Тенденции в маркетинге продовольствия

Анализ мировой практики маркетинга продовольствия позволяет сформулировать определенные тенденции, характерные для его развития. Они связаны с процессом адаптации пищевой промышленности к изменяющимся условиям рынка и новым технологиям, с конкурентной борьбой на продовольственном рынке, государственным регулированием производства и распределения сельскохозяйственной продукции, другими факторами.

Традиционно деятельность различных компаний и организаций в каналах маркетинга регулировалась механизмом рыночных цен. В настоящее время по многим каналам маркетинга эта деятельность должна регулироваться более четко. Например, получают распространение закупки у производителей скота и птицы на контрактной основе, координирующим механизмом в этом случае становятся контракты между пищевой промышленностью и крупными компаниями розничной торговли. Для сельскохозяйственного маркетинга характерна вертикальная интеграция, которая часто перерастает рамки одной страны.

Во многих отраслях системы маркетинга продовольствия функционирует небольшое число сверхкрупных фирм. Такая концентрация и связанная с ней централизация являются предметом озабоченности как фермеров, так и потребителей, которые в большинстве случаев выступают на рынке индивидуально. Несомненно, крупные организации могут оказаться более эффективными, однако во многих странах, в частности в США, население испытывает определенное недоверие к сосредоточению экономической мощи в одних руках.

Интеграция и диверсификация представляют две взаимосвязанные тенденции в маркетинге. Транснациональные продовольственные компании и конгломераты изменяют характер конкуренции на рынке продовольствия. Наблюдаются также тенденции к слиянию однородных компаний и совмещению различных уровней и функций маркетинга в пределах одной компании. В отдельных отраслях маркетинговые решения, принимаемые крупными фирмами, непосредственно влияют на вопросы производства, поскольку фермеру-производителю приходится делать выбор между свободой и независимостью, с одной стороны, и более высокими ценами реализации продукции — с другой.

Меняется и структура потоков продовольствия по каналам маркетинга. Децентрализованный маркетинг постепенно вытесняет традиционные централизованные продовольственные рынки, которые в прошлом играли важную роль в ценообразовании, стандартизации и обмене продуктов. В результате расширяются прямые торговые связи фермеров с крупными оптовиками, которые, в свою очередь, пытаются контролировать потоки продукции и ее качество.

Растет разрыв между производителями продукции и системой продовольственного маркетинга. Несмотря на их взаимозависимость, громадные размеры этих двух секторов не способствуют эффективному партнерству. В этих условиях встает вопрос о выживаемости индивидуальной фермы в изменяющейся среде продовольственного рынка.

Некоторые специалисты считают, что в перспективе фермерские хозяйства по объему операций, производственным мощностям и рыночной ориентации достигнут уровня ведущих продовольственных корпораций. Другие, напротив, видят решение проблемы в дроблении корпораций на более мелкие фирмы, что обеспечит равноправие всех участников рынка. Существует также мнение, что для укрепления позиций индивидуальных производителей на рынке следует поощрять коллективную деятельность фермеров в рамках кооперативов, торговых ассоциаций и других организаций.

В изменяющихся условиях возрастает роль информационных служб, призванных своевременно донести до фермеров качественную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Фермеры также нуждаются в периодических образовательных программах, где они могли бы узнать о новых альтернативах и возможностях.

Серьезное влияние на процессы, происходящие в пищевой промышленности, оказывает движение потребителей. Очевидно, что в будущем многие важные вопросы продовольственной политики будут решаться при более широком участии общественности.

ТЕМА 9: СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА

Наши рекомендации