Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом. Основные модели кадрового менеджмента.

Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом. Основные модели кадрового менеджмента.

Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические.

1)Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2)Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.

3) Социально-психологические методы управления в свою очередь основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Все виды методов органично связаны между собой.

Основные модели кадрового менеджмента(3)

1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников.

2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации.

3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.

3.Система управления человеческими ресурсами в современной организации. На примере PR агентства

Директор

Зам. Директора по финансам

Бухгалтерия, отдел развития, кассир, юридический отдел

Зам. Маркетинга в рамках всех отделов

Pr-отдел, отдел рекламы, креативный отдел, дизайн, копирайтинг, отдел по работе со СМИ, отдел по работе с клиентами, event, brand, GR, IT

Зам. Директора по корпоративной культуре

HR, корпоративный pr, отдел кадров, тренер-менеджер

Современные HR тренды

Внедрение новых инструментов для привлечения и удержания.

§Увеличение инвестиций в эффективный персонал, замена неэффективного.

§Управление эффективностью, сопровождающееся внедрением систем оценки компетенций, КРI, постановки целей на определенные периоды.

§Развитие кадрового резерва.

§Наращивание компетенций среднего менеджмента и специалистов (корпоративное обучение; управление знаниями).

§Управление удовлетворенностью и вовлеченностью персонала.

§Поддержание и развитие HR-бренда.

§Организация внедрения изменений (внутренние коммуникации для поддержки изменений).

§Увеличение доли оплаты за достижение результата.

§Нетрадиционные методы мотивации.

§Внедрение систем управления исполнением.

По прогнозам журнала «В теме», в ближайшие несколько лет в области HR получат развитие следующие тренды: специалисты по HR освоят новый формат работы, на рынке появятся новые интегративные профессии, а внутренние коммуникации организаций станут более идеологичными и технически оснащенными.

Новые профессии

Ежегодно в мире исчезает, устаревает или функционально меняется до 30% профессий. В норму войдет освоение новых компетенций и переучивание. В процесс начнут вовлекаться все большие слои работающих жителей европейской части России.

Не исключено, что в будущем станет целесообразнее вводить должность и персону, в одном лице ответственную за коммуникационные связи GR, PR, и HR.

Внутренние коммуникации

Ключевые сообщения от управленцев персоналу будут формулироваться в виде призывов к светлому будущему в компании: «Растите вместе с нами!». Их станут доносить, используя все больше каналов и способов связи, учитывая при этом таргетирование аудитории по уровням зрелости (ранние последователи и люди-инноваторы; осторожные, но быстро воспринимающие идею изменений сотрудники; позднее большинство, принимающее идею последним; малочисленные отстающие традиционалисты).

Особо сильно перемены затронут современные коммуникации в рамках предприятий. Возникнет необходимость освоения продвинутых IT-инструментов для более продуктивной работы организации как единой системы. Для компаний с дистанционным менеджментом важными станут как ускорение, так и увеличение охвата офисных и неофисных сотрудников он-лайн связью, залогом чего является грамотное использование бесплатных современных IT-приложений.

Новая роль HR

Предвидеть будущее и опережать события, поставлять передовые идеи и транслировать ценностей корпорации, строить союзы с топ-менеджерами на идейной и партнерской основе, а не из функциональных соображений — таков формат работы HR, присущий в России успешным компаниям-лидерам. Кризис подтолкнул компании к получению новых знаний. Деятельность HR теперь регулярно измеряется достигнутыми бизнес-показателями. Если HR-департамент подошел к построению бизнес-партнерства в компании, его ждет следующий шаг. Для самых продвинутых профессионалов новая ступень развития состоит в том, чтобы их отдел стал функцией организационного развития, получил достаточный набор компетенций и выстроил союзы с бизнес-функциями. Только тогда HR станет гарантом развития эффективной и конкурентоспособной организации.

Общеотраслевые и экономические тренды

На рынок труда начнет влиять новый законодательный аспект. Произойдут изменения размера налогов на ФОТ компаний (от 33% и выше), и серьезно изменится право работника распоряжаться отпускными днями (накопленные «неотгулянные» в течение 1,5 лет дни будут просто «сгорать»). Будет принят новый Закон «Об образовании», который повлияет на отношения в тройственном союзе «работодатель-вуз-соискатель».

Вне зависимости от законодательной поддержки до России "докатится" актуальный для стран Европы тренд — «LifeLong Learning» . Он концептуально изменит подход работодателей к найму персонала именно в части проверки знаний и компетенций

Теории мотивации

Понятие мотивации персонала

Теории мотивации персонала

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Старые концепции мотивации

Многие руководители, особенно не имеющие специальной подготовки, испытывают сильное влияние этих концепций. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспеченны, чем в прошлом.

"Метод кнута и пряника" хорошо известен тысячи лет. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей начала улучшаться, и управляющие стали понимать, что простой "пряник" не всегда заставляет человека трудиться усерднее.

Современные теории мотивации.

С появлением работ Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды сулит понимание психологии и то, что мотивация по типу кнута и пряника недостаточна. Мэйо и его сотрудники, проведя в течение восьми лет крупные исследования поведения работника на рабочем месте, пришли к осознанию того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда.

Выделяются две группы теорий мотивации:содержательные(основаны на ана­лизе потребностей человека)и процессные (основаны на оценке ситуаций, которые возникают в процессе мотивации).

Наиболее известные содержательные теории мотивации связаны с именами: А. Маслоу (теория иерархии потребностей), К. Альдерфера (теория FRG), Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) и Ф. Герцберга (двух факторная теория). Все они основаны на классификации потребностей.

К числу процессуальных теорий мотивации относят теорию ожидания К.Левина, предпочтения и ожидания В.Врума, теорию подкрепления Б.Ф.Скиннера, теорию справедливости Портера-Лорела, модель выбора риска Д.Аткинсона, теорию «Х» и «У» Д.Макгрегора и др.

Теория «Z» — Оучи

Демократи­ческий стиль управления позволяет наилучшим образом использовать самый эффективный из экономических ресурсов — творческие способно­сти людей.

На это направлена японская система управленияитеория «Z» — Оучи.

В японской модели мотивации использова­ны концепции древнекитайской философии: идеи Лао-Цзы, Конфу­ция и других философов Древнего Китая, которые подчеркивали важ­ность терпимости, простоты, скромности в отношениях между людь­ми. Важным моментом мотивации служит иерархия рангов, применяемая и на предприятиях, и на уровне государственного управления. Японские рабочие и служащие, в отличие от западных (стили управления, основанные на фиксированном разделении труда), поощряются за овладение широким спектром знаний и навыков, твор­ческую активность, умение работать в коллективе, находить компро­миссные решения в интересах фирмы.

Ранг сотрудника японской фирмы или государственного органа оп­ределяет не только размер его заработной платы, но и гарантия занято­сти, размер выплат при выходе на пенсию.

Управление, основанное на горизонтальных связях между сотруд­никами и подразделениями, осуществляемое в Японии, сокраща­ет количество административных команд (по вертикальной иерархии), способствует созданию атмосферы партнерства, значительно уменьша­ет время поиска согласованных решений.

Опыт Японии положен в ос­нову концепции партисипативного (группового) метода принятия ре­шений.

Теория постановки целей Эдвина Локка основывается на том факте, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Достижение намеченных целей приносит человеку удов­летворение.

Данная теория утверждает, что качество и уровень ис­полнения работы в значительной степени зависят от харак­теристик целей: сложность, специфичность, приверженность и т.п.

Чем более сложные цели ставит перед собой человек, тем лучших результатов он добивается. Повышение це­лей способно приводить к росту результатов труда только в случае, если будет сохраняться реальность их достижения.

Приемлемость целей определяется тем уровнем, до которого чело­век воспринимает цель как свою собственную. Приемлемость цели для человека зависит от того, какие выгоды он получит при ее достиже­нии.

Приверженность цели - готовность затрачивать на ее достижение определенные усилия. Она может возрастать по мере исполнения рабо­ты или снижаться.

В рамках теории постановки цели последним этапом в процессе мотивации служит удовлетворенность работника результатом. Это ста­новится началом осуществления следующего цикла мотивации.

Большой вклад в разработку этой теории внеслиТ. Раймон и К. Латэм

Теория справедливости (по некоторым источникам — теория равенстваили равновесия). Стейси Адамс первым сформулировал главные положения теории равенства. В основе теории лежит сравнение человеком оценки своих действий с оценкой труда других, что и модифицирует его поведение. Человек рас­сматривает оценку своих действий руководством с позиций справедли­вости и несправедливости. Он проводит сравнение оценки своих дей­ствий и полученного за них вознаграждения.

Среди постоянных устремлений людей важное место занимает по­требность получать справедливую эквивалентную оценку своих дейст­вий. Помимо субъективной оценки соотношения усилий и вознаграждения других людей, человеку свойственно также оценивать свои действия по определенному субъективному кри­терию. Желание людей, чтобы к ним относились по справедливости, свя­зывается с равенством в сопоставлении с отношением к другим, к оценке их действий.

Если равенство нарушается и другие сотрудники получают высокую оценку и вознаграждение, а дан­ный работник нет, то он чувствует себя обделенным и обиженным. Эта неудовлетворенность в данном случае может иметь место даже в том случае, если сотрудник получает высокое по отношению к затра­там труда вознаграждение. Данный момент взаимоотношений человека с организацией лежит в основе мотивационного процесса - теории равенства.

Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом. Основные модели кадрового менеджмента.

Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические.

1)Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2)Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.

3) Социально-психологические методы управления в свою очередь основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Все виды методов органично связаны между собой.

Основные модели кадрового менеджмента(3)

1. Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников.

2. Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации.

3. Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.

3.Система управления человеческими ресурсами в современной организации. На примере PR агентства

Директор

Зам. Директора по финансам

Бухгалтерия, отдел развития, кассир, юридический отдел

Зам. Маркетинга в рамках всех отделов

Pr-отдел, отдел рекламы, креативный отдел, дизайн, копирайтинг, отдел по работе со СМИ, отдел по работе с клиентами, event, brand, GR, IT

Зам. Директора по корпоративной культуре

HR, корпоративный pr, отдел кадров, тренер-менеджер

Наши рекомендации