия (конкуренты).
Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг). Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий - способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
- емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности;
- каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта;
- устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
- прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
- совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте;
- оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер;
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
1. Адаптация новых работников.
2. Аттестация персонала в организации.
3. Организация набора кадров.
4. Отбор кадров.
5. Оценка персонала.
6. Развитие персонала.
7. Деловая карьера.
8. Организационная культура.
9. Тактическое и стратегическое направления работы служб персонала.
10. Современные функции служб управления персоналом.
№ 1 Адаптация новых работников
Под адаптацией персонала понимается процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и самой организацией, а также изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды. Практически все крупные фирмы уделяют пристальное внимание этому важному процессу, так как от этого в большой степени зависит будущее компании. Процедуры адаптации персонала имеют целью облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Исследования показывают, что около 90% служащих, добровольно уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Обычна ситуация, когда новичок сталкивается с большим количеством трудностей, причем основная их масса порождается отсутствием информации о порядке работы и месте расположения отдельных подразделений организации. Высока роль и человеческого фактора. Поэтому специальная процедура по введению нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы.. Чтобы помочь новичку преодолеть этот нелегкий период, потребуется помощь как коллег, так и профессионалов в области управления персоналом.Система адаптации персонала – свой среди своих. Система адаптации персонала нацелена на помощь сотруднику в освоении нового рабочего места или условий работы. Руководитель компании не всегда готов полностью взять на себя заботу о новом сотруднике, поэтому существуют специальные службы, призванные обеспечить его плавный переход из разряда новичков в полноправного участника команды.Система адаптации персонала осуществляет процесс освоения в несколько этапов. Если речь идет о новом сотруднике, его знакомят с жизнью компании, ее традициями и историей, особенностями работы. Затем новичку объясняют его должностные обязанности. Далее происходит знакомство с коллегами и попытки наладить личные отношения. Поведение остальных сотрудников компании может в значительной степени повлиять на длительность периода адаптации новичка и на то, как скоро он приступит к окончательному этапу – выполнению своих должностных обязанностей, функционированию в компании.Руководителю следует помнить, что в случае возникновения трудностей на этапе привыкания, специалист может решить проблему, просто сменив место работы. Это повлечет за собой расходы на поиск нового сотрудника, и вызовет неудобства в связи с его временным отсутствием, поэтому не следует умалять значение системы адаптации персонала. Программа адаптации персонала – это необходимая информация и процедуры, посредством которых служба адаптации или ответственный сотрудник обеспечивают скорейшее освоение новичком незнакомой ему территории. Условия работы и оплаты труда, предоставляемые льготы и организация питания, требования, предъявляемые к сотрудникам, – все это содержится в программе адаптации персонала. С ее помощью процесс привыкания к новому месту или условиям работы происходит быстрее, возникающие вопросы разрешаются, и у вновь пришедшего формируется общее представление о деятельности и целях компании.
№ 2 Аттестация персонала в организации.
Аттестация сотрудников – это периодическая комплексная проверка уровня деловых, личностных и моральных качеств работника по соответствующей, занимаемой им должности. Полезность аттестации очевидна – с ее помощью можно объективно определить творческую ценность каждого работника для конкретного предприятия.Аттестация призвана не только решать вполне конкретные задачи (совершенствование управления персоналом и расстановки кадров, формирование резерва на выдвижение, определение потребности в повышении квалификации и управлении карьерой сотрудников, совершенствование форм и методов работы самих руководителей), но и осуществлять подготовку и апробацию новых мотивационных моделей. Без этого аттестация превращается в формальную процедуру.К сожалению, практика проведения внутрифирменных (внутрипроизводственных) аттестаций свидетельствует, что зачастую они проводятся формально, исключительно с учетом требований соответствующих нормативных документов или локальных положений, разрабатываемых самими предприятиями (организациями). Такой подход не позволяет в достаточной степени оценить деловые и профессиональные качества работников и правильно определить меры мотивационного воздействия.Аттестация работников в зависимости от ее повода бывает очередная, по истечении испытательного срока, для продвижения по службе, перевода в другое подразделение.Очередная аттестация проводится ежегодно и обязательна для всех работников. Основа аттестации – описание проделанной работы и результатов по основным видам деятельности.Аттестация по истечении испытательного срока преследует цель получения документированного вывода по результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по дальнейшему служебному использованию аттестуемого.Аттестация для продвижения по службе проводится с учетом требований новой предполагаемой должности и новых обязанностей, при этом выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной подготовк