Цель дипломного проектирования

Дипломный проект

Рекомендации по подготовке, выполнению,
оформлению и представлению к защите

по специальности

070601 (0514) «Дизайн» (по отраслям)

Учебно-методическое пособие

Новосибирск 2009

Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и представлению к защите дипломного проекта по специальности 070601 (0514) «Дизайн» составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 070601 (0514) «Дизайн» (по отраслям), специализация «Графический дизайн».

Автор: И.А. Пашкин, преподаватель высшей квалификационной категории СПО «НКТ»
Рецензенты:    
Редактор:  

Работа предназначена для студентов НКТ, обучающихся по специальности 070601 (0514) «Дизайн» (по отраслям). В пособии изложены положения по выбору и утверждению темы дипломного проекта (работы), ее структуры, содержанию отдельных разделов, требования к оформлению и представлению к защите, рекомендации по подготовке доклада и защите дипломного проекта (работы). Пособие может быть полезно и студентам, обучающимся по другим специальностям.

© Пашкин И.А., 2007

© «Новосибирский кооперативный техникум имени А.Н. Косыгина»

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие подготовлено на дневном факультете «Новосибирского кооперативного техникума» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для специальности 070601 (0514) «Дизайн» [1], Положение об итоговой государственной аттестации выпускников «НКТ имени А.Н. Косыгина» […], разработанное в соответствии с типовым Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.1995 №10) [2], Программа итоговой государственной аттестации, утвержденная директором образовательного учреждения и согласованная с председателем ГАК, разработанная на основе рекомендаций по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования - приложение №1 – письмо Минобразования России от 10.07.1998 № 12- 52-111 ин/12-23 [3]. Рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования [4]. Письмо Минобразования России от 10.07.1998 № 12-52-111 ин\12-23 [5].

Цель данного учебного пособия - дать студентам-выпускникам полное представление обо всех этапах подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы.

Пособие подготовлено в соответствии с ГОСТом о научно-исследовательских работах, который устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Оформление таблиц, рисунков, заголовков, приложений точно соответст­вует этому стандарту (ГОСТ 7.32-200 V СИБИД), а не общепринятым правилам для большинства изданий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения, в процессе которого завершается подготовка студента к самостоятельной работе в области художественного проектирования в области графического дизайна. Объектами проектной деятельности являются образцы промышленной продукции, в том числе различные виды полиграфических изданий (книжной, плакатной и рекламной продукции), решение упаковки и этикетки, разработка фирменных знаков и фирменных стилей, логотипов, шрифтов и орнаментов.

Дипломная работа (проект) свидетельствует о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций, применению этих знаний при решении разрабатываемых в дипломной работе (проекте) вопросов и проблем; степени подготовленности студента к самостоятельной практической работе по специальности.

Дипломная работа (проект) выполняется студентом по материалам, собранным им лично в период преддипломной практики или квалификационной (стажировки).

После окончания учреждения среднего профессионального образования специалист в области графического дизайна может работать в сфере рекламы, полиграфии, информационных технологий и др.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

1. Разработка дизайн - проекта оформления CD -диска и оригинальной упаковки для музыкальной рок- группы.

2. Разработка макета спортивного журнала «Фитнесс +». Дизайн предложение оформление обложки и последней страницы, оформление тематических рубрик и шаблон верстки печатных материалов.

3. Разработка дизайн - проекта оформление атрибутов фирменного стиля туристической фирмы «Седьмое небо».

4. Разработка концепции дизайн - проекта атрибутов фирменного стиля. «Графический комплекс зимний Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи».

5. Разработка концепции дизайн - проекта торговой марки чая «Lee» и серии фирменных упаковок.

6. Разработка дизайн - проекта графического комплекта рекламной полиграфической продукции для шоу - программы маскарада «Прекрасная Венеция».

7. Оформление комплекта фирменной сувенирной продукции и POS-материалов для Областного фестиваля детской анимации.

8. Разработка дизайн - проекта рекламной продукции для новых образовательных услуг «Новосибирского кооперативного техникума» с применением фирменного стиля НКТ.

Общий перечень темдипломных проектов ежегодно объявляется студентам, а также могут дополнятся.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта. Студент может предложить для дипломного проекта свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки и согласовать с руководителем. А также студентам могут быть предложены темы исследовательского характера (НИРС), связанные, например, с вопросами прогнозирования или тенденций развития отраслей дизайна.

Темы дипломных проектов рассматриваются и утверждаются на заседании цикловой (предметной) комиссии.

Дипломный проект содержит:

§ Пояснительную записку;

§ Художественно – графическую часть;

§ Изделия в материале (макет или прототип).

Критерии оценки

Дипломного проекта


Дипломный проект (работа) оценивается по следующим критериям:

- уровень практической значимости дизайн-проекта (проблемы);

- характеристика используемых методов дизайн-проектирования;

- степень законченности дизайнерской разработки;

- самостоятельность выполнения.

При выставления итоговой оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

- доклад выпускника по каждому разделу выпускного проекта;

- ответы на вопросы аттестационной комиссии;

- оценка рецензента на дипломный проект;

- отзыв руководителя дипломного проекта.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ ДП

Содержание пояснительной записки

§ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (с подписями руководителе разделов)

§ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (бланк-задание на проектирование)

§ ПРОТОКОЛ форма №26 ( рассмотрения качества выполнения графической части дипломного проекта).

§ Календарный рабочий план.

§ ОТЗЫВ о работе студента (руководителя проекта).

§ РЕЦЕНЗИЯ на дипломный проект (внешний рецензент).

§ Содержание (Оглавление).

Введение

Список используемой литературы и Интернет ресурсов.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Графическая часть пояснительной записки - ПРЛОЖЕНИЕ включает в себя творческие источники, положенные в основу разработки темы: копии, зарисовки, схемы, чертежи, конструкции и т.п., а также творческие работы, выполненные от руки, на компьютере или сканированием.

Творческие работы, помещенные в записку, должны соответствовать общей графической идее проекта. Иллюстративный материал нумеруется в общем порядке.

Кроме того, в записку может быть включен буклет о творческой деятельности (достижений) в период обучения (фотографии с выставки, дипломы, сертификаты).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ и оформлению ОСНОВНЫХ

Квалификационной работы

(ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА)

Общий объем пояснительной записки – 50-60 страниц текста, напечатанного на компьютере и выполненного на одной стороне листа формата А4. Шрифт- Times New Roman или Arial, размер шрифта 14, полуторное межстрочное расстояние. Нумерация листов в пределах всей записки – сквозная, номера листов указываются в правом нижнем углу листа. Титульный лист и задание не нумеруются, 2 стр. номеруется содержание. Содержание текстового материала разбивается на части и разделы. Части должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, разделы – в пределах каждой части.

Пояснительная записка, содержащая предпроектное исследование, всестороннюю характеристику и обосно­ваний принятого стилистического решения дизайн- проекта.

Дипломный проект (работа) подлежит обязательному рецензированию.

Титульный лист (1 стр.) оформляется в установленной форме (см. Приложение А).

Техническое задание(рабочий план) (2-4 стр.). Рабочий план выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом при участии руководителя дипломного проекта согласно форме (см. Приложение Б).

Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены.

Рабочий план выпускной квалификационной работы должен быть гибким. Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в которой может возникнуть после детального ознакомления с изучаемой проблемой или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные разделы, может не оказаться достаточного количества материала, или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане выпускной квалификационной работы должны быть согласованы с руководителем. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается руководителем и по существу должен представлять собой оглавление работы.

Протокол рассмотрения качества графической части выпускной квалификационной работы по установленной Форме №26 (см. Приложение В).

Календарный рабочий план (1-2 стр.)

Перед началом выполнения дипломного проекта студент совместно с руководителем должен разработать календарный рабочий план (график работы) на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов (или составляется руководителем дипломного проекта и выдается в начале дипломного проектирования) и после одобрения руководителя представить на утверждение председателю выпускающей ЦК. (см. Приложение Г).

Председатель Цикловой комиссии устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению дипломного проекта. В установленные председателем сроки студент отчитывается перед руководителем, которые фиксируют степень готовности проекта и сообщают об этом руководству.

ОТЗЫВ(2-3 стр.) работе студента (руководителя проекта от образовательного учреждения). После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устранённые студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления выпускной квалификационной работы в ГАК. В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работы в соответствии с Календарный рабочий план (графиком), добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационной работы. Степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам соответствующего уровня, и рекомендует оценку.

РЕЦЕНЗИЯ(2-3 стр.) на дипломный проект. В рецензии должен быть дан квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к её раскрытию, наличия собственной точки зрения автора, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизну и практическую значимость. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки, в частности, указываются отступления от логичности и грамотности изложения материала, выявляются фактические ошибки. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне выпускной квалификационной работы и оценивает её, после чего подписывает титульный лист работы. Объём рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста. Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты. (см. Приложение Д).

Содержание(1-2 стр.) (Оглавление). Перечисляются и номеруются все пункты выпускной квалификационной работы, Дипломной работы (см. Приложение Ж).

Введение (3-6 стр.) В этом разделе стоит коротко осветить задачи, стоящие перед студентом, раскрыть и обосновать актуальность темы дипломного проекта, прописать цель и содержание поставленной задачи, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, определяется значимость полученных результатов. Ведение очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, она должна ориентировать читателя в дальнейшем раскрытии темы.

1. Обзор литературы (Интернет ресурсов) (4-6 стр.) Студент должен показать знакомство студента со специальной литературой, и информацией во всемирной сети Интернет, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определённой логической последовательности. Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящается достаточно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать всё, что стало известно студенту из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы, должны быть названы и критически оценены.

При изложении в выпускной квалификационной работе спорных вопросов темы необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать своё мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.

2. Теоретические и методические основы изучения проблемы(1-2 стр.). Характеристика этойчасти выпускной квалификационной работы предполагает описание методов сбора фактического материала - первичной информации и её обработки (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирова-

ние, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.).

Разработка дизайн - проекта невозможна без научного анализа и прогнозирования, без определения тенденций развития современного и перспективного проектирования.

Прогнозирование основано на опыте прошлого, который позволяет установить главные ведущие закономерности в развитии графического решения и формообразования итогового дизайн - проекта.

В этой связи дипломник должен выполнить следующие требования:

- выявить главную тенденцию развития дизайн - проектирования на будущий период, основываясь на исследованиях работ современных дизайнеров, на собственной интуиции;

- показать аналоги разрабатываемого дизайн - проекта в различные исторические периоды развития дизайна.

В разделе разрабатывается индивидуальная тема исследовательского характера, непосредственно связанная с содержанием дипломного проекта. Особо важное значение в ее разработке имеет комплексное решение поставленных задач, взаимосвязь со смежными технологическими, искусствоведческими, общеобразовательными дисциплинами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В главах основной части выпускной квалификационной работы подробно рассматриваются и обобщаются результаты исследования. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Эти главы должны показать умение автора сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Отдельные положения выпускной квалификационной работы должны быть иллюстрированы цифровымиданными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к выпускной квалификационной работе, а в тексте приводятся расчёты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если

аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, её следует включать в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое этой таблицей. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчётливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в приложение.

2.1. НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ(2-3 стр.).Цель научно - исследовательского раздела – выявление способности выпускника самостоятельно мыслить, обобщать и классифицировать по существенным признакам имеющийся материал по исследуемому вопросу.

Проводя исследование отдельных теоретических вопросов искусствоведческого характера и используя экспериментальный материал, полученный в ходе исследования, дипломник должен обобщить и выявить факторы, влияющие на графическое и стилевое решение, а так же влияние на формообразование конкретного дизайн продукта.

Кроме того, необходимо указать пути исследования, проделанного студентом при работе над темой дипломного проекта, характери методсбора материала, являющегося творческим источником (исторический факты, этнографические мотивы, современная мода, мир природы, архитектура, живопись и т.д.).

В темах, обращенных к национальному источнику, исследуются традиции и их роль в современном предметом искусстве.

Собранный для научно – исследовательского раздела фактический иллюстративный материал – зарисовки, копии и т.д. – необходимо распределить таким образом, чтобы одна его часть в виде дубликата вошла в пояснительную записку, а другая – в экспозицию.

В тексте даются ссылки на использованную литературу.

2.1. ПРОЕКТНО – КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ(12-15 стр.). Эта часть пояснительной записки занимает центральное место в ее структуре и является важным элементом дипломного проекта.

В этом разделе необходимо показать применение полученных результатов исследования для обоснования и грамотного решения в едином обрезном и техническом стиле разрабатываемого дизайн - проекта, раскрыть замысел и ее специфику. Студент должен также обосновать выбор композиционных и графических средств, показать уровень владения профессиональной терминологией, умение раскрыть и использовать в своей работе такие понятия, как:

- исторические стили и современность;

- методы в композиции, средства гармонизации формы;

- тектоника и формообразование и т.п.

Необходимо также определить принцип объединения дизайн - проекта в комплекс, состоящий из нескольких компонентов, ее основную идею:

- в обобщенном пластическом решении «символе-форме», проходящем через все компоненты дизайн - проекта;

- в конструктивном (инженерном) едином решении всех элементов;

- в едином цветовом решении;

- в использовании материалов

- в использовании в проекте одних графических структур и т.д.

Кроме того, дипломник должен обосновать выбор графических средств и стиля для передачи идеи коллекции.

3. Конструкторско - технологическая часть(1-2 стр.). Эта часть пояснительной записки варьируется в зависимости с выбранным дизайн - проектом. Можно добавлять или изменять по согласованию руководителя дипломного проекта. Дается общая конструкторская характеристика выполненного дизайн - проекта. Какой метод конструирования применялся (макетный, экспериментальный, модернизация модели-аналога, и т.п.).

3.1. описание внешнего вида дизайн-продукта (изделия) (1-2 стр.). На выполненный дизайн - проект дается подробное описание его внешнего вида, а также предоставляются рабочие эскизы в масштабе 1:2 (1:4), где можно

отследить, как дипломник пришел к итоговому (чистовому) варианту проекта. Составляется описание дизайн - проекта по следующей примерной схеме:

- название, назначение изделия, материал и т. д.;

- характеристика конструкции дизайн - продукта;

- рекомендуемые размерные характеристики;

Дизайн - проект выполненный по аналогу следует характеризовать по силуэту конструктивных линий и чем отличается новое предложение от прототипа.

3.2. Выбор материалов и обоснование выбора(4-6 стр.). Анализируется направление современного дизайна при выборе материалов по данному направлению проекта. Анализируется модные тенденции на текущий и перспективный сезон на Российском и мировом рынке современных материалов или на группы материалов, связанных с темой дипломного проекта (или работы).

Дается обоснование выбора материалов для дипломного проектирования с учетом назначения дизайн - продукта, требований к проектируемому продукту (единичному изделию или серийной партии) технологии обработки и описание последовательности изготовления, а также применяемое оборудование и его характеристика.

Таблица 1

Технологические свойства материала

Наименование материала Сопротивляемость и пластичность Светостойкость окраски Устойчивость к повышенной влажности    
Основной материал - ………..          
Вспомогательный - ………..          

Таблица 2

Механические свойства материала

Наименование материала Прочность на разрыв Удлинение или растяжимость Устойчивость к деформации Износостойкость  
Основной материал - ………..          
Вспомогательный - ………..          

Таблица 3

Гигиенические свойства материала

Наименование материала Гигроскопичность Водоупорность Воздухопроницаемость Пылеемкость Электризуемость  
Основной материал - ………..          
Вспомогательный - ………..          

3.3. КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ(2-3 стр.).В указанном разделе кратко излагаются сведение о работах необходимые для реализации дизайн – проекта. Дается обоснование конструктивного решения дизайн – продукта. Перечисляются этапы и методы конструирования. Пояснения и расчеты могут быть представлены в виде таблиц, схем, чертежей, проекций разрезов, рисунков и материалов описательного характера.

Графические работы конструкторского раздела пояснительной записки могут включать в себя:

- чертежи базовой конструкций (БК), деталей дизайн - продукта;

- чертежи шаблонов (лекал) для промышленного изготовления и вспомогательные шаблоны (лекала).

Чертежи, рисунки, таблицы выполняются простым карандашом, черным фломастером или черной тушью в удобном для прочтения масштабе (как правело, в М 1:4) с учетом требований ГОСТа. Возможно выполнение графических работ на компьютере в специализированных графических программах.

Исходными данными для проектирования основного чертежа конструкции дизайн - продукта (серийного комплекта или единичного изделия) являются размерными признаки на основе эргономитрических требования и рекомендаций Санитарных правил и норм (СанПиН) и других характеристик (требования заказчика).

На проектируемый дизайн продукт составляется спецификация деталей конструкции дизайн - продукта.

Таблица 4

Спецификация деталей конструкции

  №/п Наименование детали, материала Количество Примечания
Деталей Лекал (шаблонов)
         
         

3.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ(2-3 стр.). В этом разделе необходимо выбрать режимы обработки проектируемого дизайн - продукта (изделия или серию изделий), оборудование. Указать методы обработки основных узлов (деталей); составить технологическую последовательность сборки дизайн - продукта (укрупнено, т.е. по узлам, сборочным единицам, модульный метод и т.п.). Требуется указать затраты времени на сборку дизайн - продукта, наименование вспомогательного оборудования.

Выбор методовобработки проектируемого дизайн - продукта (единичного изделия или серию изделия) должны быть прогрессивными, с использованием унифицируемой технологии, высокопроизводительного оборудования и средств малой механизации. Представить методы обработки можно в виде схем или рисунков с указанием последовательности выполняемых операцией.

4. Компьютерное обеспечение проекта. (1-2 стр.).Дается обоснование выбора компьютерной системы визуализации и конструирование дизайн - продукта. Конструирование дизайн - продукта рекомендуется разрабатывать по одной из наиболее совершенных компьютерных систем конструирования. Выбор систе

мы обосновывается степенью точности построения чертежа, научностью и практичностью расчетов. Выбор программы графической визуализации дизайн - продукта обосновывается техническими возможностями персонального компьютера.

К сожалению, до сих пор существуют некоторые несоответствия в работе специалистов, связанных с дизайнерской деятельностью: свободно владею­щие графическими программами и системами асы зачастую не знают теоре­тических основ дизайна, и наоборот, профессиональные художники, как правило, не умеют работать за компьютером. В наше время дизайнер дол­жен быть не только классным специалистом в области изобразительного искусства, но и настоящим профессионалом в компьютерных технологиях.

Зная основы дизайна и современные графиче­ские программы, человек с развитым эстетическим вкусом может создавать функциональные и красивые дизайнерские изделия, ведь в каждом с рождения заложены фантазия и желание реализовать свои творческие идеи.

5. экономическая часть(3-6 стр.). В экономической части проводят маркетинговое исследование и разрабатывают маркетинг – план, дают краткую характеристику современному состоянию отечественной отрасли дизайнерских услуг, общеэкономическим тенденциям в стране, конъектуре рынка; указывают на проблемы и перспективы развития отрасли предоставления дизайнерских услуг.

Описание потребительских качеств товара

«Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику»- любимая пословица маркетологов. Задача маркетолога - удовлетворять потребности людей в товара, в которых они нуждаются. Потребности классифицируется по полу, возрасту, демографическим, социальным и другим признакам. При выборе товара потребитель учитывает его качествами цену, практичность и товар должен соответствовать моде, должны иметь высокие эстетические свойства и должен адекватно отвечать восприятию близкими и друзьями.

Студенту следует указать те качества товара, на которые потребители обращают особое внимание. Нормативные качества: прочность, надежность, безвредность для здоровья легкость в обращении, цена. Функциональны качества: простота, сочетаемость с другими

предметами окружающего быта, соответствие современной моде. Эмоциональные качества: удовольствие от покупки. Эстетические качества: неповторимость, оригинальность. Из перечисленных качеств нужно выделит два-пять основных, влияющих на конкурентоспособность товара (дизайн - продукта).

Сегментация рынка, выделение целевой группы

Сегментация рынка повышает конкурентоспособность фирмы. с помощью сегментации достигаются следующие цели:

- максимальное удовлетворение нужд и потребностей людей, выпуск товаров в соответствии с желаниями и предпочтениями потребителя;

- повышение конкурентоспособности, как товара, так и производителя;

- исключение конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;

- ориентация всей маркетинговой работы на конкретного потребителя.

Для сегментации рынка студентам должна быть разработана анкета. На основе анкетирования выявляются предпочтения потребителей, которые и являются естественными сегментами рынка. Эти сегменты следует показать на диаграмме предпочтений потребителей.

Целевой рынок – это самая подходящая и выгодная для предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент), на которую направлена его деятельность.

Коммерческий успех зависит не только от удачного поиска рынка, но и от свободного места на нем (рыночной ниши).

Выбор вида маркетинга, разработка ценовой политики,
описание способов продвижения товара на рынке.

Суть маркетинга в период массового производства (начало XX в.) – это выпуск продукции по самым низким ценам, обеспечивающим успех предприятию на рынке. Суть маркетинга в период насыщения рынка товарами сводиться к управлению движением товаров от производителя потребителю. Именно с помощью маркетинга предприниматель может получить конкретные ответы на свои вопросы: что надо продать? Когда надо продавать? Как управлять движением товара?

В маркетинге можно выделить три взаимосвязанные области: принятие решений по потребителю, товару, рынку.

В основе маркетинговой деятельности лежит ряд принципов, которые должны стать экономической азбукой предпринимателя.

Принцип 1. Уважай и береги своего потребителя, не уставай искать своего потребителя.

Принцип 2. Товар – это постоянный повод для размышлений: а что еще с ним можно сделать?

Принцип 3. Хорошо в гостях, но дома лучше. Ищи собственную рыночную нишу – дом для твоих товаров.

Принцип 4. Сбыт, реклама, сервис – это система движения вашего товара, содержите ее в порядке.

Таким образом, функциональные задачи маркетинга можно представить в виде схемы:

Виды деятельности служба маркетинга.

1. 2. 3.
Исследование Разработка стратегии Организация
Чего? Кого? Какой? Чего?
Потребителей Товарной стратегии Товародвижения
Товаров Стратегии ценообразования Сбыта
Конкурентов Стратегии сбыта Продвижения (рекламы)
Общеэкономических тенденций Стратегии рекламы Сервиса
Конъюнктуры рынка Сегментов рынка   Общей рыночной стратегии фирмы  

В дипломном проекте студенту предстоит перечислить функциональные задачи маркетинга, указанные в колонках 1 и 2, и выбрать вид маркетинга: недифференцированный (массовый), дифференцированный, концентрированный.

Выбирая вид маркетинга, студент должен построить диаграмму свойств продукта и совместить эту диаграмму с диаграммой потребительских предпочтений.

После этого изучается позиционирование товара на рынке.

Далее разрабатывается жизненный цикл товара (ЖЦТ) с учетом стиля, моды или фетиша и строится матрица Бостонской консалтинговой группы. На графике жизненного цикла денного товара

следует указать предполагаемую продолжительность каждого этапа ЖИТ, а также разработать предположения по ее увеличению.

Одним из важнейшим вопросов маркетинг - плана является разработка ценовой политики предприятия. В начале следует выбрать путь реализации продукции и охарактеризовать соответственно стадиям товародвижения - три основных вида цен: оптовую цену предприятия (отпускную цену), оптовую цену промышленности (торговли), розничную цену.

На основе проведенного анкетирования и сравнения с двумя – тремя моделями – конкурентами внутри исследовательской группы студент должен с помощью параметрического метода установить цену на товар и определить его конкурентоспособность в группе моделей – конкурентов. Для этого в таблицу заносятся 4-5 основных, установленных выше и оцененных по пятибалльной системе, главных параметров качества продукции, с учетом их удельного веса (%), рассчитывается средний балл качества данного издели

Наши рекомендации