Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли

Производительность труда – характеристика эффективности трудовой деятельности человека.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а так же по отдельным группам (оперативным работникам, продавцам) в единицу времени. Следовательно, под производительностью труда в торговле понимается способность работника реализовать за единицу рабочего времени определенный объем товаров.

Производительность труда Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru определяется по формуле:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (8.1)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - объем товарооборота,

Ч – численность работников предприятия.

Изменение среднегодовой численности работников и их производительности труда оказывает влияние на оборот розничной торговли. Расчеты можно выполнить методом цепной подстановки по следующей формуле:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (8.2)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -прирост объема продаж;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - численность работников за предыдущий и текущий периоды;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - выработка работников предыдущего и текущего года соответственно.

Производительность труда оказывает влияние на товарооборот, то есть если растет производительность труда, то растет и товарооборот.

Для определения влияния необходимо найти скорректированную производительность труда Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru по формуле:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (8.4)

Затем необходимо определить влияние факторов товарооборота Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru и численности работников предприятия Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru .

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (8.5)

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (8.6)

Последним действием является определение суммарного влияние факторов.

Производительность труда измеряется сопоставлением результатов труда в виде объема произведенной продукции с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного отношения этих величин существует два показателя: выработка и трудоемкость.

Факторы роста производительности труда – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется ее уровень и динамика. В качестве таких факторов выступают: технический прогресс, совершенствование организации производства, управления и труда и др.

Факторы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся: состояние экономики страны в целом; научно-технический прогресс; новые технологии на рынке; международные связи; состояние законодательства; наличие кадров; уровень образования в стране и др.

Внутренние факторы, действующие на уровне организации, можно разграничить на три следующие группы: материально-технические, организационные, экономические.

На уровне предприятия (фирмы) можно выделить пять групп факторов роста производительности труда:

1) Регионально –экономические (природно-климатические условия, их изменения; сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов) и экономико-географические факторы (освоенность района; наличие местных ресурсов; свободной рабочей силы; электроэнергии; воды; рельеф местности и т.п.).

2) Факторы структурных сдвигов – сдвиги в изменении доли покупных изделий и полуфабрикатов, относительное сохранение численности работающих в связи с ростом объемов производства.

3) Факторы ускорения научно-технического прогресса – внедрение новых поколений высокоэффективной техники; применение прогрессивных базовых технологий, использование автоматизированных систем в проектировании; применение ЭВМ; внедрение гибких переналаживаемых производств и т.д.

4) Организационные факторы – совершенствование управления и организации производства, внедрение современных форм организации и стимулирования труда.

5) Социальные факторы – сокращение объемов монотонного, вредного и тяжелого труда; факторы социального партнерства.

Под резервным ростом производительности труда на предприятии подразумеваются имеющиеся, но еще не использованные возможности ее повышения за счет факторов. Все резервы роста производительности труда дифференцируются по времени и месту их выявления и использования.

По времени использования различают: текущие и перспективные резервы.

По месту выявления и использования – отраслевые, межотраслевые и внутрипроизводственные.

9.Розничный товарооборот, его структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании

Под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказание услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования.

В состав оборота розничной торговли включается стоимость:

а) стоимость проданных населению потребительских товаров: за наличный расчет; по кредитным карточкам; по расчетным чекам банкам; по перечислениям со счетов вкладчиков;

б) стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;

в) стоимость товаров, проданных в кредит в объеме полной стоимости товара;

г) стоимость товаров, сданных на комиссию;

д) стоимость проданных по образцам товаров;

е) полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой;

ж) стоимость проданных по подписке печатных изданий;

з) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

и) стоимость проданной порожней тары.

Не включается в розничный товарооборот: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, стоимость проданных билетов, талонов на все виды транспорта.

Важное значение при проведении анализа имеют показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент плана розничного товарооборота; показатели его ритмичности и динамики и т.д.

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (9.1)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - процент выполнения плана;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -фактический и плановый товарооборот.

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (9.2)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - отклонение от плана.

Анализ выполнения прогнозного товарооборота по месяцам, кварталам сопровождается исчислением его ритмичности. Коэффициент ритмичности можно определить путем соотношения сумму прогноза к сумме прогнозируемого товарооборота, используя следующую формулу:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (9.3)

где i – число месяцев, кварталов, изменяющихся от 1 до n. Коэффициент ритмичности колеблется от 0 до1; чем он ближе к , тем не ритмичнее осуществляется продажа товаров.

Для товарной группы к общей величине продаж определяется отношением оборота одной товарной группы к общему обороту.

Планирование розничного товарооборота целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru .

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (9.4)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - объем товарооборота по покупным ценам;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - сумма переменных издержек обращения;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - сумма постоянных издержек обращения.

Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

1) опытно-статистичекий – позволяющий определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (9.5)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - объем товарооборота на планируемый год;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - объем сопоставимого товарооборота отчетного периода;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - среднегодовой темп изменения объем товарооборота.

2) экономико-статистический – он основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году;

3) экономико-математического моделирования;

4) комплексной увязки показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из перечисленных методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым понимается наиболее вероятная реальная выполнимая величина. Как правило, ожидаемый товарооборот Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru дожжен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (9.5)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -фактический товарооборот за 9 месяцев отчетного года;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - ожидаемый товарооборот за 4 квартал отчетного года.

При этом Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru

10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование

Оптовая торговля – реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи или переработки.

Оборот оптовой торговли представляет стоимость проданных товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи.

В оборот оптовой торговли включаются:

-стоимость отгруженных (переданных) товаров на сторону, приобретение ранее на стороне для целей перепродажи;

-комиссионное вознаграждение оптовых посредников, совершающих сделку по купле-продаже от имени и за счет других лиц или фирм.

Общая стоимость оборота организаций оптовой торговли устанавливается без учета налогов и обязательных платежей.

Различают складской (реализация товаров через склады оптовых баз) и транзитный оптовый товарооборот.

Транзитный объем продаж представляет собой поставку товаров непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Он подразделяется на объем продаж без участия в расчетах оптовой базы (организуя транзитный оборот) и с участием оптовых баз в расчетах. В первом случае оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, то есть как посредник, а во втором случае – как собственник, оплативший стоимость товара.

Сумма складского и транзитного объема продаж составляет валовой оборот оптовой торговли.

Анализ общего объема товарооборота начинают с оценки выполнения плана и динамики в целом по оптовой базе и по отдельным складам. При этом анализируется общий оборот организации, в том числе пол видам.

Главный смысл планирования состоит в повышении эффективности работы предприятий. Планирование оптового товарооборота начинают с определения плана по отдельным товарным группам. Затем производят расчет общего объема товарооборота.

Потребность в товарах оптовое предприятие рассчитывает по каждой товарной группе на основе балансовой увязки показателей оборота оптовой торговли по следующей формуле:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.1)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - потребность по i-й товарной группе;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - оборот оптовой торговли по этой же группе

Показатели, используемые для анализа товарооборота предприятия торговли:

1) Объем товарооборота Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru – сумма проданных товаров за определенный период

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.2)

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -реализация отдельного товара.

2) Структура товарооборота Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -удельный вес каждого товара или товарной группы в общем объеме

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.3)

3) Динамика товарооборота Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -средний темп роста определяется по формуле:

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.4)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - товарооборот последующего периода;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - товарооборот первого периода;

n – число периодов.

Равномерность товарооборота

4) Коэффициент вариации – неравномерность выполнения плана товарооборота Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.5)

где G – среднеквадратическое отклонение;

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -средний объем товарооборота.

5) Коэффициент равномерности Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - равномерность выполнения плана товарооборота

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.6)

6) Коэффициент ритмичности (V) выполнения плана товарооборота

Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru (10.7)

где Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru - количество периодов, когда план выполнен; Трудовых ресурсов на предприятиях отрасли - student2.ru -общее количество периодов.

Наши рекомендации