ТЕМА 1.1Концепция маркетинга территории.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ / ИНСТИТУТ____________________
УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭиУ ____________ Володин В.М. (Подпись) (Фамилия, инициалы) «_____»_____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
__ Б1.2.32.1/2___БРЕНДИНГ РЕГИОНА ___________
( индекс дисциплины по учебному плану, наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
(код, наименование направления подготовки)
Профиль подготовки ____________________________________________________
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения ________________очная, заочная_________
(очная, заочная, очно-заочная)
Пенза, 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины "Брендинг региона" является формирование необходимых теоретических знаний и практических навыков в области брендинга и маркетинга и применении его методического инструментария в обеспечении устойчивого долгосрочного развития региона.
Дисциплина "Брендинг региона" относится к профессиональному циклу Б1.2.35.1/2
Изучение дисциплины " Брендинг региона " дает бакалаврам представление о комплексе маркетинга, социально-экономических процессах позиционирования и продвижения территории, формирования её привлекательности и повышения конкурентоспособности, что важно для формирования квалифицированного специалиста в области государственного и муниципального управления.
Изучение дисциплины позволяет освоить бакалаврам на основе теоретического и практического анализа процессов маркетинга территорий и брендинга региона, форм, методов и инструментов, а также обобщения опыта различных территорий в этой сфере. Студентам будет предложена теория и практика брендинга территорий/городов, модели работы с брендом города, примеры успешных мировых бренд-стратегий.
Задачи освоения учебной дисциплины "Брендинг региона " – сформировать навыки в сфере ключевых вопросов курса: разработка стратегии маркетинга, планирование комплекса маркетинга, оценка рыночного окружения, сегментирование рынка, позиционирование и продвижение территории.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
- знать – понятие и состав бренда, место брендинга в системе маркетинга территории и комплекса маркетинга, основные вопросы организации процесса брендинга территории, принципы сегментирования рынка и методы позиционирования территории.
- уметь – анализировать текущую ситуацию, прогнозировать основные тенденции развития и на этой основе разрабатывать направления стратегии и тактики брендинга территории: осуществлять анализ эффективности брендинга; разрабатывать планы брендинга.
- приобрести навыки – анализа поведения потребителей в условиях рынка с целью формирования спроса, использования информации, полученной в результате маркетинговых исследований, решения задач продвижения региона.
- владеть – приемами и навыками использования инструментария брендингав отношении целевого рынка и элементов комплекса маркетинга территории.
Брендинг территорий объединяет в себе маркетинг территорий и урбанистику, помогая работать с современными вызовами, с которыми повсеместно сталкиваются региональные власти и органы МСУ, бизнес и жители городов.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением концептуальных основ и содержания маркетинга в современных условиях: процесс управления маркетингом, стратегическое планирование маркетинга, система информационного обеспечения, анализ рынка и рыночного окружения, поведение потребителей, разработка комплекса маркетинга, основы планирования и организации маркетинга на предприятии, контроля маркетинга.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных вопросов и решения задач, рубежный контроль в форме тестирования и промежуточный контроль в форме опроса по пройденному материалу. По дисциплине сдаётся зачет.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Дисциплина читается в 7-м семестре для очной формы обучения в 9-м для заочной.
Программой дисциплины для очной формы обучения предусмотрены лекционные (17 часа), практические (17 часов) занятия и 74 часа самостоятельной работы студента. Для заочной, соответственно‑6, 8 и 94 часа.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина "Брендинг региона" изучается в 7-м семестре и относится к дисциплинам по выбору профессионального циклаБ1.2.35.1/2.
Её изучение базируется на знаниях, полученных при изучении Стратегический менеджмент (Б1.2.24), Государственное регулирование экономики (Б1.2.7), Связи с общественностью в органах власти (Б1.2.15), Деловые коммуникации (Б1.1.21), Принятие и исполнение государственных решений (Б1.1.22), Информационные технологии в управлении (Б1.1.8), Статистика (Б1.1.9), Теория управления (Б1.1.10).
В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Брендинг региона» необходимы для изучения дисциплин Управление государственным и муниципальным заказом: понятие, процедура, документооборот (Б1.1.25), Прогнозирование и планирование (Б1.1.28)и для прохождения второй производственной практики и подготовки выпускной квалификационной работы.
3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью изучения учебной дисциплины (модуля) "Брендинг региона" является формирование профессиональной компетенции: " способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);";
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
знать – понятие и состав бренда, место брендинга в системе маркетинга территории и комплекса маркетинга, основные вопросы организации процесса брендинга территории, принципы сегментирования рынка и методы позиционирования территории.
уметь – анализировать текущую ситуацию, прогнозировать основные тенденции развития и на этой основе разрабатывать направления стратегии и тактики брендинга территории: осуществлять анализ эффективности брендинга; разрабатывать планы брендинга.
владеть – приемами и навыками использования инструментария брендингав отношении целевого рынка и элементов комплекса маркетинга территории,анализа поведения потребителей в условиях рынка с целью формирования спроса, использования информации, полученной в результате маркетинговых исследований, решения задач операционного маркетинга.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Структура дисциплины (модуля)
Для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единиц, ___108___ часов.
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу бакалавров и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||||||||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Реферат, эссе и др. | Курсовая работа | Подготовка к зачёту | собеседование | коллоквиум | тест | контрольная работа | реферат | эссе и иные творческие работы | курсовая работа (проект) | др. | ||||||
1. | Раздел 1. Брендинг территории как составляющаямаркетинга территории. | 1-7 | ||||||||||||||||||||
1.1. | Тема 1.1.Концепция маркетинга территории | 0,5 | + | + | ||||||||||||||||||
1.2. | Тема 1.2.Комплекс маркетинга территории и его вариации: брендинг в системе комплекса маркетинга | + | + | |||||||||||||||||||
1.3. | Тема 1.3.Тенденции в развитии рынка и маркетинга территории | + | ||||||||||||||||||||
2. | Раздел 2. Брендинг территории как инструмент обеспечения конкурентоспособности территории. | 8-17 | ||||||||||||||||||||
2.1. | Тема2.1Понятие, архитектура и атрибуты бренда территории | 0,5 | + | + | + | |||||||||||||||||
2.2. | Тема 2.2. Устойчивое развитие территорий и урбанистика | + | + | |||||||||||||||||||
2.3. | Тема 2.3 Разработка стратегии брендинга региона, её реализация и оценка эффективности | + | + | |||||||||||||||||||
2.4. | Тема 2.4 Территории бренды: зарубежные и отечественные кейсы | + | + | |||||||||||||||||||
Подготовка к зачёту | ||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость, в часах | Промежуточная аттестация | |||||||||||||||||||||
Форма | Семестр | |||||||||||||||||||||
Зачет | 9 | |||||||||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||||||||
Для очной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3____ зачетных единиц, ___108___ часов.
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу бакалавров и трудоемкость(в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||||||||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Реферат, эссе и др. | Курсовая работа | Подготовка к зачёту | собеседование | коллоквиум | тест | контрольная работа | реферат | эссе и иные творческие работы | курсовая работа (проект) | др. | ||||||
1. | Раздел 1 Брендинг территории как составляющаямаркетинга территории. | 1-7 | ||||||||||||||||||||
1.1. | Тема 1.1.Концепция маркетинга территории | + | + | |||||||||||||||||||
1.2. | Тема 1.2.Комплекс маркетинга территории и его вариации: брендинг в системе комплекса маркетинга | + | + | |||||||||||||||||||
1.3. | Тема 1.3.Тенденции в развитии рынка и маркетинга территории | + | ||||||||||||||||||||
2. | Раздел 2. Брендинг территории как инструмент обеспечения конкурентоспособности территории. | 8-17 | ||||||||||||||||||||
2.1. | Тема2.1Понятие, архитектура и атрибуты бренда территории | + | + | + | ||||||||||||||||||
2.2. | Тема 2.2. Устойчивое развитие территорий и урбанистика | + | + | |||||||||||||||||||
2.3. | Тема 2.3 Разработка стратегии брендинга региона, её реализация и оценка эффективности | + | + | |||||||||||||||||||
2.4. | Тема 2.4 Территории бренды: зарубежные и отечественные кейсы | + | + | |||||||||||||||||||
Подготовка к зачёту | ||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость, в часах | Промежуточная аттестация | |||||||||||||||||||||
Форма | Семестр | |||||||||||||||||||||
Зачет | 7 | |||||||||||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||||||||||||
Содержание учебной дисциплины «Брендинг региона».
РАЗДЕЛ 1 БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ
МАРКЕТИНГАТЕРРИТОРИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Результаты освоения дисциплины достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования профессиональных компетенций у бакалавров (не менее 20% от аудиторной нагрузки):
· чтения лекций с применением мультимедийных технологий;
· использование в обучении метода проектов, учебных презентаций, подготовленных бакалаврами;
· проведения практических занятий с использованием деловых игр; дидактических тренингов;
· выполнения письменных работ (контрольные работы, коллоквиумы, рефераты на заданную или свободную тему, доклады, реферативные обзоры журналов, аналитические эссе на инициативные темы).
· в процессе обучения будут использованы такие методы работы с бакалаврами, как проведение интернет-конференций, на которых бакалавры будут выступать с заранее подготовленными докладами, с использованием компьютерных технологий, интерактивных презентаций с построение графиков, диаграмм и таблиц, наглядно описывающих положение дел в анализируемой бакалавром сфере.
· также компьютерные технологии будут использованы при проведении тестовых опросов для контроля знаний бакалавров. При проведении интернет-конференций возможны встречи бакалавров с представителями структурных подразделений органов государственного управления в целях получения бакалаврами специальной информации и конкретных практических навыков по изучаемым разделам дисциплины.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
При изучении данной дисциплины бакалаврам будут предложены следующие темы для написания контрольных работ:
СТАРАТЬСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИМЕРЫ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Старые и новые российские территории-бренды:
2. Засчёт чего регионы и города добиваются успеха в брендинге
3. Брендинг и конкурентоспособность территории
4. Конкурентоспособность территории: оценка и маркетинговые инструменты
5. Устойчивое развитие территорий и урбанистика.
6. Урбанистика и брендинг территории
7. Брендинг территориикак инструмент обеспечения её устойчивого развития
8. Привлекательность территории: проблемы, тенденции, инструменты и технологии
9. «Зелёный город» как бренд
10. «Умный город» как бренд
11. «Креативный город» как бренд
12. Территориальная идентичность в брендинге территории: понятие, виды, инструменты
13. Вовлечение стейкхолдеров и жителей в брендинг территории.
14. Стратегия брендинга и стратегия региона – что первично?
15. Платформа и сбор бренда.
16. «Внешний» и «внутренний» брендинг территории: связь и различие
17. Брендинг как система и цикличный процесс.
18. События как инструмент брендинга территории
19. Детские и молодежные проекты в сфере брендинга территории.
20. Туризм как инструмент брендинга территории
21. Онлайн брендинг в маркетинге территории
22. Оффлайнбрендинг в маркетинге территории.
23. Природные и архитектурные объекты в брендинге территорий
24. Товарная идентичность в брендинге территории
25. Исторические объекты и события как основа брендинга территории.
26. Известные личности как элементы брендинга территории на примере Пензенской области бренд-послы.
27. Территории бренды: зарубежные кейсы
28. Старые российские территории-бренды и их современное развитие
29. Новые российские территории-бренды: возникновение и развитие
30. Оценка эффективности брендинга
31. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере брендинга территорий.
Методические указания
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) основная литература:
1. Визгалов Д.В. Брендинг города. ‑ М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. – 160 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.urbaneconomics.ru/shop.php?action=detail&back_url=%2Fshop.php%3F&prod_id=249
2. Рожков И.Я. Брендинг: учебник для бакалавров / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 331 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://urss.ru/PDF/add_ru/171434-1.pdf
3. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие, 2-е изд., дополн. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.koob.ru/pankruhin/
б)дополнительная литература:
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (4 Часть). [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
5. Маркетинг территорий : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. О. Н. Романенковой. — М. : Юрайт, 2016. - 262 с..
6. Маркетинг: учеб.для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг»/ А. П. Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 656 с: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/mark/mark001.htm
7. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы ‑ СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. - 382с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/220239/grant/
8. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 816 с. (Классический зарубежный учебник). – ISBN 978-5-469-00989-4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.f-kotler.narod.ru/book_m_m.htm
9. Котлер Ф., Ли Н. Маркетинг для государственных и общественных организаций – СПб.: Питер, 2008. – 378 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-filip-kotler/104179-marketing-dlya-gosudarstvennyh-i-obschestvennyh-organizaciy-filip-kotler.html; http://iknigi.net/avtor-filip-kotler/104179-marketing-dlya-gosudarstvennyh-i-obschestvennyh-organizaciy-filip-kotler.html
10. КейтДинниБрендинг территорий. Лучшие мировые практики» ‑ М.: Манн, Иванов и Фербер, 380 с. ‑ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://read.bizlib.org/keyt-dinni-brending-territoriy-luchshie-mirovie-praktiki.html
11. Маркетинг: общий курс: учебное пособие / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2010. – 477 с. – (Высшее экономическое образование). – ISBN 978-5-370-01493-2.‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/mark/mark002.htm
12. Михалева, Е.П. Маркетинг: конспект лекций / Е.П. Михалева. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 224 с. (Хочу все знать). – ISBN 978-5-9916-0504-5.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/mark/mark043.htm ;http://www.e-reading.club/book.php?book=97485; http://nashol.com/2012120268309/marketing-konspekt-lekcii-mihaleva-e-p-2010.html ;http://royallib.com/book/mihaleva_e/marketing_konspekt_lektsiy.html
13. Л.А. Белоусова, Т.А. Савина БРЕНД - МЕНЕДЖМЕНТ – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2005 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/675/28675/files/ustu282.pdf
14. Гэд, Т. 4D Брендинг / Т. Гэд. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2001. ‑ 228 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://socioline.ru/book/tomas-ged-4d-brending-vzlamyvaya-korporativnyj-kod-setevoj-ekonomiki
15. Илья Быков Технологии брендинга‑ СПб, факультет журналистики СПбГУ, 2009. ‑ 70 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tm2brand.narod.ru/index.html
16. Домнин, В. Н. Брендинг: новые технологии в России / В. Н. Домнин. – СПб.: Питер, 2002. -- 352 с.
17. Кумбер, С. Брендинг. Пер. с англ. / С. Кумбер. ‑ М.: Издат. дом «Вильямс», 2004.-174 с.
18. Вайсман, Арнольд. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху: Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха [Текст]: пер. с нем. / А. Вайсман. ‑ М.: Интерэксперт : Экономика, 1995. ‑ 343 с. (3 экз)
в) Программное обеспечениеи Интернет-ресурсы
19. Консультационное бюро “Тамберг& Бадьин” [Электронный ресурс] Режим доступа: ‑http://brandworking.ru/
20. Исследовательский центр бренд-менеджмента и брендтехнологий (RCB&B) под управлением Николаса Коро. [Электронный ресурс] Режим доступа: ‑http://www.rcbb.ru/
21. Энциклопедия маркетинга ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/
22. PowerBranding.ru‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://powerbranding.ru/
23. Новости маркетинга ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketingnews.ru/
24. Зелёный город ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://green-city.su/
25. Урбан-Урбан ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://urbanurban.ru/
26. Маркетинг и маркетинговые исследования в России‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://grebennikon.ru/journal-3.html
27. Индустрия рекламы: Информационно-справочный портал‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://adindustry.ru/ .
28. Маркетолог‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketolog.ru/
29. 4р.ru‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.4p.ru/main/index.php
30. Советник ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sovetnik.ru/ .
31. Генеральный директор ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gd.ru/ .
32. Эксперт ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://expert.ru/ .
33. «Бренд-менеджмент» ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grebennikoff.ru/product/7/; http://www.brand-management.ru
34. Маркетинговые коммуникации ‑[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grebennikoff.ru/product/1/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.Компьютерный класс, оргтехника, для проведения семинарских занятий и текущего контроля; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки).
2. Аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом.
3.Для проведения интернет-конференций по дисциплине будет задействовано бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом (Skype), обеспечивающее частично шифрованную текстовую, голосовую связь и видеосвязь через интернет между компьютерами. Будут использованы компьютеры при проведении тестирования по темам самостоятельных работ.
Рабочая программа дисциплины «Брендинг региона» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОпо направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Программу составили:
1. Осташков А.В. – к.э.н., доцент кафедры «Государственное управление и социология региона»
_________________________________
(подпись)
Настоящая программа не может быть воспроизведена ни в какой форме без предварительного письменного разрешения кафедры-разработчика программы.
Программа одобрена на заседании кафедры «Государственное управление и социология региона»
Протокол № ___ от «____» _______________ 2016 года
Зав. кафедрой «Государственное управление и социология региона»
Неделько С.И. _____________
(подпись)
Программа согласована с заведующей выпускающей кафедрой
«Государственное управление и социология региона» | Неделько С.И. | |||||
(название кафедры) | (подпись, Ф.И.О., дата) | |||||
Программа одобрена методической комиссией факультета экономики и управления
Протокол № 7 от «29» июня 2016 года
Председатель методической комиссии
факультета экономики и управления _______________________Еремина Е.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ / ИНСТИТУТ____________________
УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭиУ ____________ Володин В.М. (Подпись) (Фамилия, инициалы) «_____»_____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
__ Б1.2.32.1/2___БРЕНДИНГ РЕГИОНА ___________
( индекс дисциплины по учебному плану, наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
(код, наименование направления подготовки)
Профиль подготовки ____________________________________________________
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения ________________очная, заочная_________
(очная, заочная, очно-заочная)
Пенза, 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины "Брендинг региона" является формирование необходимых теоретических знаний и практических навыков в области брендинга и маркетинга и применении его методического инструментария в обеспечении устойчивого долгосрочного развития региона.
Дисциплина "Брендинг региона" относится к профессиональному циклу Б1.2.35.1/2
Изучение дисциплины " Брендинг региона " дает бакалаврам представление о комплексе маркетинга, социально-экономических процессах позиционирования и продвижения территории, формирования её привлекательности и повышения конкурентоспособности, что важно для формирования квалифицированного специалиста в области государственного и муниципального управления.
Изучение дисциплины позволяет освоить бакалаврам на основе теоретического и практического анализа процессов маркетинга территорий и брендинга региона, форм, методов и инструментов, а также обобщения опыта различных территорий в этой сфере. Студентам будет предложена теория и практика брендинга территорий/городов, модели работы с брендом города, примеры успешных мировых бренд-стратегий.
Задачи освоения учебной дисциплины "Брендинг региона " – сформировать навыки в сфере ключевых вопросов курса: разработка стратегии маркетинга, планирование комплекса маркетинга, оценка рыночного окружения, сегментирование рынка, позиционирование и продвижение территории.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
- знать – понятие и состав бренда, место брендинга в системе маркетинга территории и комплекса маркетинга, основные вопросы организации процесса брендинга территории, принципы сегментирования рынка и методы позиционирования территории.
- уметь – анализировать текущую ситуацию, прогнозировать основные тенденции развития и на этой основе разрабатывать направления стратегии и тактики брендинга территории: осуществлять анализ эффективности брендинга; разрабатывать планы брендинга.
- приобрести навыки – анализа поведения потребителей в условиях рынка с целью формирования спроса, использования информации, полученной в результате маркетинговых исследований, решения задач продвижения региона.
- владеть – приемами и навыками использования инструментария брендингав отношении целевого рынка и элементов комплекса маркетинга территории.
Брендинг территорий объединяет в себе маркетинг территорий и урбанистику, помогая работать с современными вызовами, с которыми повсеместно сталкиваются региональные власти и органы МСУ, бизнес и жители городов.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением концептуальных основ и содержания маркетинга в современных условиях: процесс управления маркетингом, стратегическое планирование маркетинга, система информационного обеспечения, анализ рынка и рыночного окружения, поведение потребителей, разработка комплекса маркетинга, основы планирования и организации маркетинга на предприятии, контроля маркетинга.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных вопросов и решения задач, рубежный контроль в форме тестирования и промежуточный контроль в форме опроса по пройденному материалу. По дисциплине сдаётся зачет.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Дисциплина читается в 7-м семестре для очной формы обучения в 9-м для заочной.
Программой дисциплины для очной формы обучения предусмотрены лекционные (17 часа), практические (17 часов) занятия и 74 часа самостоятельной работы студента. Для заочной, соответственно‑6, 8 и 94 часа.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина "Брендинг региона" изучается в 7-м семестре и относится к дисциплинам по выбору профессионального циклаБ1.2.35.1/2.
Её изучение базируется на знаниях, полученных при изучении Стратегический менеджмент (Б1.2.24), Государственное регулирование экономики (Б1.2.7), Связи с общественностью в органах власти (Б1.2.15), Деловые коммуникации (Б1.1.21), Принятие и исполнение государственных решений (Б1.1.22), Информационные технологии в управлении (Б1.1.8), Статистика (Б1.1.9), Теория управления (Б1.1.10).
В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Брендинг региона» необходимы для изучения дисциплин Управление государственным и муниципальным заказом: понятие, процедура, документооборот (Б1.1.25), Прогнозирование и планирование (Б1.1.28)и для прохождения второй производственной практики и подготовки выпускной квалификационной работы.
3. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью изучения учебной дисциплины (модуля) "Брендинг региона" является формирование профессиональной компетенции: " способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);";
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
знать – понятие и состав бренда, место брендинга в системе маркетинга территории и комплекса маркетинга, основные вопросы организации процесса брендинга территории, принципы сегментирования рынка и методы позиционирования территории.
уметь – анализировать текущую ситуацию, прогнозировать основные тенденции развития и на этой основе разрабатывать направления стратегии и тактики брендинга территории: осуществлять анализ эффективности брендинга; разрабатывать планы брендинга.
владеть – приемами и навыками использования инструментария брендингав отношении целевого рынка и элементов комплекса маркетинга территории,анализа поведения потребителей в условиях рынка с целью формирования спроса, использования информации, полученной в результате маркетинговых исследований, решения задач операционного маркетинга.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Структура дисциплины (модуля)
Для заочной формы обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единиц, ___108___ часов.
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу бакалавров и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | |||||||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Реферат, эссе и др. | Курсовая работа | Подготовка к зачёту | собеседование | коллоквиум | тест | контрольная работа | реферат | эссе и иные творческие работы | курсовая работа (проект) | др. | ||||
1. | Раздел 1. Брендинг территории как составляющаямаркетинга территории. | 1-7 | ||||||||||||||||||
1.1. | Тема 1.1.Концепция маркетинга территории | 0,5 | Наши рекомендации
|