Методы генерирования рабочей гипотезы: систематизированной интеграции элементов решения, дерево решений.
Метод систематизированной интеграции элементов решения
Метод систематизированной интеграции элементов решения основан на выработке комплексного решения проблемы на основе объединения отдельных идей. Метод реализуется в рамках совещания 5-7 человек с помощью следующей процедуры (рис. 3.4):
- Каждый участник в течение около 20 минут разрабатывает свой вариант решения проблемы.
- На доске готовится таблица, состоящая из трех частей. Первая часть предназначена для фиксирования всех индивидуальных решений, вторая — их сильных сторон в решении проблемы или какой-то ее части, третья — для интегрированного решения.
- Каждый из участников поясняет свое решение из первой части таблицы.
- На основе коллективного обсуждения отмечаются сильные стороны каждого предложения (заполняется вторая часть таблицы).
- Преимущества любых двух предложений пытаются скомбинировать и развить интегрированное решение, которое фиксируется в третьей части таблицы.
Метод дерева решений
Метод дерева решений основан на построении логической цепочки последовательных действий по принципу «каждое действие является следствием предыдущего». Таким образом, решение проблемы структурируется поэтапно с учетом возможных альтернативных последствий каждого действия и вероятности их возникновения.
Метод дерева решений заимствован из области исследования операций, где он применяется для оптимизации решений; кроме того, метод применим для построения прогнозов и выработки многоступенчатых решений.
Г. А. Черчилль считает, что схематическое представление проблемы помогает избрать определенную тактику исследования, поскольку способствует выявлению структуры и взаимосвязи решений.
Метод реализуется в следующей последовательности: разрабатываются альтернативные решения проблемы — возникает «вилка» решений. Каждое альтернативное решение может быть реализовано в разных условиях среды (благоприятных и неблагоприятных) — это своеобразные оптимистический и пессимистический варианты среды.
Поэтому следующий уровень оценивает возможное развитие ситуации, создавая «вилку» ожиданий. В идеале исследование должно предсказать условия среды и вероятность наступления того или иного исхода принимаемого решения.
Общий алгоритм построения дерева решений представлен на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Алгоритм построения дерева решений
- — решение А исходной проблемы;
- — решение Б исходной проблемы;
- — последствия принятого решения А при благоприятных условиях среды (наступление события В);
4 — последствия принятого решения А при неблагоприятных условиях среды (наступление события Г);
5 — последствия принятого решения Б при благоприятных условиях среды (наступление события Д);
6 — последствия принятого решения Б при неблагоприятных условиях среды (наступление события Е);
- — решение в создавшейся ситуации;
- — последствия принятого решения при благоприятных условиях среды;
- — последствия принятого решения при неблагоприятных условиях среды.
Методы формирования рабочей гипотезы: аналогий, «мозгового штурма», 635.
Метод аналогий
Формирование рабочей гипотезы по выдвинутой проблеме осуществляется на основе анализа некой ситуации, уже имевшей место быть в прошлом и похожей на ту, которая возникла в данный момент. Главное при использовании данного метода заключается в определении степени схожести этих двух ситуаций.
В настоящее время для генерирования концепций новых продуктов популярен метод стимулирования творческих идей на основе поиска аналогий с природой. Метод получил название «бионика». Идея метода была предложена Штееле в 1965 г. и заключается в переносе принципов эволюции растительного и животного мира на техническое развитие товара. Подробнее с методом можно ознакомиться в работе ХансаХершгена «Маркетинг: основы профессионального успеха».
Метод «мозгового штурма»
Для генерирования рабочих гипотез успешно может применяться метод «мозгового штурма».
Процесс генерирования идей относительно гипотез исследования группой специалистов должен быть разделен во времени с обсуждением, оценкой и выбором наиболее приемлемых вариантов. При выдвижении идей не требуется их обоснование, все без исключения идеи протоколируются. Оценка и отбор гипотез производятся на последующем этапе.
Развитием метода «мозгового штурма» является метод 635. Данный метод был разработан Рорбахом и заключается в специальном регламенте организации работы команды. Числа, давшие название методу, означают, что в совещании принимает участие 6 человек, которые в течение 5 минут должны разработать минимум 3 предложения по решению проблемы. Предложения заносятся в формуляр и передаются соседнему участнику по часовой стрелке, в течение последующих 5 минут участники должны дополнить или изменить полученные от соседей идеи или написать еще 3 новые. После того как каждый участник поработал с каждым формуляром, идеи подвергаются анализу и оценке. Метод более прост в организации и не выдвигает высоких требований к участникам, но некоторое количество идей будет продублировано.