Поиск конкурентных преимуществ
В поиске собственных конкурентных преимуществ руководство фирмы ССТР обратило пристальное внимание на собственную корпоративную культуру. Центральным моментом формирования культуры фирмы ССТР в последние годы стала трансформация фирмы в обучающуюся организацию. В процессе формирования фирмы ССТР как обучающейся организации на всех ее уровнях стали применяться контрольные показатели обучения сотрудников, их знании, умений и навыков в работе с клиентами, ежегодных объемов времени обучения. В практику работы ССТР вошли современные методы обучения: активное обучение на рабочих местах, деловые игры, тестирование. Важным средством формирования позитивной культуры фирмы ССТР стало установление специальных критериев приема на работу: одним из основных стал критерий обучаемости людей.
Развитие экономической деятельности фирмы потребовало перехода от простого сопровождения товара «поставщик—покупатель», где внимание сосредоточено на транспортировке товара, его хранении и продаже к выполнению таких важнейших функций, как маркетинг, финансирование, аналитическая обработка данных, участие в составлении заказов. Усложнение работы выдвинуло новые требования в отношении личных способностей и знаний управленческого персонала. Были определены возможные пути решения этой проблемы:
1. Поиск и наем готовых квалифицированных специалистов. Преимущества этого пути: быстрое организационное решение проблемы. Недостатки: растянутый период адаптации; возможные кадровые изменения фирмы; возможность увеличения затрат на зарплату.
2. Внефирменная переподготовка существующих работников по необходимым направлениям. Преимущества: относительно быстрый результат. Недостатки: отвлечение работников от непосредственных обязанностей; затраты на обучение; отсутствие знания специфики фирмы со стороны обучающих.
3. Внутрифирменное обучение и самообразование управленческого персонала в соответствии с требованиями развития фирмы. Преимущества: получение администратора со знанием всей специфики работы фирмы при минимальных затратах. Недостатки: необходимость организации системы обучения на фирме; трудности обеспечения должного уровня обучения персонала на фирме; затраты на фирменную систему обучения.
Стремясь получить в свое распоряжение квалифицированный управленческий персонал, фирма ССТР стала использовать все пути решения этой проблемы.
Для обучения персонала фирмы были задействованы следующие формы обучения:
- лекции с созданием проблемных ситуаций;
- деловые игры;
- совещания с обсуждением и выработкой маркетинговых решений.
Обучение стало проводиться в двух формах:
- внешняя, при которой сотрудники обучаются вне фирмы (курсы, институты, семинары и т. д.);
- внутренняя, при которой сотрудники участвуют в деловых играх, решают проблемные ситуации, проявляя и развивая при этом свои способности. Это дает возможность выявить лидеров и увеличить интеллектуальный капитал фирмы.
Нормой стала ситуация, когда каждую неделю на собрании руководителей подразделений компании один из членов совета директоров (всего членов совета — 8) ведет собрание и принимает решение за президента компании. Это используется для достижения определенных задач:
1. Научить решать проблемы разной степени сложности.
2. Поднять и укрепить авторитет руководителя фирмы.
3. Укрепить дух сопричастности с делами фирмы.
4. Усилить мотивацию по стремлению улучшить и развить результаты деятельности фирмы.
Одной из эффективных форм обучения сотрудников стали так называемые ретриты и группы качества. Ретрит — это форма обучения сотрудников в рамках регулярно проводимых собраний персонала с фиксированной повесткой дня. Часто ретриты проводятся в нерабочее время, в субботу, например, и сопровождаются неформальным общением сотрудников, что способствует налаживанию продуктивных коммуникаций между членами коллектива. Эта форма повышения эффективности работы коллективов стала своеобразной формой повышения квалификации и обучения. Она позволяет раскрепостить инновационный потенциал сотрудников, разбудить в них творческую инициативу. На фирме ССТР ретриты приняли форму неформальных обсуждений, в процессе которых сотрудники в непринужденной обстановке выдвигают собственные решения проблем развития своего подразделения или фирмы в целом. Каждое крупное инновационное решение, любые изменения в транспортной, складской и производственной логистике принимаются только после обсуждения в рабочих группах. Особое внимание при обсуждении в рабочих группах было обращено на следующие вопросы:
- расширение ассортимента товара;
- рентабельность продаж и снижение издержек;
- выявление новых рынков сбыта и правильное позиционирование товара;
- повышение конкурентоспособности товара, борьба с конкурентами и привлечение новых покупателей;
совершенствование сервиса для клиентов.
Поиск других ресурсов в ССТР при составлении перспективного плана развития фирмы решили применить метод финансового замещения для дополнительного инвестирования в закупку товара и расширения его ассортимента, а также для ускорения оборачиваемости финансовых средств с уменьшением издержек.
С этой целью аналитическим отделом были сделаны расчеты по определению сроков реализации товаров каждого поставщика. Выявили поставщиков-конкурентов с аналогичной продукцией. Был составлен план мероприятий, в котором учитывались особенности поставщиков и конечная цель переговоров с ними. Определили план поэтапных переговоров с каждым поставщиком для получения от них дополнительных привилегий. Отдел маркетинга усилил контроль над деятельностью конкурентов, покупающих товар у общих поставщиков, с целью использовать эту информацию для переговоров. Изменили транспортную логистику: привели в соответствие с реализацией продукции сроки доставки, объемы и ассортимент товаров. Открыли несколько филиалов, где при необходимости можно быстро увеличить складские площади.
В результате с марта 2001 по март 2002 г. произошло значительное замещение средств фирмы на явные и неявные кредитные ресурсы. Таким образом, фирма добилась значительного высвобождения средств, что обеспечило:
- рост объема продаж в 2 раза без привлечения заемных средств;
- снижение издержек;
- увеличение ассортимента товаров;
- увеличение клиентской базы;
- укрепление авторитета фирмы среди клиентов и поставщиков. Применение метода финансового замещения значительно усилило конкурентоспособность фирмы.
Фирма ССТР внедрила в практику своей работы ряд элементов менеджмента знаний.
Примером может служить каталог маркетинговых решений в фирме ССТР. Данный каталог сконцентрировал в себе формализованный и нормативно закрепленный опыт менеджеров фирмы. Такая формализация позволяет каждому работнику в своей работе с клиентами опираться на решения, выработанные всем коллективом в течение всей последней истории развития фирмы. Каталог стал хранилищем корпоративных знаний, которые были накоплены в предыдущие годы. Одновременно он используется торговыми менеджерами фирмы как инструмент для принятия управленческих решений. В каталоге на основе таблицы, учитывающей воздействия внешних и внутренних факторов рынка и фирмы, представлены варианты маркетинговых решений. Он является открытым, так как постоянно вбирает в себя опыт, извлеченный из научных источников и реальной торговой деятельности фирмы для всего управленческого персонала. Каталог полезен
прежде всего тем, что помимо собственно маркетинговых решений, в нем показываются этапы принятия решений и необходимая для этого информация. Занесение в каталог новых маркетинговых решений материально стимулируется и влияет на результаты аттестации сотрудников фирмы.
Наряду с каталогом маркетинговых решений в деятельности фирмы ССТР стал применяться математический инструмент корпоративного знания — так называемый калькулятор менеджера. Он разработан в помощь менеджеру для оперативного принятия решения им по уровню скидки, предоставляемой клиенту по определенной позиции товара. Величина скидки постоянно соотносится с объемом продаваемого товара с целью увеличения или сохранения размера валового дохода.
В рамках стратегического управления на фирме ССТР были определены основные направления повышения финансово-экономической устойчивости и конкурентоспособности, в условиях изменения параметров среды функционирования:
- формирование обучающейся организации;
- целенаправленное увеличение интеллектуального капитала на основе менеджмента знаний;
- организация плотного потока инноваций, в том числе управленческих и финансовых;
- формирование позитивной культуры предприятия;
- использование новых методов маркетинга в практике деятельности оптовых торговых предприятий.
Конкурентные стратегии
Стратегия конкурентной борьбы - это центральная часть стратегии компании в целом. Стратегия в целом затрагивает не только вопрос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функциональные стратегии, которые отвечают на вопрос о том, как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность (планирование, мотивацию, обучение персонала и пр.). Стратегия конкурентной борьбы направлена прежде всего на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать собственные конкурентные преимущества, как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Существует и обратная связь между двумя понятиями - стратегия и конкурентоспособность. Именно стратегическое управление обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации.