За единицу выдачи принимается:

· Для книг, брошюр, отдельных номеров журналов и газет - экземпляр;

· Для изданий, объединённых в подшивку, в зависимости от запроса пользователя - подшивка или число экз. документов, которые соответствуют запросу пользователя;

· Для грампластинок - диск;

· Для магнитафонных лент - катушка, кассета;

· Для диафильмов – рулон.

Задачи:

- разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы;

- пропорции развития библ.деятельности;

- создание методов расчета и взаимной увязки показателей;

- анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития;

- обеспечение наблюдения и контроля над библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития.

Средние показатели работы библиотеки:

Читаемость -интенсивность чтения.

Посещаемость -активность посещения читателями библиотеки. Исчисляется путем деления числа посещений за год, на число читателей.

Обращаемость книжного фонда - степень использования книжного фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год на количество книжного фонда библиотеки.

Книгообеспеченность -величина книжного фонда в отношении к числу читателей, т. е. его достаточность. Исчисляется путем деления количества документов имеющихся в библиотеке на конец года на число зарегистрированных читателей.

Дополнительные показатели:

- процент охвата

- коэффициент использования книжных фондов.

Вопрос 19. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: функции, принципы, основные понятия

За единицу выдачи принимается: - student2.ru

Метод.обеспечение – создание разнообразных методик работы библ., их адаптация и реализация, координация в решении проблем библиотеки. В основе методического обеспечения - аналитическая деятельность библиотек.

функции:

- информационная

- педагогическая (повышение квалификации)

- организационная

- исследовательская (анализ, опросы, анкеты, обмен опытом)

принципы:

- научность

- активность

- дифференцированный подход

- рекомендательность (не контроль)

- оперативность

Направления:

1. аналитическое

2. консультационное

3. инновационное

4. повышение квалификации

5. переподготовка кадров.

1. аналитическое – изучение состояния и развития отдельной библиотеки, библ. системы. Анализ количественный (библ. статистика), качественный (оценка деятельности).

Формы качест. анализа:

- аналит. обзоры о работе б-к, отд. направлений деят.;

- рекомендации по выявленным недостаткам;

- метод.мониторинг – составление оценки работы б-ки, система слежения за изменениями в работе б.ки, ведется пост., полный охват всех участков, унифицирован.

- обследование локальное, фронтальное (диагностика) – по важным проблемам, причины проблем.

2. консультационное – оказание конс., практич. помощи б-ке; устно, письменно, индивидуально, групповое.

3. инновационное – внедрение новшеств в библ. практику. Новшество – не реализованная идея, инновация – реализ. идея.

Виды инноваций:

- технологическая – применении информтехнологий

- продуктивная – создание нов. продуктов, услуг

- социальная/управленческая – изменение методов управления.

Внедрение новшества:

- выявление потребности в нем

- поиск или разработка новшества

- оценка

- испытание

- распространение в б-ке

- освоение в б-ке - перестает б. новшеством.

Вопрос 20. Система повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров РФ

За единицу выдачи принимается: - student2.ru

В системе непрерывного библ. образования важное место занимает повышение квалификации, цель которой расширение и углубление профзнаний библиотекаря в соответствии с занимаемой должностью и обязанностями.

- учебные заведения по подготовке и переподготовке библиотекарей (институты, факультеты, центры повышения квалификации);

- формы повышения квалификации, используемые в системе методического обеспечения библ. деятельности (семинары, стажировки, практикумы);

- проф. самообразование библиотекарей.

Переподготовка – освоение новых профессиональных знаний при переходе на др. должность или др. участок работы.

Требование к системе повышения квалификации:

1. полный охват учебой всех групп и категорий библиотекарей. Каждый библиотекарь через 3-5 лет имеет возможность повысить свою квалификацию.

2. дифференцированный подход к различным группам и категориям библиотекарей – в зависимости от типа и вида б-ки, занимаемой должности и функциональной специализации. Особое внимание следует уделять начинающим работникам, не имеющим специального образования и при переходе на другую должность.

3. систематичность и последовательность – постоянное и системное углубление и расширение профессиональных знаний.

Наши рекомендации