Что такое “функция” библиографической информации
В специальной печати много внимания уделялось функциональным аспектам теории библиографической информации. В работах Э.К. Беспаловой, А.В. Соколова, В.А. Фокеева и других авторов подробно освещалось содержание понятий “функция” и “социальная функция” вообще и применительно к библиографии.
Видный информатик и библиографовед, доктор педагогических наук А.В. Соколов отметил необходимость различать функциональную зависимость (в математическом смысле) и функциональное назначение (главным образом, в социологическом смысле) рассматриваемых объектов. Оба смысла функционального используются в библиографоведении. Однако для теории библиографии наиболее существенно второе значение, на основе которого и формируется представление о социальных функциях библиографической информации.
В этом вопросе отечественные теоретики библиографии достаточно единодушны. Вот два типичных определения: “...социальная функцияесть конкретизация общественного назначения социальной системы, служащая для целесообразной организации практической деятельности в рамках данной системы” [83, с. 22 – 23]; “цель – модель конечного состояния системы, функция – способ ее достижения” [14, с. 32]. Библиографическая интерпретация этих и других аналогичных определений сводится к тому, что общественная функция библиографической информации – это способ практической реализации ее общественного назначения (цели).
Следует также различать функциональное назначение библиографической информации и возможности ее использования в целях, не предусматриваемых ее собственным функциональным назначением.
Рассмотрим в качестве иллюстрации простой и наглядный пример. Каковы функции утюга? Им, например, можно забить гвоздь, лечить радикулит, использовать его в качестве груза и т. д. и т. п. Между тем утюг предназначен выполнять только одну функцию: гладить изделия из тканей. И конструкторская мысль направлена на совершенствование именно этой функции утюга и никакой другой.
Сказанное относится и к библиографической информации, хотя здесь, конечно, ситуация выглядит значительно сложнее. Суть проблемы заключена в нахождении всеми признанного и достаточно убедительного критерия, с помощью которого можно отграничить действительные общественные функции библиографической информации от возможностей ее использования в целях, не связанных непосредственно с этими функциями[5]. Такой критерий нам в общем виде уже известен, поскольку мы знаем, для чего нужна библиографическая информация. Она призвана помогать преодолению барьеров в системе документальных коммуникаций, т. е. содействовать доведению до потребителя документов, соответствующих его информационным потребностям.
Однако далеко не все согласны с такой точкой зрения. В библиографоведении уже много лет соперничают изложенная выше концепция посредничества, функциональной “вспомогательности” (вторичности) библиографической информации и концепция ее “самостоятельности” (первичности). Генетически вторая концепция ведет свою родословную от общей квалификации библиографии как науки о книге, претендовавшей на собственные закономерности, выводы и обобщения, полученные в результате “библиографического изучения” документных массивов, процессов производства и функционирования в обществе документарного (да и не только документарного) знания.
В предельно обобщенном и несколько огрубленном виде суть второй концепции в том, что возможности небиблиографического использования библиографической информации в том или ином составе признаются изначально присущими библиографической информации в силу ее собственной сущностно-функциональной природы.
Весьма характерно для этой концепции следующее, например, утверждение: библиографическое пособие (особенно рекомендательное) содержит первичную библиографическую информацию, которую можно “читать как роман” и использовать в непосредственно познавательных, учебных, воспитательных, развлекательных и других целях, независимо от рекомендуемых в пособии документов и вместо них. Иначе говоря, наличие или отсутствие книг по теме библиографического пособия – момент несущественный. Библиографическая информация, выполняющая функцию “пропаганды идеи”, т. е. излагающая ее по существу, заменяет книги по теме пособия.
Обе концепции, несомненно, имеют право на существование. Отношения между ними пока еще до конца не выяснены. В целом это одна из наиболее острых дискуссионных проблем теоретического библиографоведения. Ее углубленная разработка и окончательное решение – дело будущего.
В настоящем учебнике сущностно-функциональная структура библиографической информации рассматривается далее главным образом в рамках концепции “вспомогательности” библиографии как общественного явления.