Оценка привлекательности отрасли

Показатели отраслевой привлекательности Вес Оценка Взвешенная оценка отрасли
Емкость рынка и предполагаемый рост 0,15 0,75
Сезонные и циклические колебания 0,10 0,80
Сила влияния поставщиков 0,10 0,10
Интенсивность конкуренции 0,25 1,00
Появляющиеся возможности и угрозы 0,15 0,15
Потребность в капитале 0,05 0,10
Прибыльность отрасли 0,10 0,30
Социальные и политические факторы, государственное регулирование 0,10 0,70
Оценка привлекательности отрасли 1,00   3,90

Оценка привлекательности отрасли - student2.ru

Пример многокритериальной матрицы

Зона С соответствует высоким уровням привлекательности рынка товара и конкурентоспособности фирмы; рекомендуемая стратегическая ориентация- агрессивный рост.

В зоне А привлекательность и преимущества находятся на низком уровне; стратегическая ориентация- продолжение деятельности без инвестиций или деинвестирование, как в случае « собак».

Зона В является промежуточной: конкурентное преимущество слабое, но привлекательность рынка большая. Стратегия -селективный рост.

В зоне D конкурентное преимущество фирмы значительное, но привлекательность рынка мала.

Промежуточные зоны соответствуют менее четким позициям, которые часто трудно интерпретировать.

Выбор стратегии

Имеющиеся стратегические альтернативы.

—Инвестировать,чтобы удерживать занятую позицию и следовать за эволюцией рынка.

—Инвестировать в целяхулучшения занимаемой позиции.

—Инвестировать, чтобывосстановить утерянную позицию.

—Снизить уровень инвестиций с намерением «собрать урожай».

—Деинвестировать и уйти с рынка или из сегмента с низкой привлекательностью, где фирма не в состоянии добиться надежного конкурентного преимущества.

 
  Оценка привлекательности отрасли - student2.ru

Рис. Матрица жизненного цикла портфеля

Роль портфельного анализа направлений деятельности

Портфельный анализ - это завершение и конкретизация процесса стратегического маркетинга.

Независимо от применяемого метода этот анализ основывается на:

—четком распределении направлений деятельности по рынкам товара или сегментам;

—индикаторах конкурентоспособности и привлекательности, позволяющих сравнивать стратегическую ценность различных направлений;

—связи между стратегическим положением и экономическими и финансовыми показателями (особенно в методе БКГ).

Главная слабость портфельного анализа - в получении картины настоящего (или даже недавнего прошлого), которую сложно экстраполировать.

 
  Оценка привлекательности отрасли - student2.ru

Соответствие Соответствие

Соответствие

Рис. Система стратегического маркетинга

БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Первая ступень разработки стратегии развития заключается в уточнении источников удерживаемого конкурентного преимущества, которое становится базой для дальнейших стратегических и тактических шагов.

Чтобы выявить такое преимущество, необходимо ответить на следующие вопросы:

— Каковыключевые факторы успеха для рассматриваемого рынка товара или сегмента?

— Каковысильные и слабые стороны фирмы по отношению к этим ключевым факторам?

— Каковы сильные и слабые сторонысамого опасного конкурента по отношению к этим же ключевым факторам?

Исходя из этой информации, фирма может:

(a) определить конкурентное преимущество, в отношении которого у нее наилучшая позиция;

(b) принять решение о достижении такого преимущества в конкретной области;

(c) попытаться нейтрализовать конкурентные преимущества своих соперников.

Три базовые конкурентные стратегии, различающиеся по своему целевому рынку (весь рынок или некоторый его сегмент) и по типу реализуемого конкурентного преимущества: по издержкам или по превосходящим качествам товара (Портера,1980).

Оценка привлекательности отрасли - student2.ru

Рис. Базовые стратегии по Портеру.

Источник: Porter М.Е. (1980).

    ТИП КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА    
    Низкие издержки   Дифференциация  
    ЦЕЛЕВОЙ   РЫНОК   Широкий круг покупателей на всем рынке     Отдельный сегмент покупателей или рыночная ниша Оценка привлекательности отрасли - student2.ru Стратегия лидерства по издержкам Стратегия широкой дифференциации
   
Сфокусированная стратегия низких издержек Сфокусированная стратегия дифференциации
               


Рис. Пять основных конкурентных стратегий

Наши рекомендации