Брэнд должен запечатлеться в памяти потребителя
Что приходит на ум, когда вы думаете о «Мерседесе»?
Если спросить обычного покупателя автомобиля, то скорее всего он ответит, что марка машины напрямую связана с понятием престижа. Скажите честно, ведь и у вас «Мерсе-дес-Бенц» ассоциируется с престижем?
В памяти всплывают определения «дорогой», «немецкий», «надежный», однако первым возникает понятие — «престижный». «Ламборгини» считается очень дорогой машиной, «Ауди» как и «Мерседес», тоже производят в Германии, а «Хонда» и «Тойота» весьма надежны. И все же ни одна из этих марок не пользуется таким успехом, как «Мерседес».
Если вы хотите создать собственный брэнд, вам необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы укоренить в представлениях потребителя одно слово. Слово, безраздельным владельцем которого являетесь исключительно вы.
Для «Вольво» безопасность служит тем же, чем престиж для «Мерседеса». В понимании покупателя автомашины «Вольво» выступает собственником понятия «безопасность». Следствием этого стал тот факт, что за прошедшее десятилетие «Вольво» превратилась в самую раскупаемую американцами марку европейского легкового автомобиля.
Когда брэнд становится хозяином слова, никакой конкурент уже не в состоянии лишить владельца его права собственности. Можно ли создать машину более безопасную, чем «Вольво»? Наверное. Многие компании, в том числе «Сааб» и «Мерседес», уже заявляли об этом. Но удастся ли им закрепить за собой и понятие безопасности? Видимо, нет.
Что испытывает человек, садясь за руль «БМВ»? Отличная машина, водить ее — одно удовольствие. Для автомобилиста «БМВ» олицетворяет радость вождения, является синонимом слова «удовольствие». В результате машина стала второй по продажам в США европейской маркой.
Тем не менее ни один из этих брэндов («Мерседес», «Вольво» и «БМВ») не может служить однозначным примером действия закона слова. Дело в том, что все три марки не так давно нарушили другой закон — расширения. «Мерседес» начал выпускать менее дорогие, менее престижные автомобили, «Вольво» собирает на своих заводах и спортивные модели, а «БМВ» поставляет на рынок более роскошные машины класса «люкс».
Именно так обычно и происходит. Как только брэнд превращается в символ, компания приступает к расширению сферы своих интересов, стремится освоить новые рынки, выступить в новом качестве. В брэндинге подобная политика представляет весьма серьезную и наиболее распространенную ошибку.
Что такое «Клинекс»? С чем ассоциируется этот брэнд?
На первый взгляд ни с чем особенным. Листок мягкой бумаги, который без труда извлекается из коробки. Салфетки для спортсменов, семейные, на любителя есть даже салфетки воистину психоделических расцветок. Однако «Клинекс» остается самым известным брэндом бумажных носовых платков.
Как одним словом определить его сущность? «Клинекс» — салфетка.
«Клинекс» стал первой в мире карманной салфеткой. До того дня, как корпорация «Кимберли-Кларк» выпустила свою продукцию, рынка бумажных носовых платков просто не существовало. Но вместо того чтобы начать производство туалетной бумаги и бумажных полотенец, корпорация сохранила свою узкую направленность.
Долгие годы маркетинг корпорации проходил под девизом: «Не держите простуду в своем кармане», вследствие чего тканевые носовые платки просто исчезли с рынка. На смену им пришел многочисленный ассортимент «Клинекса».
Почему тогда широчайший выбор однотипной продукции не ослабил позиции брэнда? Да потому что, когда человек видит на столе коробку с торчащим из нее белым уголком и говорит: «Будьте добры, подайте мне "Клинекс"», вы понимаете: этот брэнд прочно угнездился в психологии потребителя.
Так же как «Клинекс» символизирует понятие «салфетка», «Джелл-О» предстает в облике желатинового десерта, «Кока-Кола» — кока-колы, «Бэнд-эйд» — бактерицидного пластыря, а «Роллерблэйд» — роликовых коньков.
Если люди начинают использовать ваш брэнд в качестве имени нарицательного, можете быть уверены: он превратился в родовое понятие, подчинив себе целую категорию.
• «Сделайте мне ксерокопию».
• «Мне нужен кью-тип».
• «Заверни тарелку в рейнолдс-рэп».
· «Подайте, пожалуйста, скотч».
Особого секрета в том, как данные брэнды стали обозначать категории предметов, не существует: прежде всего они были просты и понятны.
Для того чтобы брэнд сделался родовым понятием, недостаточно просто обогнать лидера. «Пепси» не сможет вытеснить «Колу», даже если и превзойдет ее по продажам, как однажды и случилось. Это удастся только тогда, когда он явится первым и создаст собственную категорию.
Но допустим, вы не вошли в число первых. Как быть? Очень часто оказывается возможным дать рынку новую категорию, всего лишь сузив поле собственной деятельности.
В 1946 году компания «Эмери эр фрейт» первой взялась за доставку авиапочты. К несчастью, «Эмери» угодила в ту же ловушку, что и «Шевроле». Вместо того чтобы ограничиться одним видом услуг, она предложила своим клиентам абсолютно все: суточную доставку, недорогие отправления, которые адресат получал на второй-третий день, доставку бандеролей, посылок. «Приносите к нам что угодно, «Эмери» справится!» Какую стратегию избрал «Федерал экспресс»? В начале 70-х годов компания только становилась на ноги. По-видимому, благодаря некоему озарению свыше ее исполнительный директор Фред Смит решил сосредоточить всю деятельность сотрудников исключительно на экстренной доставке. «Поручите свою корреспонденцию нам сегодня вечером — ваш адресат прочтет ее завтра еще до обеда».
Сегодня «Федерал экспресс» является компанией куда более мощной, нежели «Эмери» (в наши дни она называется «Эмери уорлдуайд». «Федэкс» стала теперь синонимом срочной доставки почты.
«Отправь эту посылку федэксом».
Как наше подсознание расшифровывает «Федерал экспресс»? «В течение ночи».
Что стало следующим шагом компании? Создание всемирной сети, охватившей даже те места, где доставка в течение ночи физически невозможна (пять часов пополудни в Нью-Йорке соответствуют раннему утру следующего дня в Сингапуре). К тому же «Федэкс» обеспечивает теперь более дешевую доставку корреспонденции на второй или третий день, а не так давно приобрела в собственность автотранспортное предприятие.
Проводимая компанией на протяжении последних десяти лет маркетинговая политика фактически идет вразрез с концепцией срочной доставки. Не ослабляет ли это позиции брэнда? Ослабляет. Но наносит ли расширение сферы действия брэнда ущерб интересам компании? Скорее всего нет, потому что у «Федерал экспресс» отсутствуют конкуренты, способные проделать то же, что она проделала с «Эмери эр фрейт».
Взгляните, как «Прего» обошелся с «Рагу». Долгие годы «Рагу» считался лидирующим брэндом соуса для спагетти, подчиняя себе более пятидесяти процентов рынка. Подобно «Эмери эр фрейт», «Рагу» пошел по пути диверсификации. Что оставалось на долю «Прего»?
Брэнд поступил наоборот. Великое множество соусов он свел к единственному сорту, «густому». Это позволило «Прего» захватить двадцать семь процентов рынка. Сейчас в умах ценителей спагетти слово «густой» равнозначно названию брэнда.
Тот же принцип справедлив в отношении самых различных категорий, вне зависимости от масштабов или важности отрасли экономики, которую они представляют. Финансовый мир видит в «Блумберге» высшую инстанцию в сфере инструментов банковского анализа, бизнес-информации и рынка ценных бумаг. «Блумберг Эл Пи» была первой компанией, разработавшей методику сравнения и сопоставления данных о движении денежных средств.
При создании брэнда невозможно переоценить роль слова как такового. Безусловно, практическая жизнь протекает в многообразии объемов, форм, оттенков цвета, фактуры материалов, однако вне человеческого разума реальность оставалась бы бессмыслицей. Мы познаем мир посредством слов. Только называя объект большим или маленьким, красивым или уродливым, темным или светлым, мы постигаем окружающую действительность.
Закон слова распространяется и на товары или услуги, которые вы предлагаете потребителю. Естественно, сам по себе товар — реальность. Но лишь имя брэнда и связанные с ним ассоциации придают товару в представлении человека смысловую значимость.
Поэтому можно забыть о длинном перечне неоспоримых достоинств вашей продукции. По-видимому, вам никогда не удастся связать их воедино с именем брэнда. Чтобы занять прочное место в умах потребителей, требуется умение пойти на определенные жертвы. Вам необходимо выразить сущность брэнда в его одной-единственной характерной черте — той, которой чужой товар не обладает.
По самой усредненной статистике, взрослому человеку известны значения около пятидесяти тысяч слов. Но в мире официально зарегистрировано более миллиона торговых марок. Сколько же, по-вашему, понятий может и должна выражать одна из них?
До тех пор, пока наука не найдет способ заменить человеческий мозг силиконовыми микрочипами, подавляющее большинство брэндов будут ассоциироваться с одним словом. Можете смело считать себя счастливчиком, если имя вашего брэнда означает для потребителя «безопасность», или «удовольствие», или «густой».
Многие специалисты по маркетингу хорошо знают это и все же стремятся наполнить имя брэнда новым содержанием. Зачем?
Их толкает в спину потребность роста. Они ощущают себя загнанными в угол, им нужна свобода. Им кажется, что обрести ее позволит только расширение сферы действия брэнда.
На самом деле возможности роста таятся в расширении рынка. Другими словами, «Федерал экспресс», вместо того чтобы ограничиться введением доставки на второй или третий день, расширила перечень видов корреспонденции, доставляемой в течение суток.
Сконцентрировав свою политику на экстренной доставке, «Федэкс» превратилась в неотъемлемое орудие любого бизнесмена. Высокие цены и яркая, бросающаяся в глаза упаковка почтовых отправлений заставляют людей думать: «Ого, это письмо наверняка важное, если его доставила "Федэкс"!»
Рост объемов доставки, как вы понимаете, только на руку компании.
Примерно такой же стратегии придерживается «Мерседес». Каким был рынок дорогих автомарок до появления «Мерседес-Бенца»? Крошечным.
В качестве инструмента его расширения «Мерседес» выбрал вполне объяснимую тягу состоятельного человека к престижу. Однако понятие «престиж» требует деликатности. Представления покупателя о престиже могут способствовать популярности брэнда, но вот само слово — вряд ли. Некоторые люди умирают от желания приобрести престижный автомобиль, но никогда не согласятся признаться в этом.
Чтобы брэндинг «престижного» товара или «престижной» услуги продвигался успешно, необходимо соблюсти два условия:
1. Ваш товар (услуга) должен быть дороже, чем у конкурентов.
2. Вам требуется подыскать для понятия «престиж» подходящую формулировку.
Первое условие не представляет особых затруднений. Цена серийной модели «Мерседеса» примерно вдвое превышает цену сопоставимого с ней по качеству «Кадиллака» («Мерседес», считает покупатель, должен быть лучше «Кадиллака», поскольку стоит в два раза дороже).
Нашлась и броская формулировка: «С инженерной точки зрения он продуман как никакая другая машина».
Продуманность инженерных решений стала для компании «Мерседес» тем же, чем «доставка в течение ночи» для «Федерал экспресс». Она расширила границы рынка, дала покупателю веский аргумент в пользу приобретения дорогого и престижного автомобиля. Во всем мире сливки общества предпочитают теперь пользоваться «Мерседесом», а не «Кадиллаком».
Однако следуя примеру «Федерал экспресс», «Мерседес» тоже начал расширять рамки брэнда, включив в него недорогие спортивные модели, седаны и карты для перемещения по полю для гольфа. Со своим именем, репутацией и историей (компания считается первым создателем автомобиля) «Мерседес» должен был бы побить в Америке рекорд популярности среди машин класса «люкс», но этого не произошло.
Вернемся на мгновение в прошлое. Наиболее успешными брэндами всегда становились те, которые, сохраняя узкую направленность, расширяли категорию, а не пытались протолкнуть свое имя в чужую.
Что представлял рынок автоматических пишущих ручек до появления «Монблана»? Барахолку.
Какие сорта дорогой водки предлагались гурманам, пока не появились «Столичная» и «Абсолют»? Никаких.
Существовала ли до «Вольво» марка автомобиля, служившая символом безопасной езды? Нет.
В общем, если вашу компанию беспокоит вопрос о масштабах рынка, то вы избрали неверный путь к достижению успеха.
Компанию должен интересовать не процент присутствия вашего брэнда на рынке. Спросите себя лучше, какой рынок этот брэнд может создать, сузив свою направленность и закрепившись в памяти потребителя.