Потребительский выбор и его особенности

Полезность блага

Полезность блага (utility of good) - это спо­собность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате ис­следований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляе­мые последовательно части какого-либо блага обладают убываю­щей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению ко­личества блага (3 соответствует прирост общей полезности (total utility) — ТU (см. рис. 4—1а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) — МU — каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 4—1б). Максимум удовлетворения об­щей полезности достигается в точке А, когда предельная полез­ность становится равной нулю. Это и означает, что количество блага (0А) полностью удовлетворяет потребность.

Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная по­лезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая допол­нительная единица этого блага. Таким образом, цена блага опреде­ляется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для по­требителя снижается, то производитель может продать дополни­тельное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Функция полезности

Представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в ус­ловиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономер­ность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя (рис. 4—2). Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем первый, третий — меньшее, чем второй, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности (рис. 4—2).

Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской шко­лы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предель­ной полезностью. Функция полезности— функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

Потребительский выбор и его особенности - student2.ru MU = Потребительский выбор и его особенности - student2.ru ,

где МU — предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. па­радокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена (Р1 низка; во втором — наоборот: количество (Q2) мало, цена (Р2) высока (см. рис. 4—3).

Это означает, что общая полезность воды большая, а пре­дельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная — велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.

Потребительский выбор и его особенности - student2.ru

Наши рекомендации