Тема 3.6.2. Маркетинговые исследования рынка труда
Цели:
– развить способность выявлять, оценивать и анализировать процессы в кадровой сфере с помощью методов маркетингового исследования(ПК-1);
– научиться принимать стратегические организационно-управленческие решения на основе результатов маркетингового исследования рынка труда и оценивать их социальные последствия для организации (ПК-1);
Перечень изучаемых элементов содержания
– Виды маркетингового исследования рынка труда.
– Особенности маркетингового подхода к исследованию рынка труда
Вопросы для самоподготовки:
1. Система информационного обеспечения рынка труда
2. Сущность и задачи маркетинговых исследований рынка труда
3. Методы сбора маркетинговой информации о рынке труда.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:доклад.
Темы докладов:
1. Направления маркетингового исследования рынка труда.
2. Роль маркетинговых исследований в системе информационного обеспечения рынка труда
Тема 3.6.3. Локальный рынок труда как объект маркетингового исследования
Цели:
– овладеть методами комплексного анализа локального рынка труда (ПК-1);
– научиться использовать навыки стратегического анализа, разработки и осуществления кадровой стратегии организации с учетом информации о локальном рынке труда (ПК-1)
Перечень изучаемых элементов содержания
– Методика маркетингового исследования локального
рынка труда
– Организация и проведение маркетингового исследования регионального рынка труда
– Технология оценки потребности в подготовке и переподготовке незанятого населения на локальном рынке труда
Вопросы для самоподготовки:
1. Сущность и особенности локального рынка труда
2. Маркетинговый подход к к анализу локального рынка труда.
3. Организация маркетингового исследования регионального рынка труда
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:доклад.
Темы докладов:
1. Особенности региональных рынков труда в РФ.
2. Проведение маркетинговых исследований на региональных рынках труда.
Тематика рефератов:
1. Область применения и содержание сценарного метода.
2. Содержание и область применения метода GAP-анализа.
3. Составные части процесса управления маркетингом.
4. Рынки индивидуальных потребителей и рынки предприятий.
5. Отбор целевых рынков.
6. Сравнительная характеристика глубинного и фокусированного интервью
7. Специфика проведения маркетингового исследования.
8. Потребительский рынок.
9. Покупательское поведение потребителей.
10. Принципы и методы изучения поведения потребителей.
11. Взаимосвязь между побудительными приемами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
12. Товар в маркетинговой деятельности.
13. Три уровня товара
14. Классификация товаров и ее основные виды
15. Ценообразование в маркетинговой деятельности.
16. Цена - одна из главных составляющих комплекса маркетинга.
17. Ценообразование на разных типах рынков.
18. Понятие, цели и задачи маркетинговых коммуникаций.
19. Роль маркетинговых коммуникаций в экономической деятельности предприятия.
20. Характеристика коммуникационной модели и ее элементов.
21. Научные подходы к определению и классификации маркетинговых коммуникаций.
22. Значение и сущность прямого маркетинга.
23. Инструменты прямого маркетинга.
24. Личные маркетинговые коммуникации.
25. Безличные маркетинговые коммуникации.
26. Схема маркетинговой деятельности фирмы.
27. Особенности организации деятельности маркетинговой службы.
28. Основные задачи и функции маркетингового подразделения фирмы.
29. Сравнительная характеристика глубинного и фокусированного интервью
30. Специфика проведения маркетингового исследования.
31. Подготовка интерьера, необходимые компетенции.
32. Сравнительная характеристика глубинного и фокусированного интервью: область применения методов.
33. Модератор как руководитель фокус-группы: стили поведения.
34. Варианты представления результатов фокус-группы.
35. Виды экспертных суждений.
36. Проблема согласованности экспертов.
37. Варианты представления результатов экспертного опроса.
38. Разновидности холл-тестов и хоум-тестов.
39. История возникновения метода «таинственный покупатель».
40. Тренинги по итогам проведения метода «таинственный покупатель».
41. Область применения метода «анализ протокола».
42. Технология проведения метода «анализ протокола».
43. Проекционные методы: общая классификация.
44. Область применения метода «аудит розничной торговли».
45. Мерчендайзинг как искусство: управленческий аспект.
46. Элементы маркетинговой коммуникации: общая характеристика.
47. Область применения «кабинетных методов».
48. Общая классификация «кабинетных методов».
49. Первичная и вторичная информация в маркетинге.
50. Потребительское поведение: концепции изучения в современном маркетинге.
51. Сегментация рынка: маркетинговый анализ.
52. Проблема управления потребительским поведением в маркетинге.
53. Методы оценки потребности в персонале.
54. Изучение поведения соискателей рабочих мест.
55. Разработка требований к рабочему месту в системе маркетинга персонала.
56. Расходы на персонал.
57. Факторы дифференциации оплаты труда работников.
58. Кадровая реклама.
59. Основные концепции рынка труда.
60. Современные подходы к изучению рынка труда
61. Концепции маркетинга рабочей силы
62. Особенности товара «рабочая сила»
63. Безработица в современной России: сущность, причины, перспективы
64. Трансформация занятости в условиях постиндустриальной экономики.
65. Роль государства в регулировании процессов на рынке труда
66. Активная и пассивная политика занятости населения в России.
67. Новые технологии в формировании персонал-имиджа компании.
68. Этические аспекты формирования имиджа компании как работодателя.
69. Особенности поведения различных категорий соискателей рабочих мест.
70. Дифференциация мотивационных предпочтений работников различных категорий.
71. Позиционирование наемных работников.
72. Организация и приемы самопозиционирования на рынке труда.
73. Сущность и виды карьеры работников в организации
74. Методы оценки удовлетворенности трудом.
75. Развитие системы нематериального стимулирования персонала.
76. Взаимодействие государственных структур занятости населения с компаниями-работодателями в странах с развитой рыночной экономикой.
77. Хэдхантинг в современной России
78. Особенности деятельности кадровых агентств в России на современном этапе.
79. Зарубежный опыт взаимодействия вузов и организаций-работодателей.
80. Роль вузов в трудоустройстве выпускников: опыт ведущих вузов России.
81. Тестирование как инструмент отбора персонала
82. Собеседование с кандидатами на найм
83. Методы планирования карьеры.
84. Концепция «карьерных якорей».
85. Резюме как инструмент самомаркетинга.
86. Самореклама и самопрезентация.
87. Методика формирования рейтингов работодателей в России и за рубежом.
88. Сущность и значение мониторинга рынка труда.
89. Направления маркетингового исследования рынка труда.
90. Роль маркетинговых исследований в системе информационного обеспечения рынка труда
91. Особенности региональных рынков труда в РФ.
92. Проведение маркетинговых исследований на региональных рынках труда.
Тематика докладов:
1. Алгоритм проведения маркетингового исследования
2. Этапы проведения маркетингового исследования, их характеристика
3. Глубинное интервью: возможности применения
4. Концепция групповой динамики как методологическая база метода фокус-групп.
5. Однообразие и вариативность метода фокус-групп в современных социологических исследованиях.
6. Методы фокусированного и глубинного интервью: сравнительная характеристика.
7. Специфика основных способов отбора экспертов в экспертные группы.
8. Основные правила организации групповой экспертизы
9. Наиболее популярные виды экспертизы в условиях современной России.
10. Возможности и ограничения методики «холл-тест».
11. Методика «хоум-тест» - практические возможности применения.
12. Алгоритм проведения методики «таинственный покупатель».
13. Методика «анализ протокола»: содержательный аспект.
14. Конетент-анализ: сущность методы, возможности и ограничения.
15. Проективные методы: основные разновидности.
16. Область применения проекционных методов в маркетинговых исследованиях.
17. Исследование «аудит розничной торговли»: история возникновения.
18. Разновидности методики «аудит розничных торговли».
19. Специфика и возможности применения методов анализа торговых точек.
20. Кабинетные исследования: история возникновения.
21. Разновидности кабинетных исследований.
22. Специфика и возможности применения кабинетных исследований.
23. Психографическая сегментация рынка: сущность феномена.
24. Брендинг как элемент стратегического планирования.
25. Брендинг: сущность и этапы проведения.
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине
5.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.
Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине являются зачеты в третьем и четвертом семестрах и экзамен в пятом, которые проводятся вустной форме.
5.2 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Код компетенции | Содержание компетенции | Компоненты компетенции, степень их освоения | Результаты обучения |
ПК-1 | владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды |
Уметь: проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры | |||
Владеть: навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач | |||
ПК-2 | владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы разрешения конфликтных ситуаций |
Уметь: проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации на основе современных технологий управления персоналом | |||
Владеть: различными способами разрешения конфликтных ситуаций | |||
ПК-3 | владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы проведения стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности |
Уметь: проводить стратегический анализ, разработку и осуществление стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | |||
Владеть: навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности | |||
ПК-5 | способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется полностью | Знать: методические основы разработки управленческих решений |
Уметь: анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний | |||
Владеть: практическими навыками функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений | |||
ПК-6 | способность участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: методические основы управления проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений |
Уметь: управлять проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений | |||
Владеть: практическими навыками управления проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений | |||
ПК-8 | владение навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций при внедрении технологических, продуктовых инноваций или организационных изменений | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций |
Уметь: документально оформлять решения в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций | |||
Владеть: навыками документального оформления решений в управлении операционной (производственной) деятельности организаций | |||
ПК-9 | способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы проведения анализа поведения потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций |
Уметь: оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций | |||
Владеть: практическими навыками проведения анализа поведения потребителей и оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций | |||
ПК-10 | владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется полностью | Знать: теоретические основы проведения количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений |
Уметь: проводить количественный и качественный анализ информации при принятии управленческих решений | |||
Владеть: навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений | |||
ПК-11 | владение навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы проведения анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации, ведения баз данных |
Уметь: вести базы данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов | |||
Владеть: навыками анализа информации о функционировании системы внутреннего документооборота организации | |||
ПК-17 | способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется частично | Знать: теоретические основы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности |
Уметь: выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели | |||
Владеть: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели |