Занятие 5 Психодиагностические методы, выявляющие тревожные состояния и свойства, предназначенные для детей различного возраста

СЕМИНАРЫ

МОДУЛЬ 1. ДИАГНОСТИКА

Занятие 1. Тревожность и страхи у детей и подростков: теоретические основы (2 часа)

(а) Тревога как состояние, как свойство и как процесс ([7], Ч. Спилбергер, с.88-92; Х.Хекхаузен, с. 128-133; В.М. Астапов, с.156-166).

(б) Нормальная и невротическая тревога ([3], с. 174-180; [1], с .27-30).

(в) Происхождение и развитие тревоги и страхов у детей. ([3], с. 89-91, с. 184-186); ([2], с. 19-88).

(г) Созревание: тревога и страх и их проявления на разных этапах детства. ([3], с. 91-96).

(д) Тревога и страх ([1], с .23-27); ([3], с. 186-194).

(е) Интерперсональная концепция происхождения тревоги. ([1], с. 30-46); ([3], с. 126-143); ([5], с. 70-80).

Доклад: Страх и виды тревожности (К.Е. Изард, с. 314-336)

Литература:

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2011.

2. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей. Санкт-Петербург, 2000

3. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма "Класс".

4. Перлз Ф. Практика гештальттерапии [гл. Превращение тревожности в возбуждение]. М.: 2001

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: - Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2000.

6. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. М.: 1983

7. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова: ПЕР СЭ; Москва; 2008.

8. Изард К. Эмоции человека: М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980

Занятие 2. Практическая работа: Детский апперцептивный тест (Child Apperception Test — CAT) (2 часа)[1]

Тематический апперцептивный тест был впервые описан Г. Мерреем в 1935 г. в ка­честве методики экспериментального изу­чения фантазии. Итогом работы последую­щих лет явилось теоретическое обоснова­ние ТАТ как метода исследования лично­сти, разработка инструкции к применению методики, схемы анализа и интерпретации результатов. Использующийся в настоящее время ва­риант ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением относительно не­определенных ситуаций. РАТ - это более компактный модифицированный вариант Тематического Апперцептивного Теста Г. Мюррея.

Теоретическое обоснование: В понимании природы фантазии (ап­перцепции), а также структуры личности Меррей придерживается положений клас­сического психоанализа. Вслед за 3. Фрей­дом он различает три «слоя» личности: внутренний («Ид»), средний («Эго») и внешний («супер-Эго»). Внутренний слой составляют бессознательные латентные влечения, никогда необъективирующиеся на уровне реального поведения. Средний слой представлен социально-приемлемыми, явными потребностями, которые при бла­гоприятных жизненных обстоятельствах могут быть удовлетворены в поведении. То же относится и к внешнему слою личности. Согласно Меррею, диагностически значи­мые рассказы ТАТ являются проекцией главным образом внутреннего слоя лично­сти. Иначе говоря, чем менее потребность находит удовлетворение в реальной жизни, тем большее место она займет в фанта­зиях.

Литература:Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Занятие 3. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития ребенка (2 часа)

(а) Структура психологического синдрома (Венгер А.Л., [а (с. 1-5), в]).

(б) Тревожность. Депрессия. Хроническая неуспешность и тотальный регресс (Венгер А.Л., [а (12-17, 88-93), б]).

(в) Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция (Венгер А.Л., [а (с 17-20), б]).

(г) Социальная дезориентация и отверженность (Венгер А.Л., [а (20-24, 96-98), б]).

(д) Семейная и групповая изоляция (Венгер А.Л., [а (с. 24-27, 98-99), б]).

(е) Подходы к построению содержательной диагностики развития (Венгер А.Л., [б])

Литература:

(а) Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Педагогический Центр «Эксперимент». Москва-Рига 2000.

(б) Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 20—25.

(в) Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии - 1994-№4.-С. 82-92.

Занятие 4. Практическая работа: Овладение методикой "Тревоги, компенсации и конфликты в цветовом тесте Марка Люшера"[2] (2 часа)

Ключевые понятия: эмоциональное состояние, цветовое предпочтение, цвета основные и дополнительные, базисные психологические потребности, тревога, компенсация, коэффициент вегетативного тонуса (КВБ).

Цель работы: выявление тревоги, компенсации и конфликтов с помощью цветового теста М. Люшера.

Оснащение: цветовые таблицы (восемь цветов).

Инструкция к проведению теста:

1. Разложить 8 цветовых карточек перед респондентом.

2. Скажите инструкцию респонденту - "Не связывая цвета ни с чем другим? выберите тот цвет, который вам больше всего нравится". Пусть он укажет этот цвет. Уберите эту карточку и положите ее цветом вниз.

3. Затем скажите "Из оставшихся цветов, какой Вам больше нравится теперь?". Повторите операцию с карточкой.

4. Продолжите таким образом с остальными карточками. Далее запишите на листе бумаги номера этих восьми карточек по порядку слева направо.

5. Возьмите 8 карточек. Снова перемешайте их и опять разложите перед респондентом.

6. Второй выбор начинайте со слов: "Я хочу, чтобы Вы посмотрели цвета так, будто Вы никогда их не видели. Не делайте сознательного усилия вспомнить или воспроизвести то, что Вы делали в первый раз. Какой цвет Вам теперь больше всего нравится?"

7. Проделайте операцию по той же схеме.

8. Запишите номера второго выбора под теми номерами, которые вы уже написали.

9. Сгруппируйте, пометьте и проанализируйте выборы.

10. Сделайте в рядах пометки "С", "А" и "!" согласно правилам, описанным в методичке.

11. Выявите коэффициент вегетативного тонуса (КВБ).

12. Проведите анализ теста.

Правила для обозначения тревог и компенсации:

1) 8-ая позиция ряда всегда означает подавленную потребность.

2) Если какой-либо основной цвет (1,2,3 и 4) занимают 6,7 или 8 позиции, то она вместе с цветами, которые расположены за ним, обозначает тревогу, служащую побудительным мотивом для компенсации. Каждый их этих цветов сопровождается знаком "-" и буквой "А". Они вскрывают основу функционального или психического расстройства.

3) Когда встречаются цвета со знаком "А", то по крайней мере цвет, занимающий 1 позицию, следует рассматривать как компенсацию и сопровождать буквой "С".

4) Если какой-либо из цветов 8,6 или 7 занимает 1,2 или 3 позиции, то он и все предыдущие цвета будут означать компенсации, и все они должны сопровождаться значком "+" и буквой "С".

5) Если встречается цвет с буквой "С", то по крайней мере, цвет, занимающий 8 позицию, можно рассматривать как "тревогу" и сопровождать буквой "А".

6) Интенсивность тревоги или компенсации выражается при помощи восклицательного знака (!) следующим образом:

- если основной цвет занимает 6 позицию, то 1!; 7-2!!; 8-3!!!.

- если какой-либо из цветов 8,6 или 7 занимает третью позицию -1!; 2-!!; 3-!!!.

ПРАКТИКУМ

7061 5243

помимо +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, следует рассматривать значения таких сочетаний как +7-4, +0-3, +7-2, +0-2, +6-3, +6-4 , при этом наиболее значимы +7-3, +7-4, +0-3, +0-4 , второстепенны +7-2, +0-2, +6-3, наименее значимы +6-4 и +6-2 .

Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа '-', которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический.

Значение цвета

Синий (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость ( что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3 -1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4 -1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную помимо первых 3-х позицию.

Зелёный (2). По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 («бегство к свободе») представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й.

Красный (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4).Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 - поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2,3,4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим В позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6).Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места.

Черный (7). Это - «нет» в противоположность - «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 7 4 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -и позиции, 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета - статистически наиболее часто встречающаяся.

СЕМИНАРЫ

МОДУЛЬ 1. ДИАГНОСТИКА

Занятие 1. Тревожность и страхи у детей и подростков: теоретические основы (2 часа)

(а) Тревога как состояние, как свойство и как процесс ([7], Ч. Спилбергер, с.88-92; Х.Хекхаузен, с. 128-133; В.М. Астапов, с.156-166).

(б) Нормальная и невротическая тревога ([3], с. 174-180; [1], с .27-30).

(в) Происхождение и развитие тревоги и страхов у детей. ([3], с. 89-91, с. 184-186); ([2], с. 19-88).

(г) Созревание: тревога и страх и их проявления на разных этапах детства. ([3], с. 91-96).

(д) Тревога и страх ([1], с .23-27); ([3], с. 186-194).

(е) Интерперсональная концепция происхождения тревоги. ([1], с. 30-46); ([3], с. 126-143); ([5], с. 70-80).

Доклад: Страх и виды тревожности (К.Е. Изард, с. 314-336)

Литература:

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2011.

2. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей. Санкт-Петербург, 2000

3. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Независимая фирма "Класс".

4. Перлз Ф. Практика гештальттерапии [гл. Превращение тревожности в возбуждение]. М.: 2001

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: - Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2000.

6. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. М.: 1983

7. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова: ПЕР СЭ; Москва; 2008.

8. Изард К. Эмоции человека: М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980

Занятие 2. Практическая работа: Детский апперцептивный тест (Child Apperception Test — CAT) (2 часа)[1]

Тематический апперцептивный тест был впервые описан Г. Мерреем в 1935 г. в ка­честве методики экспериментального изу­чения фантазии. Итогом работы последую­щих лет явилось теоретическое обоснова­ние ТАТ как метода исследования лично­сти, разработка инструкции к применению методики, схемы анализа и интерпретации результатов. Использующийся в настоящее время ва­риант ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением относительно не­определенных ситуаций. РАТ - это более компактный модифицированный вариант Тематического Апперцептивного Теста Г. Мюррея.

Теоретическое обоснование: В понимании природы фантазии (ап­перцепции), а также структуры личности Меррей придерживается положений клас­сического психоанализа. Вслед за 3. Фрей­дом он различает три «слоя» личности: внутренний («Ид»), средний («Эго») и внешний («супер-Эго»). Внутренний слой составляют бессознательные латентные влечения, никогда необъективирующиеся на уровне реального поведения. Средний слой представлен социально-приемлемыми, явными потребностями, которые при бла­гоприятных жизненных обстоятельствах могут быть удовлетворены в поведении. То же относится и к внешнему слою личности. Согласно Меррею, диагностически значи­мые рассказы ТАТ являются проекцией главным образом внутреннего слоя лично­сти. Иначе говоря, чем менее потребность находит удовлетворение в реальной жизни, тем большее место она займет в фанта­зиях.

Литература:Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Занятие 3. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития ребенка (2 часа)

(а) Структура психологического синдрома (Венгер А.Л., [а (с. 1-5), в]).

(б) Тревожность. Депрессия. Хроническая неуспешность и тотальный регресс (Венгер А.Л., [а (12-17, 88-93), б]).

(в) Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция (Венгер А.Л., [а (с 17-20), б]).

(г) Социальная дезориентация и отверженность (Венгер А.Л., [а (20-24, 96-98), б]).

(д) Семейная и групповая изоляция (Венгер А.Л., [а (с. 24-27, 98-99), б]).

(е) Подходы к построению содержательной диагностики развития (Венгер А.Л., [б])

Литература:

(а) Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Педагогический Центр «Эксперимент». Москва-Рига 2000.

(б) Венгер А.Л. Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 20—25.

(в) Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии - 1994-№4.-С. 82-92.

Занятие 4. Практическая работа: Овладение методикой "Тревоги, компенсации и конфликты в цветовом тесте Марка Люшера"[2] (2 часа)

Ключевые понятия: эмоциональное состояние, цветовое предпочтение, цвета основные и дополнительные, базисные психологические потребности, тревога, компенсация, коэффициент вегетативного тонуса (КВБ).

Цель работы: выявление тревоги, компенсации и конфликтов с помощью цветового теста М. Люшера.

Оснащение: цветовые таблицы (восемь цветов).

Инструкция к проведению теста:

1. Разложить 8 цветовых карточек перед респондентом.

2. Скажите инструкцию респонденту - "Не связывая цвета ни с чем другим? выберите тот цвет, который вам больше всего нравится". Пусть он укажет этот цвет. Уберите эту карточку и положите ее цветом вниз.

3. Затем скажите "Из оставшихся цветов, какой Вам больше нравится теперь?". Повторите операцию с карточкой.

4. Продолжите таким образом с остальными карточками. Далее запишите на листе бумаги номера этих восьми карточек по порядку слева направо.

5. Возьмите 8 карточек. Снова перемешайте их и опять разложите перед респондентом.

6. Второй выбор начинайте со слов: "Я хочу, чтобы Вы посмотрели цвета так, будто Вы никогда их не видели. Не делайте сознательного усилия вспомнить или воспроизвести то, что Вы делали в первый раз. Какой цвет Вам теперь больше всего нравится?"

7. Проделайте операцию по той же схеме.

8. Запишите номера второго выбора под теми номерами, которые вы уже написали.

9. Сгруппируйте, пометьте и проанализируйте выборы.

10. Сделайте в рядах пометки "С", "А" и "!" согласно правилам, описанным в методичке.

11. Выявите коэффициент вегетативного тонуса (КВБ).

12. Проведите анализ теста.

Правила для обозначения тревог и компенсации:

1) 8-ая позиция ряда всегда означает подавленную потребность.

2) Если какой-либо основной цвет (1,2,3 и 4) занимают 6,7 или 8 позиции, то она вместе с цветами, которые расположены за ним, обозначает тревогу, служащую побудительным мотивом для компенсации. Каждый их этих цветов сопровождается знаком "-" и буквой "А". Они вскрывают основу функционального или психического расстройства.

3) Когда встречаются цвета со знаком "А", то по крайней мере цвет, занимающий 1 позицию, следует рассматривать как компенсацию и сопровождать буквой "С".

4) Если какой-либо из цветов 8,6 или 7 занимает 1,2 или 3 позиции, то он и все предыдущие цвета будут означать компенсации, и все они должны сопровождаться значком "+" и буквой "С".

5) Если встречается цвет с буквой "С", то по крайней мере, цвет, занимающий 8 позицию, можно рассматривать как "тревогу" и сопровождать буквой "А".

6) Интенсивность тревоги или компенсации выражается при помощи восклицательного знака (!) следующим образом:

- если основной цвет занимает 6 позицию, то 1!; 7-2!!; 8-3!!!.

- если какой-либо из цветов 8,6 или 7 занимает третью позицию -1!; 2-!!; 3-!!!.

Занятие 5 Психодиагностические методы, выявляющие тревожные состояния и свойства, предназначенные для детей различного возраста

Задание 1. Способ скрининг-диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков.

Задание 2. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.

Задание 3. Психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности.

Задание 4. Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности»
(CMAS, адаптированный А.М. Прихожан)

Задание 5 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина»

Методические рекомендации к оформлению отчета

Отчет оформляется в рабочей тетради. Разделы отчета должны раскрывать их содержание согласно следующей структуре.

Цели и задачи работы. Цели охватывают общие аспекты работы, задачи отражают возможность получения тех или иных практических результатов. Необходимо обратить внимание на соответствие дальнейшего описания отчета поставленным целям и задачам (особенно в разделе «Выводы»).

Описание методики. Раздел содержит описание каждой методики: название и авторский коллектив; стимульный материал (для опросников указать количество вопросов и характер используемой шкалы); порядок выполнения, инструкцию испытуемому; характер обработки и характеристики результатов (привести формулы подсчета результатов; таблицы стандартизации, количество и описание выявляемых показателей), список использованной литературы.

План проведения отражает последовательность и особенности применения вышеописанных методик.

Результатыисследования оформляются в виде таблиц. Порядок следования соответствует плану проведения. Обязательно указание даты, времени, описания испытуемого, места проведения, особенностей конкретных условий проведения. Для повышения наглядности желательно использовать графики или диаграммы.

Анализ и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с описанием методик и полученными результатами. Обратить внимание на согласованность с целями и задачами работы. Обстоятельность и корректность анализа положительно влияет на итоговый балл.

Выводы по работе отражают степень достижения целей и выполнения задач работы согласно анализу и интерпретации результатов.

ПРАКТИКУМ

Наши рекомендации