Реклама как объект психологического анализа
Всё определяется природою потребности.
Дени Дидро
Прежде всего нам необходимо выяснить, что такое реклама с точки зрения психологии, то есть какую основную функцию она выполняет (или не выполняет) в том мире, в котором живет и действует конкретный человек — потенциальный потребитель рекламы, создаваемых ею образов товаров и самих товаров.
Основным психологическим понятием, на которое следует опираться в понимании психологической сущности рекламного воздействия, является понятие потребности.
Потребность — это явно или неявно испытываемая нужда, выступающая источником активности. Все мыслимые и немыслимые потребности человека можно разделить на две основные группы.
Первичные (или базовые), вытекающие из самой человеческой сущности:
• потребность в защищенности (в очень широком смысле слова, включающем в себя потребность в безопасности и комфорте, сытости и тепле, удовольствии и удобстве и т. д.);
• потребность в самореализации (тоже в очень широком смысле слова, включающем стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, к утверждению себя в собственных глазах и своего места среди других людей.
Вторичные (или социализированные) — порожденные объективными условиями и обстоятельствами жизни человека в определенное время, в определенном месте и среди определенных людей.
Конечно, такое разделение весьма условно. Реальные потребности человека являются «многослойными» и взаимовлияющими друг на друга. И первичные и вторичные потребности могут быть и материальными (товарными), и идеальными (духовными), и постоянными, и кратковременными, они могут самим человеком осознаваться или не осознаваться, но они есть всегда, в любое время и при любых обстоятельствах. Потребности переживаются человеком в форме эмоционально окрашенных желаний, стремлений и влечений. В каждый момент жизни конкретная потребность может существовать только в форме мотива, который, собственно, и определяет содержание и направленность действий и поступков человека, поскольку мотив одновременно имеет две стороны:
содержательную (желательность) и действенную (побуждение).
Безусловно, в один и тот же момент времени у человека может быть очень много различных потребностей и мотивов, а потому они как бы одновременно сосуществуют в форме соподчинения, в форме некой иерархии: какая-то потребность является более актуальной (то есть более важной, главенствующей, необходимой), какая-то занимает подчиненное положение и т. д. Эта иерархия является динамичной, подвижной: потребность, которая была «внизу», может стать наиболее актуальной, а та, которая доминировала, может отойти на второй, или на Двадцать пятый, план.
Можно много и долго говорить о том, что в каждой актуальной потребности конкретного человека заложено определенное соотношение желательности и необходимости. «Сколько же есть на свете вещей, без которых можно жить!» — восклицал Сократ, и он был абсолютно прав. Но общепринятое и повсеместно употребляемое сейчас понятие качества жизни как раз и определяется через показатель отношения базовых (первичных) актуальных потребностей к социализированным (вторичным) актуальным потребностям. Если показатель этот больше единицы, то качество жизни расценивается как низкое, поскольку это означает, что не удовлетворены базовые потребности, без удовлетворения которых физическое или психическое благополучие человека оказывается под угрозой. Чем меньше единицы этот условный показатель, то есть чем более актуальны для человека потребности вторичные, — тем выше качество его жизни.
При этом сами мотивы и потребности нами, как правило, не осознаются или осознаются лишь частично. Некоторые исследователи считают, что неосознаваемыми или малоосознаваемыми являются до 90 процентов мотивов и до 70 — потребностей. Обычно в быту, в повседневной жизни, говорят об осознанности чего-либо в следующих случаях:
а) человек может логически установить взаимосвязь каких-то явлений или вещей;
б) подразумевается намеренность или спланированность совершенного действия или произвольность и последовательность мысли, приведшей к какому-то выводу.
А понятие «неосознанное» применяется в обыденной жизни в следующих смыслах:
а) как указание на отсутствие информации о причинах, приведших к собственному действию («я сделал это неосознанно, сам не знаю, почему»);
б) как указание на непродуманность действий («я сделал это, не подумав, не продумав всего до конца»);
в) как указание на отсутствие умысла или намерения («я не знал, что так получится, я об этом не думал»).
Человек может осознавать свои мысли, но он, как правило, не осознает ту «механику», которая их обеспечивает, те истинные мотивы, которые на самом деле толкнули его на совершение того или иного действия. Почему пришла именно эта мысль, на каких неосознаваемых образах и операциях построен тот или иной вывод или принято то или иное решение, почему совершена та или иная покупка? В лучшем случае человек может предоставить мотивировку, то есть рациональное объяснение своих побуждений и действий. Насколько эта мотивировка совпадает с истинным мотивом? Настолько, насколько этот истинный мотив может осознаваться человеком.
Но независимо от того, осознаются или не осознаются актуальные мотивы и потребности, они всегда эмоционально переживаются. Переживаются как чувство неудовлетворенности чем-то, нехватки чего-то, несоответствия между тем, что есть, и тем, что хотелось бы иметь. Человек не всегда знает и не всегда четко осознает — чего же именно он хочет и что именно позволит ему удовлетворить свою нужду Но эти актуальные потребности таким образом настраивают все психические процессы и функции, что приводят их в повышенную готовность к восприятию той информации, которая может иметь отношение к удовлетворению потребности.
И вдруг... человек узнает о том, что существует нечто, позволяющее ему реализовать свою актуальную потребность. Психологи называют это «опредмечиванием потребности» или «встречей потребности со своим предметом».
Так вот, реклама — это один из возможных посредников между потребностью и тем предметом, который мог бы ее удовлетворить.
Кстати, нелишне обратить внимание на тот факт, что слова «потребность» и «потребитель» имеют общий корень и являются родственными.
Есть «потребность — реклама» может сыграть свою посредническую роль и, приобретя товар, человек испытает такое удовольствие от рекламы и от покупки, степень которого зависит от степени соответствия между испытываемой потребностью и полученной реальностью.
Если нет потребности — реклама не заставит человека купить рекламируемый товар.
Если рекламируемый товар не может удовлетворить имеющуюся потребность — реклама не заставит человека сделать покупку.
Но что же тогда может реклама?
Во-первых, в определенных обстоятельствах и ситуациях она способна совершенно незаметно для самого человека на основе целого ряда психологических механизмов формировать новые потребности, а также неосознаваемо влиять на такие аспекты человеческой жизни, как ценностные предпочтения, социальные установки, стилевые особенности поведения и восприятия других людей. Поэтому реклама может формировать будущие, потенциальные потребности человека, предвосхищая и направляя ихао чем наш разговор пойдет в последних главах этой книги. Как написала когда-то рекламная газета «Адвертайзинг Эйдж», только «в очень редких случаях люди действительно знают, чего они хотят, даже если и говорят, что знают. И потому одна из функций рекламы — помочь человеку разобраться в своих желаниях». То есть реклама может служить своеобразным модератором — проводником новых идей, образов и понятий.
А во-вторых, наиболее для нас сейчас существенным является тот факт, что нет товара, который был бы предметом, удовлетворяющим одну и только одну потребность. Разве мы приобретаем товары лишь для себя? Мы ведь можем их покупать и в подарок, и для продажи, и для каких-то других промежуточных или конечных целей. Разве, покупая, допустим, вино, мы стремимся лишь утолить жажду? Разве, покупая автомобиль, мы покупаем только средство передвижения?
Так, в рекламе зубных паст обычно демонстрируются преимущества той или иной пасты в степени отбеливания зубной эмали или в деле уничтожения микробов, вызывающих кариес, то есть ее косметически-гигиенический аспект. Но ведь множество людей чистят зубы раз в день, по утрам, то есть именно после того, как в течение ночи успели разложиться остатки пищи, ради удаления которых как раз и используют пасту. Исследование этой, на первый взгляд, несуразной привычки показало, что эти люди очищают утром рот, для того чтобы избавиться от неприятного запаха, появившегося за ночь. То есть потребностью, побуждающей к покупке той или иной пасты, для этих людей являются ее вкусовые, а не профилактические свойства. Значит, реклама зубной пасты может в числе прочих «опредмечивать» и эту потребность покупателей.
Зачем люди покупают холодильники? С экономической точки зрения эта покупка далеко не всегда оправданна, ведь если подсчитать стоимость холодильника, стоимость потребляемой энергии и продуктов, выбрасываемых, когда они «залежались про запас», затраты по уходу за ним и по возможному ремонту — оказывается, что покупка холодильника для многих бессмысленна: выгоднее и полезнее покупать продукты в количестве, не требующем длительного хранения, и использовать их в свежем виде.
Однако психологи американского рекламного агентства «Вейс и Геллер» обратили внимание на то интересное обстоятельство, что в Америке холодильники стали особенно популярны во время Второй мировой войны, когда люди чувствовали беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне, тревогу о том, что они не смогут завтра накормить своих детей. И психологи агентства пришли к выводу, что «для многих людей холодильники представляют собой гарантию того, ;;то дома всегда будет еда, а еда в доме — ''•-о символ покоя, тепла, безопасности». В своей рекламной кампании агентство опиралось на эти мотивы и установки, представляя потребителям холодильник как «замороженную пристань безопасности». И по сей день остается правильным расчет, что люди, не уверенные в будущем, стремятся к тому, чтобы в доме всегда было еды больше, чем они в состоянии съесть. А это значит, что реклама холодильников и других товаров и сейчас в числе прочих может «опредмечивать» потребности таких людей.
Человеческие действия и предпочтения могут направляться и такими потребностями, которые, казалось бы, в самом объекте предпочтений никак не заложены.
В Тайбее (Тайвань) сотрудники университетского отдела экономии ресурсов проводили многолетнюю кампанию по привлечению сотрудников предприятий к собиранию отходов (вторичного сырья) для их последующей переработки. Кампания шла с переменным успехом до тех пор, пока психологи того же университета не предложили «сместить в призывах акцент с бережливости на активность». Дело в том, что у большинства сотрудников предприятий они не обнаружили выраженной потребности в бережливости и наличия внутреннего мотива собирания отходов своего производства. Психологи отметили, что этот процесс не приносит таким людям никакого внутреннего удовлетворения, а потому призывы к экономии и бережливости были заменены плакатами «Не пожалей сил и времени на сбор отходов на своем рабочем месте — и ты будешь доволен собой». Результативность резко повысилась, и эта форма плаката была распространена в 1994 году по всему Тайваню.
А низкий уровень сбыта полуфабрикатов для выпечки печенья побудил канадских исследователей в области психологии рекламы к изучению тех причин, по которым основные потребители — женщины — не покупали эти готовые смеси. Оказалось, что большинство женщин негативно воспринимали инструкцию на упаковке полуфабрикатов «не добавлять молоко, добавить только воду». Они не подчинялись этой инструкции, воспринимая ее как посягательство на свои творческие кулинарные возможности, и добавляли молоко. А когда тесто из-за этого перегружалось кальцием и не всходило — обвиняли в этом качество полуфабриката и больше его не покупали. Когда психологи исследовали мотивы такого поведения, хозяйки заявляли: »Что же это за тесто, если в него надо только налить воды из крана?». Значит, пришли к выводу исследователи, надо оставить женщинам простор для творчества, убедить их, что смесь действительно несовершенна, а им «нужно к ней творчески подойти».
По этому же принципу в дальнейшем удалось организовать сбыт многих товаров, не пользовавшихся ранее спросом: реклама их была перестроена в таком направлении, чтобы убедить покупателей в необходимости реализовать при использовании товара свою выдумку, сообразительность и творческий потенциал.
Два последних примера позволяют сформулировать один из законов рекламного воздействия. Та потребность, которую непосродственно удовлетворяет товар, - это почти всегда потребность социализированная, вторичная (сохранение продуктов, вкусное печенье). Но формируемый рекламой образ товара должен быть как-то адресован и к какой-нибудь из первичных, базовых потребностей (в приведенных примерах — уверенность в защищенности семьи, стремление к творческой самореализации).
Поэтому реклама товара, который удовлетворяет потребность вторичную, довольно часто строится на адресации к потребности первичной в расчете на то, что это даст наибольший эффект. К примеру, слоган (рекламный лозунг) телефонной компании АТ&Т гласит: «Мы объединяем семьи!». Но при этом он, увы, никак не адресован к той прямой и непосредственной потребности, которая удовлетворяется именно телефонной связью: о потребности в информации, общении и контактах с другими людьми в нем попросту ничего не говорится, и потому вряд ли этот слоган может эффективно рекламировать такой вид товара, как услуги связи. А вот слоган «Мягче нужно к себе относиться», рекламирующий средства гигиены фирмы Ьо1и5 (салфетки и туалетная бумага), может быть признан весьма удачным, поскольку адресуется не только к первичной потребности (забота о себе, о собственном удобстве и т. п.), но и неизменно вызывает улыбку, апеллируя еще и к чувству юмора. Прекрасным примером объединения в слогане первичной и вторичной потребностей, удовлетворяемых товаром, является слоган, рекламирующий персональные сейфы: «Сумейте сохранить все, что Вам дорого!».
В любом случае в эффективной рекламе желателен двойной контекст, который может быть явным или скрытым, но который должен ев- бывать между собой первичные и вторичгче потребности, «опредмеченные» в товаре посредством рекламы. Скрытый контекст является на самом деле более действенным, поскольку он меньше доступен сознательной оценке, а потому воспринимается без рациональной переработки и критического отношения. Способы подачи такого двойного контекста могут быть любыми:
например, закадровый шум прибоя при рекламе автомобиля вызывает неосознаваемую ассоциацию с морем, символизирующим силу и постоянство; использование старинного шрифта при написании названия на этикетке вина является скрытым контекстом, оживляющим воспоминания о давних семейных торжествах, о вине, которое «могла пить еще моя бабушка», и незаметно связывающим в сознании человека сорт рекламируемого вина с дорогими его сердцу давними воспоминаниями.
Задание 1: Постарайтесь с этой точки зрения сравнить и проанализировать рекламные девизы двух авиакомпаний: пресловутое «Летайте самолетами «Аэрофлота!» и «Летайте в ласковом небе «Юнайтед!». Оба эти слогана созданы примерно в одно и то же время и остаются неизменными в рекламах обеих авиакомпаний уже несколько десятков лет.
Одним словом, надо стремиться к тому, чтобы в образе товара соединялись различные психологические ценности, чтобы в товаре были «опредмечены» различные потенциальные потребности потребителей рекламы. Так, дом, в котором живет человек, в психологическом понимании вовсе не то место, где он непосредственно проживает, а то, где он может реализовать свои актуальные потребности в защищенности, комфорте, тишине, релаксации, а также какие-то свои эстетические, поведенческие и даже философские предпочтения. Все это может и должно быть использовано в рекламе и самого дома, и мебели, и стройматериалов, и всего прочего, что с домом связано.
Еще одним примером такого подхода можно считать успешно проведенную одной немецкой кондитерской фирмой рекламную акцию, направленную на усиление побудительного компонента образа товара. Очень дорогие конфеты, успевшие уже завоевать популярность у состоятельных покупателей, стали продаваться в дешевых картонных коробках и, соответственно, по более низкой цене, что позволяло таким покупателям сэкономить деньги (а для состоятельных людей этот мотив к и менее актуален, а зачастую даже более значим, чем для малообеспеченных); а дешевые конфеты стали упаковывать в дорогие металлические коробки, что увеличило их стоимость, но они стали намного охотнее раскупаться именно малообеспеченными людьми, поскольку экономные хозяйки покупали при этом не только конфеты, но и удобные для использования в хозяйстве коробки.
Короче говоря, для потребителей главным оказывается не то, что производитель «закладывает» в товар, а то, что они из него извлекают. Как остроумно заметил классик рекламного дела Теодор Левитт, «потребитель покупает не сверла диаметром в четверть дюйма, а отверстия того же диаметра».
Задание 2: Одним из ведущих мотивов, которыми руководствуется человек при выборе того или иного банка, является мотив доверия к той или иной финансовой организации. Естественно, что банковские структуры активно задействуют этот мотив в своих рекламах. Попробуйте определить, который из слоганов трех украинских банков является с вашей точки зрения наиболее эффективным:
1. «Доверие, завоеванное временем»;
2. «Мы отвечаем за тех, кто нам доверяет»;
3. «Доверяйте тем, кого хорошо знаете».
Очень важно, чтобы опредмечиваемые рекламой потребности не противоречили друг другу, а органично сочетались в образе товара, делая его более привлекательным для как можно большего числа людей. Несочетаемость разных потребностей, удовлетворяемых одним и тем же товаром, может привести к неожиданной негативной реакции на товар и к падению спроса на него, как это и произошло с рекламой одного из сортов немецкого пива, которая одновременно подчеркивала, что пиво - традиционный и древнейший из любимых напитков человечества, а данный сорт пива является низкокалорийным и потому особо привлекательным для тех, кто страдает избыточным весом. Неожиданное падение спроса именно на этот сорт пива привело к необходимости специального исследования воздействия такого рекламного сообщения. Оказалось, что акцент на древности и традиционности напитка связывался в представлениях людей с радостью и бодростью, вызывал ассоциации с плодородием, здоровьем и процветанием, а одновременное указание на его низкую калорийность и избыточный вес любителей этого напитка — вызывало представления о необходимости самоограничения, диетах, болезнях и прочих непривлекательных вещах. Образ товара оказывался противоречивым и ни одна из потенциальных потребностей в нем не «опредмечивалась».
По тем же причинам оказалась антирекламой такая акция одной из страховых компаний, которая призывала людей «приобрести бессмертие», застраховав свою жизнь, и напоминала им при этом об уходящих годах и «остатке жизни», да еще и подавала рекламный текст о страховых услугах голосом ребенка, с образом которого представления о смерти и бренности существования вообще не должны быть связаны.
Способность образа товара воплощать в себе разноплановые потребности может быть использована и с большей пользой, чем та, что достигается простым суммированием этих потребностей в рамках одного рекламного сообщения. Так, к примеру, итальянскими психологами было выяснено, что желание человека сходить в кафе или в бар и принять там рюмочку-другую может быть продиктовано тремя основными мотивами, причем у каждого человека, будь то мужчина или женщина, один из трех всегда является главенствующим. Одним алкоголь позволяет стать более уверенными в себе, для других он служит средством расширения границ общения и удовлетворяет их нереализованную потребность в контактах с другими людьми, а третьим он позволяет отвлечься от повседневной домашней рутины и немного развлечься. Соответственно были созданы три разных по сюжету и по «опредмечен-ной» потребности видеоролика, рекламирующих одно из многочисленных небольших кафе в Милане. Спустя некоторое время, посещаемость этого кафе превысила все ожидания рекламодателей: каждый из потенциальных посетителей за это время успел посмотреть все три ролика, демонстрируемых в популярной телепрограмме, но каждый среагировал именно на «свой» сюжет, рекламирующий удовлетворение именно его потребности. Если бы вместо трех телероликов по 15 секунд каждый демонстрировался только один ролик длиной в 45 секунд (или один длиной в 15 секунд, но в три раза чаще), то затраты рекламодателей были бы теми же, а вот эффективность рекламы была бы в три раза ниже.*
Задание 3: Постарайтесь определить, какими (и сколькими) различными главенствующими мотивами могут руководствоваться люди, которые:
а) пьют фруктовые и овощные соки;
б) ездят междугородними автобусами;
в) посещают танцевальные вечера и дискотеки.
Мотивами, побуждающими человека к совершению того или иного действия, могут быть не только потребности в получении каких-то вещей или в достижении каких-то положительных эмоциональных состояний. Людьми могут также руководить желания избежать каких-то неприятных состояний или нежелательных последствий. Велик соблазн строить рекламу на создании у человека чувства вины или ощущения ущербности, что вольно или невольно позволяют себе многие рекламисты. Самый простой и незамысловатый путь — внушать людям, что если они не пользуются определенного сорта жевательной резинкой, то у них непременно возникнет кариес; что если женщины не будут использовать прокладки определенной фирмы - то у них возникнет чувство дискомфорта и неуверенности; утверждать, что только владельцы автомобилей определенной марки могут считать себя надежно защищенными от аварий; что если ребенок не будет регулярно принимать витамины такой-то фармацевтической компании — он не сможет вырасти крепким и здоровым; что только дети, которые пробовали конфеты определенного сорта, могут быть по-настоящему счастливы и т. д. Строить рекламу подобным образом проще всего. Но подобные рекламные сообщения, использующие мотивы избегания неудач или неприятностей, адресованные к чувствам вины и тревоги или к ощущению несостоятельности человека, во-первых, не всегда в ладах с истиной, во-вторых, не в ладах с этикой, в-третьих, противоречат правовым нормам рекламной практики, а в-четвертых (и речь об этом еще впереди, в пятой главе), не могут быть по-настоящему эффективными.
Но возможно другое. Можно строить рекламу именно на смягчении чувства вины, как, например, одна фирма-производитель зубных паст. Оценив то, что рекламы этих средств строятся, в основном, на внушении беспокойства за состояние своих зубов, эта фирма значительно преуспела, прибегнув в своей рекламе к заявлению, что предлагаемая новая паста хороша даже для тех, кто не может по каким-то причинам регулярно чистить зубы. А английские рекламисты, оценив значение акцента в рекламе на смягчении чувства вины у потенциальных потребителей, думают сейчас о новой концепции рекламы шоколада и шоколадных конфет, необходимость в которой возникла, после того как в 1997 году завершилось исследование, заключительный отчет о котором имел нетривиальное название «Шоколадные наркоманы: безответная любовь». Оказывается, может существовать чрезмерное пристрастие к шоколаду вследствие того, что его химический состав способен облегчать дисфорические (мрачные, подавленные, раздражительные) состояния. Постоянные потребители больших количеств шоколада — «шоколадные наркоманы» — имеют, оказывается, определенные психологические особенности, отличающие их от обычных любителей сладкого: повышенное чувство вины, недовольство своей фигурой, склонности к расстройствам пищевого поведения вообще. Меньше шоколада они все равно есть не станут, но как сделать с помощью рекламы, чтобы они испытывали меньше отрицательных эмоций, реализуя свою страсть? В частности, уже есть предложение выпускать маленькие плиточные конфетки или шоколадки в виде грозди, которые можно есть маленькими кусочками, и при этом не будет видно, сколько уже съедено.
Как говорят, Лео Барнетт, руководитель известнейшего в 60-е годы американского рекламного агентства, повесил в комнате своих младших сотрудников плакат со следующим напоминанием:
«Хорошая реклама возвышает, а не унижает. Одобряет, а не винит. Дарит, а не отбирает».
О том, что именно реклама может подарить человеку, мы будем говорить впереди, рассматривая ее коммуникативные функции. Пока же для нас важно то, что она может подарить возможность «опредмечивания» какой-то из актуальных потребностей.
Потребности, реализуемые человеком посредством определенного товара, должны буквально «пронизывать» формируемый рекламой образ. Желательно, чтобы именно они являлись тем «якорем», который, будучи надежно закрепленным, привлечет внимание, облегчит восприятие, вызовет интерес и сохранит в памяти образ товара. Наиболее эффективно использовать в качестве таких «якорей» какие-то ключевые слова, фразы-слоганы, символы и знаки, которые в прямом, косвенном или символическом виде могли бы отражать овеществленную в товаре потребность и выделять товар среди всех ему подобных. Они должны как бы «яко-рить» имеющуюся актуальную или потенциальную потребность на данном товаре. Они же могут со временем стать своеобразными паролями, при употреблении которых сначала появляется, а на последующих этапах рекламной кампании фиксируется полный образ товара, с тем чтобы в дальнейшем для развертки этого образа в памяти и в сознании было достаточно одного только якоря или пароля.
В основном в качестве якорей выступают опознавательные маркировки фирмы-производителя или некие символы, представляющие конкретный товар, — то есть товарные марки и товарные знаки. Чаще всего эту роль играют слоганы, логотипы, шрифты, характерные музыкальные аккорды и тому подобное. А паролями могут быть само название товара или фирмы, постоянный персонаж рекламной кампании, и даже специфические места подачи рекламы, а также многое другое. На самом деле якорем или паролем могут служить любые изобразительные и словесные элементы или их совокупности. Примеры наиболее известных якорей и паролей — это любые постоянно используемые (и зарегистрированные) фирменные цвета, шрифты, эмблемы-логотипы или музыкально-звуковые последовательности. Это изображение распростертого в прыжке животного но товарах фирмы «Рита», это стилизованное изображение гнезда с птенцами на продуктах фирмы «МекИе» или фирменный дизайн бутылки «Кока-Колы», это фиксированные звуковые последовательности, такие как музыкальная фраза и звонкое постукивание ложки о чашку в фирменных аудио- или видеорекламах растворимого кофе «МезсаГе», характерный щелчок зажигалки в рекламах компании «21рро» или специфическая тембровая аранжировка фразы «Это — §опу!». А для фирмы Ас11с1а5 ими являются и трилистник, и лихая рожица со вставшими дыбом волосами, и характерное шрифтовое исполнение фирменной надписи... К сожалению, в отечественной рекламе очень мало по-настоящему удачных якорей и паролей. Даже беглый анализ рекламы, представленной в основных рекламоносителях — ту газетах, журналах и радио — показывает, что 60 процентов (а в газетах и на радио — все 80 процентов) рекламных сообщений их вообще не содержат. Это означает, что примерно 3 из каждых 5 рекламных кампаний, скорее всего, следует отнести к той рекламе, которую на жаргоне американских рекламных агентств называют «витринной рекламой».
Задание4: Попробуйте применить представления и сведения, почерпнутые из предыдущих страниц, стать на какое-то время экспертами рекламной продукции и непредвзято оценить эффективность психологического воздействия слоганов известнейших фирм-производителей бытовой техники. Эти слоганы приведены в случайном порядке, а вместо названий фирм всюду подставлен знак X, то есть буква «икс», хотя названия фирм безусловно будут всплывать в памяти во время оценивания. Но старайтесь подойти к оценке непредвзято, оценивая только слоганы и помня о том, что рекламируется бытовая техника:
—* Х — экономит Ваши время и силы!
—> Х — прослужит долго!
—> Х — шедевр домашней коллекции!
—» Х — брависсимо!
—> Х — сделано с умом!
—> Х — мы нужны каждой семье!
—> Х — лучшее сочетание цены и качества!
—* Х — покоряет с первого взгляда!
—> Х — первая скрипка домашнего оркестра!
—* Х — надо жить играючи!
—> Х — техника, надежная как танк!
—* Х — радость в Вашем доме!
—» Х — ты всегда думаешь о нас!
—» Х — изменим жизнь к лучшему!
А теперь постарайтесь оценить эти же слоганы как средний потенциальный покупатель бытовой техники, вынужденный ориентироваться в товарах исключительно по их образам, созданным слоганами.
И наконец, представьте на месте этого потенциального покупателя себя самого и скажите: товар какой фирмы вы бы приобрели, если бы ничего не знали ни про эти товары, ни про эти фирмы, а имели бы дело только с рекламными слоганами?
Если вы это сделали, то наверняка получили интересные для себя результаты, а главное, прошли своеобразный тренинг, позволяющий подходить к оценке любой рекламной продукции с точки зрения ее соответствия некоторым основным критериям эффективности психологического воздействия.
Глава 3