Промежуточная аттестация по модулю «Маркетинговые исследования и ситуационный анализ»
проводится в виде зачета и включает в себя устный ответ на теоретический вопрос и ответ с обоснованием на аналитический кейс.
Теоретический блок вопросов:
Примерные вопросы
1. Маркетинговое исследование: его цель, область применения.
2. Структура, схема проведения маркетингового исследования.
3. Основные виды маркетинговых исследований.
4. Качественные и количественные методы в маркетинговых исследованиях.
5. Типы выборок, применяемые в маркетинговых исследованиях.
6. Метод фокус-групп: общая характеристика, достоинства и недостатки.
7. Проведение фокус-групп: основные методологические требования.
8. Формирование выборки участников и персонала в фокус-группе.
9. Область применения фокус-групп.
10. Поведение заказчика при проведении фокус-групп.
11. Модератор как ключевая фигура при проведении фокус-групп, необходимые компетенции.
12. Глубинное интервью. Общая характеристика. Достоинства и недостатки.
13. Специфика проведения глубинных интервью.
14. Разновидности глубинных интервью.
15. Холл-тест. Общая характеристика. Достоинства и недостатки.
16. Выборка в холл-тестах.
17. Разновидности холл-тестов.
18. Специфика проведения холл-тестов.
19. Методические рекомендации проводящему холл-тест.
20. Рекрутинг обслуживающего персонала и участников для проведения холл-теста.
21. Хоум-тесты. Общая характеристика.
22. Технология проведения хоум-теста.
23. Экспертный опрос. Общая характеристика. Достоинства и недостатки. Область применения.
24. Отбор экспертов в экспертную группу. Критерии, способы отбора экспертов.
25. Разновидности экспертного опроса.
26. Основные методики индивидуальной экспертизы.
27. Основные методики групповой экспертизы.
28. Виды экспертных суждений.
29. Правила согласования экспертных мнений.
30. Кабинетные исследования. Специфика, разновидности, возможности и ограничения.
31. Аудит розничных точек. Достоинства, недостатки. Специфика применения.
32. Анализ протокола. Специфика применения метода контент-анализа.
33. Проективные методики: виды, сущность, назначение.
34. Исследовательская методика «таинственный покупатель». Область применения.
35. Специфика подготовки маркетолога для использования методики «таинственный покупатель».
36. Панели в маркетинговых исследованиях. Основные разновидности.
37. Модели потребительского поведения, их характеристика.
38. Онлайновый и телефонный опросы, особенности их проведения.
39. Микс-методики в маркетинговых исследованиях.
40. Сформируйте топик-гайд для проведения хоум-теста.
41. Сформируйте топик-гайд для проведения исследования по методике «таинственный покупатель».
42. Приведите пример топик-гайда по методике «анализ протокола».
43. Составьте ведомость (расчет затрат) качественного социологического исследования (на примере экспертного интервью).
44. Составьте список методических рекомендаций для проведения холл-теста.
45. Сформируйте топик-гайд холл-теста.
46. Приведите пример топик-гайда «жестко структурированного» глубинного интервью.
47. Сформируйте краткий рабочий план маркетингового исследования в рамках изучаемой Вами проблемы.
48. Составьте квотную выборку по предложенному преподавателем заданию (по параметрам квот, таким как «пол, «возраст», «специальность»).
49. Составьте механическую выборку по предложенному преподавателем заданию.
50. Составьте выборку методом случайного бесповторного отбора с помощью таблиц случайных чисел (по предложенному преподавателем заданию)
Аналитическое задание: Прочитайте следующий отрывок, рассмотрите представленные в нем критерии сегментации, проанализируйте каждый из них и выберите те критерии сегментации, которые, по Вашему мнению, являются сегодня основными (превалирующими) в современных маркетинговых исследованиях. Обоснуйте, свой ответ.
«Критерии сегментации
Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и др. Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.
Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.
В соответствии с отношением выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.
Сегментация по обстоятельствам применения - деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения покупки или использования продукта.
Сегментация на основе выгод - деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте.
Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на пользователей-новичков и на регулярных пользователей.
Интенсивность потребления - показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.
Стадия готовности покупателя - характеристика, в соответствие с которой покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте, на заинтересованных в нем на желающих его купить и на намеренных его купить» .
(по материалам интернет-ресурса: Библиотека маркетолога // электронный каталог http://www.marketing.spb.ru/lib-research/all_methods.htm)
Критерии оценки аналитического задания:
17-20 баллов – задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задачи, подкрепленные теорией;
15-16 баллов – задание выполнено верно, отмечается хорошее развитие аргумента, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании;
13-14 баллов – задание выполнено с математическими ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению;
10-12 баллов – задание выполнено не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задачи
0 баллов – задание не выполнено, представленные расчеты проведены с ошибками, сделаны неверные выводы по решению задачи
Примерный перечень контрольных заданий к промежуточной аттестации (экзамен) по модулю «Кадровый маркетинг»:
Теоретический блок вопросов:
1. Факторы формирования маркетинга персонала.
2. Основные подходы к маркетингу персонала на современном этапе.
3. Функции маркетинга персонала.
4. Внутренняя и внешняя среда маркетинга персонала.
5. Классификация маркетинга персонала.
6. Определение потребности о персонале и его планирование.
7. Анализ поведения соискателей рабочих мест.
8. Анализ поведения основных конкурентов.
9. Поиск партнеров.
10. Разработка стратегии кадрового маркетинга.
11. Основные подходы к сегментации в сфере подбора персонала.
12. Сегментация потенциальных работников.
13. Маркетинговые стратегии компании по выбору целевых сегментов.
14. Товарная политика.
15. Ценовая политика.
16. Сбытовая политика.
17. Политика продвижения товара.
18. Сущность и элементы внутреннего маркетинга персонала.
19. Основные направления реализации внутреннего маркетинга персонала.
20. Управление развитием персонала.
21. Карьера работников в организации.
22. Формирование стратегий кадрового маркетинга в отношении отдельных категорий работников.
23. Сущность и основные характеристики современного рынка труда.
24. Сущность и направления маркетингового исследования рынка труда.
25. Методы маркетингового исследования рынка труда.
26. Общая характеристика регионального рынка труда.
27. Этапы маркетингового исследования регионального рынка труда.
28. Технология маркетингового исследования регионального рынка труда.
29. Оценка потребности в профессиональном обучении незанятого населения на региональном рынке труда
30. Международный опыт взаимодействия государственных и частных структур занятости.
31. Формирование системы частных структур занятости в России.
32. Классификация частных структур занятости.
33. Общие профессионально-этические нормы деятельности сотрудников частных структур занятости.
34. Позитивные и негативные аспекты деятельности частных структур занятости.
35. Технологии обеспечения организации персоналом.
36. Этапы обеспечения организации персоналом.
Аналитическое задание
Тема: Маркетинговое исследование регионального рынка труда
Необходимо оценить структуру предложения рабочей силы на региональном рынке труда (регион – по выбору студентов).
Основные этапы маркетингового исследования
I. Определение проблем и целей исследования
2. Выбор метода исследования (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ баз данных, метод экспертных оценок)
3. Выбор источников информации
4. Сбор информации
5. Анализ информации
6. Интерпретация информации
Требования к выполнению контрольной работы
При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать владение следующими компетенциями: ПК-1, ПК-2.
В рамках работы студенты должны изложить свое мнение и сформулировать свои предложения на основе приобретенных знаний. Контрольная работа должна быть краткой и соответствовать заданной теме.
Качество работы зависит от
– исходного материала (конспектов прочитанной литературы, лекций, других информационных источников, практического опыта);
– самостоятельности мышления и способности к творческому осмыслению проблемы;
– умения грамотно, аргументировано и ясно излагать свои мысли в письменном виде, структурировать и создавать новую информацию.
Объем контрольной работы – 10-12 страниц, шрифт 14, интервал 1,5.
Результаты исследования оформляются в виде отчета. Его основные разделы:
– Введение (содержит цель отчета, цель исследования, актуальность его проведения).
– Методологический раздел (описывается объект исследования и использовавшиеся методы).
– Полученные результаты (описывается структура вопросника или условия проведения эксперимента и полученный результат).
– Ограничения исследований (указывается степень достоверности, репрезентативность).
– Выводы и рекомендации по улучшению ситуации
– Заключительная часть (содержит приложения, расчеты, дополнительную информацию).
Контрольная работа должна иметь следующее структуру:
–__ титульный лист (наименование ВУЗа, название кафедры, название дисциплины, тема работы, ФИО исполнителя и научного руководителя),
–__ сама работа,
–__ список литературы, использованной для написания работы