Направления расширения функций отдела маркетинга на предприятии

На данный момент в ТК "ЛЮКОМ" функционирует отдел рекламы. Главными задачами такого подразделения является создание эффективной рекламы и расчёт, связанных с ней затрат, а также формирование благоприятного имиджа фирмы. Осуществлениями таких функций занимаются два человека - начальник и его подчинённый. Раньше сюда входил ещё маркетолог, но он не совсем справлялся со своими обязанностями. На основании того что мероприятием по совершенствованию является создание единой маркетинговой службы на предприятии, основными функциями маркетингового отдела будут:

1. Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:

- определение проблемы, связанной со сбытом продукции;

- получение первичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);

- проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;

- формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;

- использование результатов маркетингового исследования;

2. Поиск и систематизация информации:

- о потребителях и сегментации рынка;

- основных характеристик рынка для каждого его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);

- о географическом распределении товара, его экспортных рынках;

3. Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:

- объемы продажи в целом и по сегментам рынка;

- общая доля на рынке;

- цели и поведение на рынке;

- самооценка;

4. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов:

- качеству продаваемой продукции;

- ценовой политике;

- продвижению товара;

- сбытовой политике;

- послепродажному обслуживанию;

- формам осуществления расчетов: «живыми» деньгами, предоплата, в рассрочку;

5.Составление по результатам маркетинговых исследований, оптимистических, пессимистических и средневзвешенных прогнозов развития рынка, в которых определяются фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продаваемой продукции, а также приводится оценка потенциальных рисков деятельности предприятия.

6. Проведение анализа существующих сетей сбыта продукции, который включает:

- анализ эффективности существующей стратегии сбыта;

- анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схема сбыта и т.п.).

7. Проведение анализа существующей системы снабжения, который включает:

- анализ эффективности существующей стратегии снабжения;

- выявление более эффективных поставщиков;

8. Проведение экономического анализа ассортимента продаваемой продукции.

9. Проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления, включает:

- анализ издержек, их структуры и динамики;

- анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе вне реализационных прибылей и убытков), рентабельности;

- анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов.

10.Проведение анализа эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятия.

11.Выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:

- маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение строительных объектов, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса и т.д.);

- финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;

- кадровый состав (профессионально-квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);

- управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.).

12. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.

13.Разработка предложений по эффективному распределению и использованию всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых.

14.Разработка стратегии развития предприятия на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.

15.Разработка предложений по повышению оперативности и качества послепродажного обслуживания продукции.

Все вышеперечисленные функции маркетингового отдела будут распределяться по трём подотделам: отделом маркетинговых исследований, отделом рекламы и пропаганды и отделом продвижения и стимулирования сбыта. Это поможет наибольшим образом скоординировать деятельность для достижения поставленных целей.

В отдел маркетинговых исследований будет входить маркетолог и, если понадобится, то его помощник. В данный момент на фирме проводятся некоторые исследования спроса, объёмов продаж, сезонности и т.д., но они проводятся на среднем уровне и профессионально этим никто не занимается, поэтому для более эффективной работы предприятия, необходимо создание такого подотдела. Основными его функциями будут являться:

- определение рыночного потенциала компании и возможностей его развития;

- исследование реакции покупателей на новый вид строительных услуг и их потенциал;

- анализ каналов распределения;

- анализ издержек распределения;

- исследование эффективности средств коммуникации;

- анализ потенциала закупочной среды;

- опрос потребителей и сегментация рынка;

Далее рассмотрим уже существующий в ТК "ЛЮКОМ" отдел рекламы, который осуществляет:

- формирование рекламной стратегии, основанной на перспективных направлениях дальнейшего организационного развития, инновационной и инвестиционной деятельности;

- планирование работ по проведению рекламных кампаний;

- изучение сегментов рынка, на которых планируется рекламировать товар, определение целей рекламной кампании, выработка основной идеи рекламной кампании, определение типов конкретных носителей рекламы и т.д.;

- изучение рынка сбыта и покупательского спроса с целью определения наилучшего времени и места размещения рекламы, масштабов и сроков проведения рекламных кампаний, круга лиц, на которые должна быть направлена реклама, ориентирование рекламы на целевые группы покупательской способности;

- разработка рекламных текстов, эскизов и макетов каталогов, буклетов проспектов, подготовка их для утверждения директором предприятия.

Новым направлением в системе маркетингового мероприятия будет являться отдел продвижения и стимулирования сбыта. Конечно, на фирме применяются методы стимулирования сбыта, но данные функции распределены по разным отделам.

Заключение

Маркетинговая деятельность имеет ключевое значение для успешного продвижения продукции на предприятии в наши дни. Практика развития маркетинга на отечественных предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово – сбытовую или даже рекламную деятельность.

По мере развития рыночных отношений, маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.

Таким образом, маркетинг в наше время становится очень перспективной областью.Руководители должны понять, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит, а значит необходимо иметь в своем штате людей, знающих и понимающих нужды населения. Только так можно обеспечить стабильный рост прибыли компании и занять достойное место в международной сфере экономических отношений. Делая вывод о теоретическом обосновании актуальности такой темы как управление маркетинговой деятельностью, можно отметить, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Специалист по маркетингу должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма. Поэтому интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

В Российской Федерации маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Однако, исследуя различные аспекты функционирования отечественных фирм и организаций, можно заключить, что маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и занять достойное место в сфере международных экономических отношений.

Предметом исследования дипломной работы являлась маркетинговая деятельность ТК "ЛЮКОМ".

Целью данной дипломной работы являлось определить теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия, проанализировать маркетинговую деятельность ТК "ЛЮКОМ" и создать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности анализируемого предприятия.

Для достижения поставленной цели, в 1 главе дипломного проекта были рассмотрены теоретические аспекты и эффективность от маркетинговой деятельности на предприятии.Делая вывод, о теоретическом обосновании актуальности такой темы, как управление маркетинговой деятельностью, необходимо отметить, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями, ради достижения определенных целей организации. Специалист по сфере маркетинга, должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос, может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма. В связи с этим, интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует успешному выступлению на рынке.

Во второй главе был осуществлен анализ управления и оценка маркетинговой деятельности в ТК "ЛЮКОМ".

Маркетинговые функции на предприятии, можно представить в виде ограниченной деятельности в области ассортиментной, сбытовой, ценовой политик и продвижения товара. Так как долгое время ТК "ЛЮКОМ " занимал лидирующее положение на рынке, то ему не пришлось заниматься маркетингом. ТК "ЛЮКОМ" является достаточно известным предприятием среди потребителей и долгое время не существовало надобности в отделе маркетинга, однако появление конкурентов вынудило предприятие начать создание подобной службы.

В настоящий момент, часть маркетинговых функций выполняет отдел сбыта, который подчиняется коммерческому директору. В практической деятельности предприятия отсутствуют эффективные инструменты продвижения товара на рынке, компания не использует методы СТИС, которые призваны облегчить продвижение товара и дать фирме дополнительные преимущества, в борьбе с конкурентами. ТК "ЛЮКОМ" не прибегает к подобным средствам и полагается лишь на профессионализм своих специалистов по сбыту и опыт руководства. Фирма не занимается профессионально вопросами маркетинга и рекламы, надеясь на достаточный уровень продаж, обеспечивающий необходимый финансовый результат, то есть получение прибыли.

Из проведенного анализа маркетинговой деятельности были выявлены определенные проблемы маркетинговой деятельности:

- отсутствие отдела маркетинга;

- отсутствие ясных стратегических целей и планов предприятия и линейных подразделений;

- недостаточная деятельность предприятия в области исследования рынка;

- отсутствие единой политики в области развития и совершенствования работ и услуг предприятия.

Предложения.

На основании анализа маркетинговой деятельности, в третьей главе дипломного проекта было создано мероприятие, по созданию единой маркетинговой службы в ТК "ЛЮКОМ". Так же были выявленынедостатки, на основании которых, были разработаны конкретные предложения, позволяющие решить исследуемую проблему, в частности:

- предложена структура отдела маркетинга, организованного по функциональному принципу. Предлагаемый вариант создания службы маркетинга позволит реализовать функции маркетинга на предприятии, позволит рационально распределить обязанности между специалистами и руководителем отдела, рассчитан примерный бюджет отдела маркетинга на один год;

- рассмотрена методика оценки эффективности маркетинговой деятельности, рассчитан коэффициент конкурентоспособности организации;

- предложен маркетинговый инструмент для повышения эффективности работы с тендерами, который позволит не обсчитывать все тендеры, а выбрать только самые подходящие для предприятия. Проводить систематические исследования общественного мнения, опросы потребителей, учитывать все их жалобы и предложения;

- проведение исследований спроса, выяснять предпочтения и ценности потребителей;

- совершенствовать работу по подготовке маркетологов и повышению их квалификации.

Разработанная методика по созданию единой службы маркетинга должна принести подсчитанные доходы от маркетинговой деятельности в ТД "ЛЮКОМ".

По мере развития рыночных отношений, маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.

Делая вывод, следует отметить, что маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу стараются довести до каждого инженера, разработчика и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.

Наши рекомендации