Потребление продуктов питания населением России

И зарубежных стран на душу населения

В 1980—1994 гг, кг

Продукты 1994 к 1990, % Развитые зарубежные страны Меди­цинс- кие нормы Отношение потребле­ния 1994 г. к меди- цинским нормам, %
Хлеб и хлебобу- лочные изделия Сахар Масло растительное Картофель Овощи Бахчевые культуры Фрукты и ягоды Мясо и мясо- продукция Рыба Молоко и моло- копродукты Итого: Яйца, шт.   46,7   9,1           45,1   9,8           47,2   10,2             5,8 123,6     9,8   701,6                 18,8       959,8   120,5 36,5   13,1 96,7 140,3   80,3   80,3 18,3   359,9 959,7          

Подсчитано по: ЭКО, 1995, № 7, с. 11.

Несмотря на то что цены на картофель росли быстрее общего уровня потребительских цен, потребление его выросло, так как он стал вытеснять более высококачественные продукты. Общее коли­чество продуктов составило 73% медицинских норм. Если же вычесть картофель и хлебобулочные изделия, то потребление продуктов питания на душу населения составит в России 468 кг, в развиты странах – 788 кг и согласно существующим медицинским нормам – 741 кг. Это означает, что потребление населения в России составит только 63% по отношению к медицинской норме (и 59% по отношению к развитым зарубежным странам).

Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

Взаимодополняемость благ

Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ.Примером взаимо­дополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские бла­га, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и про­катный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодо­полняемые блага называются комплементарными товарами (complementary good). Взаимодополняемость бывает абсолютной (жест­кой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относитель­ной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразли­чия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, незави­симо от цен на блага X и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии НG и МN. Поэтому предельная норма замеще­ния равняется нулю: МRS = 0.

Однако чаще имеет место относительная взаимодополняе­мость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изо­браженными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоап­параты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных Условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и со­ответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы,между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Потребление продуктов питания населением России - student2.ru

Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Потребление продуктов питания населением России - student2.ru , показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

Потребление продуктов питания населением России - student2.ru = (dQx/Qx)/(dPy/Py),

где Qх — величина спроса на благо X;

Рy — цена блага Y.

Потребление продуктов питания населением России - student2.ru

Отрицательная перекрестная эластичностькомплементарных благ ( Потребление продуктов питания населением России - student2.ru < 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше (по абсолютной величине) эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной элас­тичности Потребление продуктов питания населением России - student2.ru = - ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости по­требительских благ.

Взаимозаменяемость благ

Свойство благ (товаров или услуг) удовле­творять потребности (личные или произ­водственные) за счет друг друга называет­ся взаимозаменяемостью благ.Примером взаимозаменяемых благ яв­ляются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино — театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потреби­тельские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совер­шенной), когда одно благо может полностью заменить другое, на­пример красные и розовые гвоздики, а может быть относитель­ной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графи­чески совершенная взаимозаменяемость изображается параллель­ными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма заме­щения в этом случае постоянна: МRS = const.

Потребление продуктов питания населением России - student2.ru

Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предель­ная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение НG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительнос­ти чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаме­няемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, умень­шает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых това­ров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наобо­рот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы,между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Потребление продуктов питания населением России - student2.ru (см. формулу 4.7).

Положительная перекрестная эластичностьтоваров-субститу­тов ( Потребление продуктов питания населением России - student2.ru > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаи­мозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Потребление продуктов питания населением России - student2.ru = + ∞. Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяе­мости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребитель­ских благ.

Потребление продуктов питания населением России - student2.ru

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономи­ки. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Вопросы для повторения

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

2.В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3.Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

4.От каких факторов зависит степень рациональности потре­бительского поведения? Можно ли утверждать, что для потреби­телей стран социалистического лагеря было характерно менее ра­циональное поведение, чем для потребителей развитых стран?

5.Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к проблеме ценности получил широкое распространение только в 1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности высказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка, Д. Бернулли и др.).

6.Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в воду?

7.Какие из основных постулатов теории потребительского по­ведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относи­тельный, временный?

8.Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эф­фекты как нерациональное потребительское поведение?

9.Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

10.Почему экономистов интересует точка касания линии бюд­жетного ограничения данного потребителя и его кривой безразли­чия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?

11. Чем определяются форма и месторасположение кривых без­различия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

12.Каким образом изменение цены товара и дохода потреби­теля влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

13.Какие факторы определяют бюджетное ограничение по­требителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

14. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?

15. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоян­ство предельной нормы замещения служить признаком неравновесного состояния потребителя?

16.Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической систе­мы к другому?

17.Каким образом изменение дохода потребителя влияет на
его благосостояние?

18.Каким образом изменение цен благ влияет на изменение
благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной
системе?

Примеры решения задач

Наши рекомендации