Торговля. Актуальные направления ее развития
Торговля – одна из крупнейших отраслей экономики как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал. В ней объединены предприятия оптовой, розничной торговли и общественного питания, численность работающих составляет около 45 % от числа занятых в народном хозяйстве.
В настоящее время потребительская сфера на региональном уровне развития отрасли торговля характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие и эффективное функционирование. Основными являются – недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка для полного и всестороннего удовлетворения потребительского спроса. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры торговли в регионах обусловлено совокупностью причин как объективного, так и субъективного характера, среди которых нехватка финансовых ресурсов, недейственная система кредитования, недостаток складских помещений, несогласованность работы организаций торговли и транспорта и др. И наиболее актуальная проблема сегодня - это низкий уровень качества реализуемых пищевых продуктов. Появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью и угрожает жизни граждан.
Помимо этих негативных факторов торговли, имеется большое количество и сопровождающих их негативных проявлений:
- наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли;
- необоснованное завышение цен, вызванное неоправданно большой звенностью товародвижения;
- несовершенная система сертификации услуг розничной и оптовой торговли, общественного питания в регионах;
- диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы - оптового, розничного и общественного питания;
- низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле;
- отсутствие современного информационного обеспечения торговли;
- низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях;
- недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями.
На потребительском рынке остается немало проблем в части соблюдения стандартов и технических условий, санитарных правил и правил торговли.
Выявление грубых нарушений правил торговли и санитарных норм, продажа товаров с истекшим сроком реализации, отсутствие приходных документов, в том числе и подтверждающих качество, санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, не соблюдение товарного соседства, условий хранения.
Остается самым злободневным - вопрос развития цивилизованной оптовой торговли в регионах, оптовое звено слабо функционирует или находится в тени.
Рыночная экономика требует построения четко скоординированной и взаимодополняющей иерархии контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке. Отсутствие такой системы угрожает дестабилизацией социальных и экономических основ потребительского рынка, как на федеральном уровне, так и на региональном.
Стратегия формирования и развития торговой инфраструктуры должна быть направлена на устранение или нейтрализацию негативных факторов и ориентирована на создание благоприятных условий для эффективной деятельности организаций торговли.
Основными задачами являются:
- развитие современных организованных форм оптовой и розничной торговли:
- создание в регионах торговой инфраструктуры, в частности новых оптовых продовольственных рынков;
- создание единой информационной системы контроля торгового обслуживания населения;
- рост числа организаций общественного питания особенно в сельской местности;
- увеличение собираемости налогов в сфере торговли и общественного питания.
В основе системы обеспечения безопасности и качества потребительских товаров и услуг должны лежать следующие принципы:
1.организация контроля качества и безопасности сырья при подготовке производства потребительских товаров и выпуске готовой продукции;
2.организация контроля качества на стадии товародвижения от производителя до организаций торговли;
3.организация контроля качества и безопасности на стадии реализации товаров;
4.обеспечение правового взаимодействия субъектов торговой деятельности и контролирующих органов;
5.четкое разграничение сферы действий и координация деятельности контролирующих органов.
Целью региональной системы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг должно стать формирование механизма предотвращения поступления на потребительский рынок некачественной и несущей вред организму человека продукции.
Для этого необходимо решить совокупность следующих задач:
1.сформировать нормативную правовую базу, предотвращающую доступ на потребительский рынок некачественной и опасной продукции;
2.обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкции за поставку на рынок некачественной или опасной продукции;
3.обеспечить оказание помощи потребителям в оценке безопасности реализуемой продукции, проведение ее идентификации и оценки качества.
Формирование эффективной системы контролирующих органов должно основываться на том, что безопасность и качество потребительских товаров следует гарантировать на всех этапах товародвижения, что является определяющими с точки зрения защиты прав потребителей. На каждом этапе товародвижения должен быть задействован свой собственный механизм текущего обеспечения безопасности и качества.
На этапе подготовки продукции к производству и формирования качества в технологическом процессе главную роль в обеспечении безопасности и качества производимой продукции играют товаропроизводители. Правительство регионов должно оказывать поддержку в создании в организациях товаропроизводителей систем управления качеством, их сертификации с последующим контролем состояния технологического процесса. Для этого необходим контролинг отдельных видов производственной деятельности хозяйствующих субъектов, который будет выступать инструментом регионального регулирования допуска в сферу производства тех или иных товаропроизводителей.
На этапе товародвижения из сферы производства в сферу обращения со стороны органов, имеющих соответствующие полномочия, должен быть обеспечен действенный контроль соответствия выпущенной продукции предъявляемым требованиям, что обеспечит гарантии безопасности и сохранение совокупности потребительских свойств на пути товародвижения от производителя к продавцу.
На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя региональное регулирование должно заключаться в обеспечении эффективного контроля допуска хозяйственных структур к торговой деятельности. Инструментом регионального регулирования этого этапа отношений должны стать сертификация систем оказания торговых услуг и независимая экспертиза безопасности и качества предоставляемых покупателю товаров и услуг.
Большое значение придается развитию электронной торговли. С целью продвижения продукции и услуг на региональных уровнях функционирования и развития отрасли торговля должна быть внедрена «Интеграционная база данных продукции и услуг, предоставляемых организациями на территориях регионов». Программа предоставлена администрациям муниципальных районов и городских округов, ее услугами могут пользоваться коммерческие организации и предприниматели, государственные учреждения, как на территории региона, так и за ее пределами.
Восстановление и расширение организаций общественного питания в высших, средних специальных и общеобразовательных учебных заведениях должно осуществляться на основе специализированных производственных комплексов питания. Основными элементами этих комплексов могут стать комбинаты питания, фабрики - заготовочные, столовые в качестве доготовочных и раздаточных объектов. Необходимо переоборудование студенческих, школьных столовых современной мебелью, тепловыми и охлаждаемыми витринами, барными стойками, что позволит расширить ассортимент продукции, создать дополнительные рабочие места, увеличить степень охвата учащихся питанием.
Одной из важнейших задач развития торговли на региональном уровне является структурная перестройка оптового звена в целях создания конкурентоспособных организаций, интегрированных в экономику региона. Необходимо создание оптовых рынков с элементами биржевой торговли. Для этих целей необходимо выявить перспективные направления развития опта, оказать помощь и дать толчок для его развития. Для этого необходимо осуществлять интеграцию, объединение организаций различных организационно - правовых форм на временной или постоянной основе в виде кооперации или концентрации.
Одним из самостоятельных организационных элементов оптовой инфраструктуры, интегрирующих взаимодействие интересов всех участников процесса товародвижения, могут быть оптовые продовольственные рынки, назначение которых состоит в обеспечении свободного выхода на рынок всех поставщиков сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Для создания полноценной рыночной инфраструктуры торговли широкое развитие должна получить мелкооптовая торговля. Организации мелкого опта представляют собой промежуточное звено между оптом и розницей. Функцией их является удовлетворение потребностей в потребительских товарах организаций розничной торговли, предпринимателей, конечных потребителей.
Формирование и развитие региональной оптовой торговой системы на принципах взаимосвязи внутреннего (регионального) и внешнего (федерального) уровней должно обеспечивать типовое многообразие составляющих ее структур.
Типовое разнообразие оптовых структур является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптовой торговой системы. Дополняющим условием до степени достаточности должно быть обеспечение требуемого видового многообразия действующих на краевом рынке оптовых структур, которое определяется мотивацией товаропроизводителей, заготовителей при выборе необходимого канала товародвижения.
Содержание мотивов может выражаться в следующих формах:
1) единовременная продажа производителем, заготовителем товара оптовому посреднику;
2) оплата информации производителем, заготовителем о потенциальных покупателях своего товара при сохранении собственности на него;
3) отказ от услуг оптового посредника.
Главной задачей структурной организации краевого оптового звена и последующего его развития должно являться стимулирование формирования таких видов оптовых организаций, которые будут наиболее полно удовлетворять требования производителей и заготовителей товаров.
Традиционным и важным элементом оптовой инфраструктуры являются краевые, районные, городские оптовые ярмарки, выставки - ярмарки, а также товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
Краевые, районные, городские оптовые ярмарки и выставки представляют собой особую форму организации оптовой торговли, которые предназначены для расширения потребительского рынка за счет налаживания как внешних, так и внутренних хозяйственных связей края. Выставки и ярмарки могут функционировать как на временной, так и на постоянной основе.
Главной функцией товарных бирж является обслуживание крупных объемов оптового оборота потребительских товаров.
Задачами аукционов должно быть стимулирование отдельных производителей товаров края.
В состав организаторов оптового оборота регионов могут также входить склады гарантийного и страхового хранения, склады - отели, транспортно - экспедиционные предприятия.
Автономное положение на оптовом рынке регионов должны занять посреднические структуры: предприятия - агенты, предприятия - брокеры. Основой их деятельности является обеспечение клиентов необходимой информацией. Здесь имеются объективные предпосылки для формирования и развития электронной коммерческой деятельности: электронной торговли между посредническими структурами, с одной стороны, и торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, с другой стороны.
Одним из направлений развития оптового звена, обеспечения его привлекательности для покупателей является формирование и развитие комплекса услуг, оказываемых розничной торговле по упаковке, расфасовке, проверке безопасности и качества потребительских товаров, их доставке, рекламных и информационных услуг.
Методами государственного регулирования торговли на региональном уровне можно считать использование подзаконных нормативных актов, издаваемые Президентом и Правительством РФ (вопросы биржевой, валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической, таможенной деятельности , а также ценообразования, налогообложения). К постановлениям Правительства РФ относятся «Правила продаж отдельных видов товаров», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Практическая реализация всех актов государственного регулирования, принятых государством, возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственный Комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие органы государственного управления в пределах их компетенции.
Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Госторгинспекция, Министерство экономического развития и торговли РФ. Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, регулирующие и производящие товары и услуги.
К важнейшим задачам в области государственного регулирования торговой деятельности на региональном уровне относятся:
1) формирование конкретной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение монополизма на потребительском рынке;
2)защита внутреннего рынка на основе регулирования экспорта и импорта;
3) всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы;
4) определение концепции развития торговли;
5) мониторинг товародвижения и логистического обслуживания;
6) эффективный контроль за торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества регулируемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей;
7) совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности и т.д.
В Воронежской области процесс формирования торговых сетей начался несколько лет назад. Предприятия используют наиболее эффективный путь развития - объединение торговых компаний в добровольную структуру. В результате, за счет снижения общего объема затрат на складирование и транспортировку достигается снижение розничных цен. К тому же наибольшим успехом у покупателя сегодня пользуются предприятия, предоставляющие покупателям наиболее высокий уровень сервиса.
7. Принципы и содержание государственного