Сравнительная характеристика маркетинга отношений и маркетинга сделок
Маркетинг взаимодействия | Маркетинг взаимоотношений (сетевая модель) |
Фокус на однократной продаже | Фокус на удержании потребителя |
Ориентация на характеристики продукта | Ориентация на ценность продукта |
Ориентация на краткосрочный период | Ориентация на долгосрочный период |
Недостаточное внимание к обслуживанию покупателя | Значительное внимание процессу обслуживания |
Ограниченная ответственность перед потребителем | Значительная ответственность перед потребителем |
Небольшое число контактов с потребителем | Тесное общение с потребителем |
Категория качества касается только производственной сферы | Категория качества относится ко всем процессам в организации |
Источник: Christoren M., Payne A., Ballantyne D., 1998, с.9.
Сетевую модель можно характеризовать следующим образом:
· взаимодействие создает персональный опыт, увеличивает информационный обмен и может привести к сотрудничеству;
· сотрудничество в рамках межфирменных отношений, ориентированное на достижение значимых целей, приводит к интенсивным социальным и информационным обменам, которые, в свою очередь, ведут к установлению доверия и взаимной ориентации интересов;
· доверие создает основу для увеличения приверженности и взаимной адаптации компаний, которая ведет к взаимозависимости, взаимным обязательствам и снижению рыночного риска, а также формирует основу для специфических инвестиций в активы;
· кооперация предоставляет дополнительные возможности доступа к новым технологиям, рынкам сбыта, ускоренному внедрению инноваций и разделению риска между участниками сети;
· долгосрочное сотрудничество повышает взаимозависимость, взаимные обязательства и уровень доверия между субъектами рынка, увеличивая эффективность межфирменных сетей;
· «стратегическая идентичность» организации формируется в контексте ее взаимоотношений с сетевыми партнерами;
· парные межфирменные отношения «встроены» в сетевую структуру и формируют сеть. Поэтому рынок можно представить как сеть взаимоотношений между его участниками;
· в теории управления для анализа сетевых структур должны применяться концепции сетевого горизонта, сетевого контекста и стратегической идентичности компании.
Таким образом, межфирменные сети определяют позицию предприятия на рынке и, тем самым, возможности и ограничения в его деятельности и развитии бизнеса.
Позитивная роль сетевых отношений на рынке может быть представлена следующим образом:
· доверие снижает трансакционные издержки и неопределенность, так как в условиях формирования атмосферы доверия между участниками рынка предсказуемость в форме известных ожиданий возрастает;
· опыт взаимодействия и знание потребностей друг друга увеличивают инновационный потенциал субъектов и возможности осуществления ими стратегии взаимной адаптации;
· интенсивный информационный поток увеличивает возникновение новых возможностей в бизнесе: доступ к новым технологиям, расширение рынков сбыта;
· добровольное и долговременное сотрудничество обеспечивает компаниям гибкость, усиливает их восприимчивость к инновациям и ориентированность на конечного потребителя;
· приверженность обеспечивает доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка;
· возможно сокращение издержек производства и реализации продукции;
· стратегические партнерства могут заменить процессы слияния и поглощения, которые являются более затратной и рискованной моделью развития.
Негативные последствия выстраивания сетевых отношений:
· уменьшение конкуренции на рынке;
· снижение краткосрочной эффективности;
· уменьшение эффективности контактов ее участников и замедление процедуры принятия решений при чрезмерном расширении сети;
· возрастание зависимости, ограничение действий отдельных субъектов и в дальнейшем потеря предприятием самостоятельности;
· коллективный характер осуществления власти и возникновение жесткости вследствие тесных связей;
· чрезмерная зависимость от работающих в компании менеджеров, что приводит к увеличению риска, связанного с текучестью кадров на предприятии;
· размывание границ между организациями за счет усложнения связей между участниками сети;
· рост трансакционных издержек как результат роста инвестиций в поддержание и развитие межфирменных отношений. Несмотря на дополнительные затраты ресурсов на создание и поддержание партнерства, оно может оказаться неэффективным;
· существование риска утечки стратегически важной информации в случае распада партнерства.