Особенности потребительского спроса

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн[1] делит потребительский спрос на две боль­шие группы: функциональный и нефункциональный (см. рис. 4—4). Функциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредст­венно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Особенности потребительского спроса - student2.ru

В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы. Первый связан с отношением покупате­лей к товару. Одни стремятся выдержать общий стиль и покупают то, что приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся достичь исключительности, а не плыть по течению. Наконец, тре­тьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого ста­новится демонстративное потребление. Поэтому X. Лейбенстайн вы­деляет три типичных случая взаимных влияний.

1. Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect).Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинствупонимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают дру­гие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2.Эффект сноба (snob effect).В этом случае у потребителя
доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный
потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная.
Поэтому под эффектом снобапонимается эффект изменения спроса
из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно
реакция направлена в противоположную сторону по отношению к
общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление
данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует
эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупа­тель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3.Эффект Веблена (Veblen effect).Именем Т. Веблена (1857—
1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное
потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899),
когда товары или услуги используются не по прямому назначению,
а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление[2]. Цена то­вара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Вебленапонимается, эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потреб­ления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потреби­тельского спроса менее эластична и имеет участки с положитель­ным наклоном.

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воз­действиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

Спекулятивный спросвозникает в обществе с высокими ин­фляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в бу­дущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) то­варов в настоящем.

Нерациональный спрос— это незапланированный спрос, воз­никший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изме­нения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нару­шает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

Наши рекомендации