Основные элементы окружающей среды фирмы.
Маркетинговая среда фирмы – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы, влияющих на ее стратегию и не поддающихся непосредственному контролю с ее стороны.
Всю эту совокупность представляют три вида сред: микро-, медиа-, макросреда.
Микросреда фирмы. К микросреде относится ближайшее окружение фирмы в лице поставщиков, посредников, конкурентов и клиентуры.
Поставщики – это независимые от данной фирмы предприятия, осуществляющие поставки сырья, оборудования, комплектующих изделий, расходных материалов и т. д.
Посредники – это организации или отдельные лица, помогающие данной фирме распределять и сбывать ее продукцию, а также распространять информацию о продукции и о самой фирме.
Конкуренты – это фирмы, производящие такую же или аналогичную продукцию и продвигающие ее на тех же рынках, что и данная фирма.
Клиентура – это физические и юридические лица, которые являются потребителями продукции данной фирмы. Это могут быть индивидуальные потребители, семьи, представители производственных и торговых предприятий, государственных и общественных учреждений и т. д. Все они могут выступать на пяти клиентурных рынков:
- потребительский рынок – представляет отдельных лиц и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
- рынок производителей – представляет организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства других товаров и услуг;
- рынок промежуточных продавцов – представляет организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с целью получения прибыли для себя;
- рынок государственных учреждений – представляет государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для их последующего использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;
- международный рынок – представляет покупателей за пределами страны, включая зарубежных потребителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Медиасреда фирмы. Включает несколько групп контактных аудиторий, под которыми понимаются любые группы лиц, проявляющих интерес к деятельности фирмы и способных влиять на ее возможности в достижении поставленных целей.
С точки зрения отношения к фирме выделяют следующие контактные аудитории:
- благотворные, оказывающиеся полезными фирме (консультанты, поставщики);
- искомые, чьей заинтересованности фирма активно ищет (потребители, банковские структуры, СМИ);
- нежелательные, интереса которых фирма старается не привлекать, но вынуждена с ними считаться, когда этот интерес проявляется (организации по защите прав потребителей, криминальные группы).
С точки зрения профессиональной деятельности, социального статуса выделяют следующие контактные аудитории:
- внутренние контактные аудитории – персонал фирмы, акционеры, профсоюз, добровольные помощники, совет директоров;
- местные контактные аудитории – местные жители, товарищества собственников жилья, советы ветеранов, спортивные общества и клубы;
- финансовые круги – в лице банковских служащих, аудиторов, кредиторов, финансистов, инвесторов, которые оказывают влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом, необходимым для успешного функционирования фирмы;
- контактные аудитории государственных учреждений – чиновники государственных ведомств, работники налоговых и статистических органов, государственных социальных фондов, службы МЧС, СЭС;
- гражданские группы действий – активисты экологического движения, потребительских ассоциаций, представители национальных меньшинств, движения за здоровый образ жизни;
- контактные аудитории СМИ – сотрудники газет и журналов, рекламных издательств, информационных и аналитических агентств, радиостанций и телеканалов, позволяющие выходить на остальные контактные аудитории;
- контактные аудитории широкой публики – круг людей, к мнению которых прислушиваются другие люди и которые могут способствовать созданию благоприятного образа фирмы в глазах широкой публики (звезды шоу-бизнеса, известные политики, спортсмены, артисты).
Макросреда фирмы.Включает следующие группы факторов:
- демографические: общая численность населения, возрастно-половой состав, показатели рождаемости и смертности, продолжительности жизни, уровень здоровья населения;
- социально-экономические: социальное положение населения, уровень доходов, профессиональный состав;
- политические: наличие политических партий, движений, объединений, нормативно-правовая среда, лоббистская деятельность;
- природно-географические: наличие полезных ископаемых, природно-климатические зоны;
- научно-технические: уровень развития НТП, использование новых технологий, уровень затрат на инновационную деятельность;
- культурно-исторические: национальные традиции, наличие религиозных конфессий, достижения в области культуры.