Привлечение средств частного бизнеса в бюджеты культурных мероприятий и художественных проектов. Государственно-частное партнерство.
Тезисы и ключевые термины, которые могут быть использованы при ответе на вопрос:
Спонсорство – осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Меценатство – безвозмездная материальная помощь оказываемая лицом из личных средств на развитие науки и техники.Меценатство(организация и поддержка общественно-значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).
Патронаж – попечительство. Патронаж (оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д. Патронаж необходимо отличать от меценатства, которое в основном распространяется на сферу культуры и носит просветительский характер.).
Государственный заказ – обращение с заявлением в государственные органы за материальной поддержкой на тот или иной культурный проект.
Грант – средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании.
Фандрайзинг(англ. fundraising) – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Важными аспектами фандрайзинговой стратегии являются следующие: Написание бизнес-плана проекта. Написание спонсорского предложения. Четкое определение целевой аудитории проекта для дальнейшего определения потенциальных спонсоров. Установление таких взаимоотношений с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон. Правильное закрытие проекта (включает в себя работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества).
Возможности для организации предпринимательства и создания системы партнерства в сфере культуры предусмотрены в «Законе о культуре». В ст.4 обозначено, что в Республике Беларусь могут создаваться в соответствия с законодательством государственные внебюджетные фонды финансирования культуры. Ст.5 определяет дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры: это доходы от предпринимательской деятельности, когда осуществление такой деятельности предусмотрено уставом учреждения культуры и законодательством; кредиты банков; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; другие источники, не запрещенные законодательными актами. Ст. 6. дает право юридическим и физическим лицам в соответствия с гражданским законодательством создавать фонды для финансирования культурной деятельности.
Сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы имеет три основных вида: спонсорство, патронаж и благотворительность.
Благотворительность – это социально ориентированная, бескорыстная деятельность, вызванная альтруистическим стремлением субъекта содействовать благу других людей, в виде помощи, защиты, поддержки и содействия, имеющая некоммерческий, добровольный, инициативный характер. Благотворительность является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благодарность обычно актом дарения.
Традиционные причины и мотивы благотворительности (для культуры и искусства – меценатства) имеют широкий спектр от психологических до экономических факторов:
· обыкновенный человеческий альтруизм;
· улучшение благосостояния будущих клиентов;
· формирование имиджа фирмы;
· реклама;
· гордость от собственного вклада в культуру, улучшение экологии;
· благодарность обществу за возможность действовать в его среде;
· социальная ответственность;
· налоговые льготы.
Благотворитель в своих действиях всегда рационален, – он не склонен давать деньги тем, кто малоактивен и непредприимчив, он учитывает качество объекта, профиль и содержание деятельности, в которую намеревается вложить средства.
Формы помощи благотворительности: финансирование целевых социокультурных программ, праздничных мероприятий, театральных спектаклей, материальная поддержка талантов, юных дарований и др.Благотворительность нуждается в: публичности, признании, поддержке общества и государства.
Патронаж – финансовое и организационное покровительство, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership).
Membership – не что иное как соучредительство. Оно и оформляется соответствующими организационными документами (уставами и положениями о попечительских и прочих советах). Membership в современной Беларуси не имеет широкого распространения.
Спонсирование – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов.Осуществляется в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон (спонсирующего и спонсируемого).
Мотивы спонсирования:
1. Создание привлекательного имиджа в связи с участием в реализации социально-значимых проектов и программ.
2. Демонстрация собственной состоятельности, и социальной значимости (спонсорство как часть PR).
3. Средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящего ее граждан со своей культурой, т. е. поддерживающего естественные человеческие ценности и творчество.
Фандрайзинг– привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников).
Фандрайзингсвязан с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ, не на создание основных фондов, а на деятельность.
Осуществление деятельности (фандрайзинга) предполагает ее обеспечение:
1. Организационное – квалифицированное и компетентное кадровое обеспечение: руководство планирования и проведения кампании, подготовку исполнителей – как штатных, так и добровольцев (волонтеров, общественников).
2. Техническое – оборудование офиса, в котором можно было бы осуществлять необходимые контакты, оргтехнику – слишком многое в успехе дела зависит от оформления и внешнего вида документов и информационных материалов, оперативной связи.
Главное условие, обеспечивающие успех фандрайзинга – привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом.
Фандрейзинг программы, проекта или учреждения культуры неотделимы от их полномасштабных public relations, формирования и продвижения их привлекательного имиджа.
Финансовая поддержка фандрайзинга в форме:
1. Общих субсидий под конкретный проект возможны, в форме долевого участия.
2. Капитальных вложений – затрат на строительство, реконструкцию, оборудование и т. п.
3. Отчисления в специальные фонды, приносящие доход.
4. Эндаумент – форма резервирования средств.
5. Выделение стипендий на обучение или подготовку конкретных художественных или научных работ.
6. Такие формы поддержки, которые не включаются в годовые фандрайзинговые кампании: завещания, ренты, кредиты и т. п.
Методы фандрайзинга:специальные разовые мероприятия балы, вечера, конкурсы, чествования, марафоны, аукционы, подписки, презентации, конференции, обеды, торговля, коммерция и др.
Четыре основных группы доноров и жертвователей средств:
• государственные и межгосударственные организации и инстанции (отечественные и зарубежные);
• коммерческая сфера, включая банковскую, промышленную, торговую, сферу услуг;
• некоммерческая сфера, прежде всего – благотворительные фонды (отечественные, зарубежные);
• частные лица.
Аспекты фандрайзинговой стратегии:
1. Написание бизнес-плана проекта.
2. Написание спонсорского предложения.
3. Четкое определение целевой аудитории проекта для определения спонсоров.
Государственный заказ – это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков.
Грант – безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.