Предоставление сопутствующих услуг.
Особенности заключения договора.
Оказывать сопутствующие услуги в туризме можно по договору возмездного оказания услуг или по агентскому договору. Если компания оказывает туристские услуги в качестве агента, например, при организации индивидуальных экскурсий, то в этом случае необходимо соблюдать требования, предъявляемые к подобным договорам. Турагент взаимодействует с туроператором на основе ряда договоров (договора поручения, комиссии агентского договора). Наиболее распространенным вариантом отношений туроператоров и турагентов является агентирование. В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (в этом случае договор близок к договору комиссии) либо от имени и за счет принципала (в этом случае договор близок к договору поручения). Договор с туристом может быть заключен турагентом от собственного имени либо от имени туроператора, чей продукт турагент реализует и чьи интересы он представляет. Но, как правило, турагент действует от собственного имени. В этом случае помимо полного и сокращенного своего наименования, почтового и фактического адреса турагент должен указать в договоре информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу услуги по договору, является туроператор. Если компания не оказывает услуги туристам, а, например, продает им специализированную литературу или занимается переводческой деятельностью, то в этом случае можно заключить договор возмездного оказания услуг. По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги ( п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ ). Существенными условиями являются те, которые определяют конкретный вид оказываемой услуги. Не является существенным условие о цене оказываемых услуг. При отсутствии в договоре такого условия цена определяется по правилам пункта 3 статьи 424 Гражданского кодекса РФ ( п. 54 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 года ).
Денежные расчеты
Сопутствующие услуги могут оплачиваться как по безналичному, так и по наличному расчету Для расчетов между физическим и юридическим лицом лимит наличных расчетов не установлен .Если расчеты осуществляются между юридическими лицами, лимит по ним – 100 000 руб. ( Указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У ). При этом в настоящее время компании стараются применять новые формы расчетов, например, принимать оплату: - с помощью международной платежной системы Рay Рal; - через терминалы оплаты; - по кредитным картам. Часто используются различные маркетинговые ходы, когда продаются специальные подарочные карты на индивидуальные экскурсии, предоставляются скидки на последующие услуги компаний.
Система налогообложения
Компании, оказывающие сопутствующие услуги в туризме, могут выбрать как общий режим налогообложения, так и специальный – применять упрощенную систему налогообложения. По общему правилу упрощенная система налогообложения является более выгодной поскольку предполагает уплату меньшего количества налогов. Вместе с тем возможны следующие налоговые риски. Так, если компания предоставляет скидки, следует помнить, что они не упомянуты в исчерпывающем перечне расходов, которые могут быть признаны при такой системе налогообложения ( п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ ). А если организация помимо основной деятельности оказывает клиентам различные сопутствующие услуги, в том числе реализует туристскую литературу, например альбомы-путеводители, их стоимость включается в состав расходов по правилам, установленным для признания расходов на товары. В этой связи, выбирая ту или иную систему налогообложения, необходимо: - взвесить предполагаемые доходы и расходы компании; - рассмотреть, какую систему налогообложения применяют контрагенты; - предусмотреть возможные риски, связанные с признанием расходов на упрощенной системе налогообложения.
Подводные камни при оказании сопутствующих услуг
При реализации сопутствующих услуг следует помнить, что при работе с физическими и юридическими лицами могут возникнуть различные риски. Прежде всего эти риски связаны с тем, что услуги не оказаны надлежащим образом. В этом случае клиенты могут обратиться в суд, и уже он будет решать, на чьей стороне правда. Для снижения возможных рисков можно порекомендовать: - разграничивать в договорах с юридическими и физическими лицами меры ответственности за оказываемые услуги; - определять четко, какая сопутствующая услуга оказывается; - определять возможные штрафные санкции в случае нарушения компанией своих обязательств; - при заключении договоров с третьими лицами привлекать их к субсидиарной ответственности. Возможны также риски споров с налоговыми органами. В качестве примера можно назвать постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 г. № А72-9330/2011. В ходе проверки налоговым органом установлен факт занижения дохода заявителя, полученного от осуществляемой турагентской деятельности и подлежащего налогообложению в соответствии со статьями 346.15 и 346.18 Налогового кодекса РФ. Обжалуя решение налогового органа, заявитель ссылается на то, что налоговый орган ошибочно не принял во внимание его расходы (расходно-кассовые ордера, выписанные в процессе бронирования тура на скидки клиентам, уменьшающие стоимость туров). Доводы заявителя отклонены судом. Поскольку по результатам проведенной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 346.15, пункта 1 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ неверно определен состав доходов при исчислении налоговой базы по упрощенной системе налогообложения за 2008, 2009 годы. Таким образом, оказывая сопутствующие услуги, следует правильно определять доходы на основании первичных документов и условий договоров.
ПК 3.4.