Величину прибыли. Направления ее использования
Формирование прибыли – цель коммерческой деятельности фирмы.
Прибыль – экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. С экономической точки зренияприбыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
Основные функции прибыли:
1) функция показателя оценки итогов деятельности (результата работы);
2) распределительная функция (распределение выручки между обществом, предприятием, коллективом и собственником);
3) функция экономического стимулирования (прибыль – основной источник накопления финансовых ресурсов предприятия, государства).
Величину получаемой прибыли определяют многие факторы: величина производственных фондов; численность промышленно-производственного персонала; уровень и динамика роста производительности труда; динамика себестоимости; динамика цен на продукт; изменение структуры производства; качество продукции.
В результате получения денежных средств от разных видов деятельности и возмещения расходов формируется финансовый результат предприятия. Для снижения рисков предприятия из прибыли формируются резервы, размер которых регулируется. Собственник (учредители) предприятия принимают решение о распределении прибыли, оставшейся после налогообложения. Часть чистой прибыли может быть выплачена учредителям ( например, в акционерном обществе - как дивиденды акционерам).
Оставшаяся после формирования резервов и выплаты собственникам прибыль накапливается (ее называют нераспределенной). Нераспределенная прибыль увеличивает собственный капитал предприятия.
Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством: выполнением обязательств перед бюджетом; расчеты с банками, предприятиями, организациями; инвестиции в развитие предприятия; выплата дивидендов по акциям; удовлетворение социальных и материальных потребностей работников.
Направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия:
- накопление – пополнение оборотных средств, приобретение нематериальных активов, инвестиционные программы (техническое перевооружение, реконструкцию, строительство новых объектов, совершенствование техники, модернизацию оборудования);
- потребление – социальные программы, материальное поощрение персонала и другие мероприятия, не увеличивающие имущества предприятия.
Факторы, определяющие формирование прибыли, делят на:
1) внешние, связанные с экономической ситуацией, уровнем инфляции, спецификой отдельных товаров (степенью концентрации и характером производственной деятельности);
2) внутренние, к которым относят внутрифирменные факторы и источники формирования прибыли:
-основную производственную деятельность и внереализационные доходы;
- внедрение инноваций, характеризуется долей продаж новых товаров в товарообороте и количеством выданных патентов;
- уровнем риска.
Необходимо отметить, что Адам Смит в своих работах исследовал зависимость между риском и уровнем прибыли
Факторы роста прибыли:
а) ценовые факторы, то есть уровень цен на продукцию, заготовки, материалы, труд полуфабрикаты;
б) объем производства продукции, выполнения работ, услуг;
в) ассортимент выпускаемой продукции;
г) себестоимость и качество выпускаемой продукции.
Существуют следующие виды прибыли:
(16.1)
где Пр – прибыль от прордаж
ВД - валовой доход;
ИО - издержки обращения;
НДС - налог на добавленную стоимость.
(16.2)
ВнД - внереализационные доходы;
ВнР – внереализационные расходы.
обязательные платежи (16.3)
где Пч – чистая прибыль
Направления использования чистой прибыли представлены на рисунке 16.1.
Рис.16.1. Направление использования чистой прибыли
Методы управления прибылью представлены в таблице 16.1.
Таблица 16.1. Методы управления прибылью, используемые
Группа методов | Виды используемых методов |
Методы планирования | Прямого счета; аналитический |
Методы анализа | Горизонтальный, вертикальный, метод относительных коэффициентов, факторный метод |
Методы учета | Метод признания доходов и расходов: « по отгрузке» |
Метод распределения прибыли | Безфондовый |