Анализ эффективности управления товарным ассортиментом в торговом предприятии «City Line»

Проанализируем структуру ассортимента марки молодежной женской одежды и аксессуаров«City Line». В ней широко представлены брюки и джинсы, юбки и платья, джемперы и жакеты, блузы и топы, верхняя одежда, аксессуары и бижутерия.

Ассортимент магазинов «City Line»складывается из трех товарных групп:

- Модная молодежная женская одежда – от трикотажных топов до утепленных пальто и пуховиков.

- Коллекция белья под маркой Infinity Lingerie – корсетное белье, белье для повседневной носки.

- Аксессуары «City Line» – шарфы, перчатки, головные уборы, сумки, ремни, бижутерия, очки.

Каждый месяц в магазинах есть возможность увидеть до 80 разных моделей, которые сочетаются между собой, помогая создавать образы на все случаи жизни.

Внутри основного направления одежды можно выделить четыре стилевых линии:

- «Street Casual» – одежда, предназначенная для повседневных будней, городской жизни;

- «Classic» – более официальная одежда, подходящая для учебы и офиса;

- «Romantic» – идеальный вариант для свиданий и романтических прогулок;

- «Party» – для любительниц «ночной» жизни: клубов, танцпола, вечеринок.

Каждый месяц компания «City Line» выпускает свежую коллекцию модной одежды. В каждой линейке бренда покупательницы встретят разнообразие моделей и смогут примерить на себя любой образ – какой бы товар от «City Line» ни выбрала девушка, в нем она обязательно будет выглядеть ярко и привлекательно.

Однако при таком многообразии моделей и частой смене коллекций перед каждым конкретным магазином формируется проблема оптимального управления ассортиментов.

ИП Шагиахметовой необходимо осуществить закупку таких моделей, которые с одной стороны, удовлетворят разнообразные потребности представителей целевой группы, а с другой – не станут залеживаться или продаваться ниже себестоимости на распродажах.

Для выбора оптимального количества товарных единиц был проведен анализ их продаж методом структурного анализа, совмещенного с анализом вероятности покупок (ABC-анализ и XYZ-анализ).

Для проведения ABC-анализа были выбраны продажи из приложения В. При проведении ABC-анализа определены доли продаж по каждой группе товара, затем эти значения накопительным итогом упорядочены по убыванию.

Согласно методике ABC-анализа, упорядочим анализируемые товарные группы по принципу Парето (20% усилий приносят 80% результата и наоборот)(см. таблицу 1.3):

- К группе А относятся следующие товарные группы: джемпера, жакеты, платья, брюки, блузки, юбки, пальто (перечислено по убыванию). Они дают 80% всех продаж, то есть это самые значимые группы товаров;

- К группе В относятся следующие товарные группы: куртки, жилеты, сумки, шорты, ремни, плащи (перечислено по убыванию) – эти товары дают около 15% от объема всех продаж; товары, которые менее значимые в ассортиментной политике;

- К группеС относятся следующие товарные группы: шарфы, браслеты, очки, серьги, кольца, бусы, шапки, кошельки, заколки, подвески, обручи, леггинсы, перчатки, резинки, рукавицы, колготки, колье, повязки (перечислено по убыванию) – незначимые товары, объем от продаж которых составляет около 5%.

Затем определим (XYZ-анализ позволяет проследить стабильность реализации отдельных групп товаров). Для этого рассчитываемданные показатели методом XYZ-анализа. Для этого определим среднее значение объемов продаж и среднее квадратичное отклонение по трем годам по каждой товарной группе. Данные значения найдем по формуле (1) для расчета коэффициента вариации:

Анализ эффективности управления товарным ассортиментом в торговом предприятии «City Line» - student2.ru

(1)

При данном виде анализа выделяются также три группы товаров на основе коэффициента вариации, то есть отклонения от среднего значения продаж:

- для товаров группы X коэффициент вариации не должен превышать 10%, что означает, что товары характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж;

- категория Y определяется коэффициентом вариации от 10-25%, то есть товары данной категории имеют средние показатели колебания спроса;

- товары, относящиеся к группе Z, имеют нерегулярное потребление, поэтому коэффициент вариации превышает 25%. Прогноз на такие группы товаров не точен, так как это либо новые товары, недавно поступившие в продажу, либо уникальные, особенные товары, подверженные сезонному спросу.

Анализ показал, что товарами группы X стали браслеты, брюки, джемпера, жакеты, колготки, кольца, повязки, ремни, сумки.

К товарам группы Y следует отнести блузки, жилеты, заколки, кошельки, куртки, леггинсы, платья, серьги, шарфы, юбки.

Таблица 2.1–Анализ ассортимента магазина «CityLine», руб

Наименование группы товаров Объем продаж за 2009 год Объем продаж за 2010 год Объем продаж за 2011 год ABC-анализ XYZ-анализ Совмещенный анализ Коэффициент вариации
Блузки 525 067 1 520955 1 295007 A Y AY 38%
Браслеты 51 406 C X CX 5%
Брюки 1 058 713 1 520486 1799 663 A X AX 21%
Бусы 8 180 C Z CZ 55%
Джемпера 1 949 641 2 588345 2004 851 A X AX 13%
Жакеты 1 229 293 2 008622 1698 805 A X AX 19%
Жилеты 115 755 298 774 B Y BY 35%
Заколки 5 835 20 600 23 867 C Y CY 47%
Колготки 5 046 4 319 C X CX 12%
Колье 3 704 1 145 C Z CZ 84%
Кольца 25 673 34 266 C X CX 12%
Кошельки 17 322 32 926 C Y CY 27%
Куртки 464 348 B Y BY 42%
Леггинсы 6 833 C Y CY 46%
Обручи 2 895 C Z CZ 53%
Очки 14 100 35 308 86 103 C Z CZ 67%

продолжение таблицы 2.1

Пальто 615 262 562 047 98 014 A Z AZ 55%
Перчатки 1 450 12 535 9 462 C Z CZ 60%
Платья 1 166 727 2 242 122 1068 332 A Y AY 36%
Плащи 237 866 28 966 18 188 B Z BZ 106%
Повязки 1 335 1 465 C X CX 16%
Подвески 6 371 23 949 5 025 C Z CZ 73%
Резинки 2 529 6 999 12 390 C Z CZ 55%
Ремни 107 122 143 362 149 955 B X BX 14%
Рукавицы 17 316 1 492 C Z CZ 116%
Серьги 23 804 49 964 39 034 C Y CY 29%
Сумки 111 305 190 148 177 505 B X BX 22%
Шапки 2 693 36 148 38 015 C Z CZ 63%
Шарфы 17 542 68 403 83 449 C Y CY 50%
Шорты 31 889 182 148 196 758 B Z BZ 54%
Юбки 357 094 707 260 701 228 A Y AY 28%
                     

Товарами группы Z стали бусы, колье, обручи, очки, пальто, перчатки, плащи, подвески, резинки, рукавицы, шапки, шорты.

Для более наглядной картины по товарообороту каждой марки и соответствующего ей уровня колебания спроса можно совместим результаты ABC- иXYZ-анализов.

В результате подобного совмещения выделим девять групп объектов анализа по двум критериям: степень влияния на товарооборот (ABC-анализ) истабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ-анализ) (см. таблицу 2.1).

Класс AX (к ним относятся брюки, джемпера, жакеты) — наиболее

важные для вашей компании товары. Они должны быть на складе всегда.

Класс BX (в их числе ремни и сумки) — ситуация та же, что и с AX, но по степени значимости они на второй позиции.

Класс CX (это браслеты, колготки, кольца, повязки) — эти товары не приносят компании большой прибыли, но степень их важности нельзя недооценивать. Нужно следить, чтобы этот товар был всегда в наличии.

Классы AY и BY (брюки, жилеты, куртки, платья, юбки) схожи, продажи высокие, но прогнозированию поддаются плохо. Этим товарам стоит уделить больше внимания. Есть вероятность того, что товара просто не было на складе. Или его просто неудачно переместили в зале и покупатели его не находят.

Класс CY (к данному классу относятся товаров: заколки, кошельки, леггинсы, серьги, шарфы) – товар близок к, так сказать, «удобным», который просто периодически покупают. Возможно это импульсный товар. Скорее всего, приятное дополнение в ассортименте для ваших покупателей. Рекомендуется выделить ему более видное для покупателя место.

Классы AZ и BZ (сюда входят пальто, плащи, шорты) — необходимо задуматься о работе по этим товарам под заказ (если это возможно). Рекомендуется не загружать склад по классу BZ.

Класс CZ (бусы, колье, обручи, перчатки, очки, шапки, рукавицы, подвески, резинки) – вот тут уже стоит призадуматься о выведении его из ассортимента. Если товар приносит столь мало прибыли, стоит ли он всех издержек, которые тратит магазин на его хранение, транспортировку. Это проблемная группа товаров.

АХ: Брюки Джемпера Жакеты AY: Блузки Платья Юбки AZ: Пальто  
BX: Ремни Сумки BY: Жилеты Куртки BZ: Плащи Шорты
CX: Браслеты Колготки Кольца Повязки CY: Заколки Кошельки Леггинсы Серьги Шарфы CZ: Бижутерия Перчатки Очки

Рисунок 2.1 - Матрица совмещенного анализа по «CityLine»

Как показано на рисунке 2.1, чем интенсивнее заливка, тем важнее товарная группа, самыми важными являются АХ и ВХ (приносят больше прибыли от продаж), затем следуют менее важные группы товаров, занимающие малую долю в общем товарообороте.

Наши рекомендации