Лекция 1.Предмет и базовые аспекты теории коммуникации

Лекция 2. Невербальная коммуникация.

Сравнение вербальной и невербальной коммуникации. Особенности и функции невербальной коммуникации

Средства передачи невербальной коммуникации. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

Лекция 3. Вербальная коммуникация.

1. Семиотика. Проблема соотношения формы и содержания (план выражения и план содержания). Классификация знаков. Социальные символы. Коммуникационные знаки.

Семантика. Синтактика. Прагматика. Семиотика текстов.

Лекция 4.Речевая коммуникация

Понятие речевая коммуникация

Разновидности национального языка и функциональные стили речи

Формы речевой коммуникации

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располага­ют богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие меж­ду ними ученые называют «биологически целесообразным со­вместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией».

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизне­деятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным меха­низмом становления человека как социальной личности, сред­ством влияния общества на личность.

Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Например, у ко­ренного населения Африки используется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. В соответствии с этим средства передачи информации от че­ловека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение с по­мощью слов, невербальная — это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков и т.п.). Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональ­ном, физиологическом состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной коммуникации.

Язык и речь

Рассмотрим выражение «речевая коммуникация». Упрощенно можно сказать, что язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархи­чески упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о сис­теме русского, английского и любого другого языка. Универ­сальными языковыми, единицами (то есть единицами, сущест­вующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уров­ни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень — морфологический — синтаксический — семантический (или смыс­ловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц

Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельнос­ти человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражаю­щаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, со­общение и т.д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» -- «деятельность». Поэтому для определения слова «коммуникация» уместно ис­пользовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выра­жение «языковая коммуникация» также существует и использу­ется в качестве синонима. Вообще следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» ис­пользуются как синонимы, то есть взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

Функции языка и речи

Основными функциями языка (и это следует уже из опреде­ления речевой коммуникации) являются:

1) информационная -передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;

2) агитационная — побуждение, призыв, просьба;

3) эмотивная — непосредственное выражение чувств, эмо­ций.

Кроме того, говорят еще о метаязыковой функции (исполь­зование языка для описания предмета) и о фатической (уста­новление контакта между участниками общения). Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информаци­онная функция, но могут выражаться также агитационная и часто эмотивная.

Речь и мышление

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе ком­муникации является функция выражения мысли. Человек мыс­лит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в речи мысль не только формулируется, но и форми­руется. Речь неотделима от мысли.

Сам процесс мышления до конца еще не познан. Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необ­ходимую для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языко­выми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) является необходимым условием развития мышле­ния и постепенного усложнения познавательной деятельности.

Здесь мы подошли к вопросу о соотношении речи и мышле­ния. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной сто­роны, мышление шире, чем речь, поскольку оно опирается не только на язык. Наряду с речевым мышлением существует прак­тически Действенное и наглядно-образное мышление, С другой стороны, в каких-то отношениях речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Кроме того, речь стилистически окрашена и социально диффе­ренцирована, то есть вариативна. Механизмы мыш­ления, очевидно, универсальны для всех людей, независимо от их национальности и социальной принадлежности.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внут­ренней речью называют языковое оформление мысли без ее вы­сказывания, устного или письменного. Здесь языковые значе­ния используются вне процесса реальной коммуникации. Даже из названия понятно, что этот процесс скрыт от непосредствен­ного наблюдения и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.

Выделяют три основных типа внутренней речи. Первый — это внутреннее проговаривание, то есть «речь про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях. Второй тип — собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими еди­ницами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от струк­туры внешней речи. Третий тип — это внутреннее программи­рование, то есть формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь — это процесс речевой деятельности, включа­ющей различные механизмы кодирования и декодирования ин­формации. Внешняя речь — это то, что мы произносим, слы­шим, пишем, читаем.

Речевая деятельность

Речевая деятельность как один из видов деятельности чело­века характеризуется целенаправленностью и состоит из несколь­ких последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В со­ответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является ре­чевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать пись­мо, побеседовать с другом и т.п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перераста­ет в потребность совершения этого действия. В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.

1. Подготовка высказывания.

2. Структурирование высказывания.

3. Переход к внешней речи.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, то есть обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3) понимание общего плана высказывания;

4) понимание замыслов и мотивов высказывания;

5) оценка полученной информации (содержания высказыва­ния, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) вклю­чает два уровня: языковой и содержательный. Первый без вто­рого возможен, второй без первого — нет. Очевидно, что пол­ное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (то есть реакция на высказывание) — важ­ный элемент контроля речевого действия, позволяющий оце­нить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществля­ется в диалоге.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов — различных условий, при которых осу­ществляется коммуникация. Совокупность таких условий, при­нято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному на­блюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скры­тый (или имплицитный) контекст — это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их лич­ностные характеристики (уровень образования, социальная при­надлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста вы­сказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения — это обмен ин­формацией, то есть передача и восприятие смысла высказыва­ния, человек стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие вли­яние на процесс общения. На основе таких факторов выделя­ются различные формы и типы речевой коммуникации.

Формы и типы речевой коммуникации

Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.

1. Условия общения:

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обрат­ной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации).

2. Количество участников:

а) монолог (речь одного человека);

б) диалог (речь двух людей);

в) полилог (речь нескольких человек).

3. Цель общения:

а) информирование,

б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);

в) развлечение.

4. Характер ситуации:

а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).

Любая речевая ситуация может быть отнесена к определен­ному типу. Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать так: устная форма, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.

Для каждого типа коммуникации существуют специфичес­кие языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на прак­тике является необходимым условием достижения успеха в про­цессе речевой коммуникации.

Виды речевой деятельности

Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятель­ности. Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые при­нято называть видами речевой деятельности: говорение, слуша­ние, письмо, чтение.

Говорение — это отправление речевых акустических сигна­лов, несущих информацию.

Слушание-восприятие речевых акусти­ческих сигналов и их понимание.

Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графи­ческих символов.

Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при гово­рении и письме, декодирования — при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сиг­налами, а при письме и чтении — графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зави­сит эффективность, успешность речевого общения. Кроме того, степень сформированости навыков речевой деятельности слу­жит критерием оценки уровня владения языком (не только ино­странным, но прежде всего родным) и показателем общей куль­туры человека.

Модель речевой коммуникации

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуника­ция, с помощью каких бы средств ни передавалась информа­ция, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.

3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — не­отъемлемая часть модели, поскольку без обмена инфор­мацией нет речевой коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) на­зывается коммуникативным актом. Например, в диалоге ~- реп­лика одного из собеседников.

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в про­цессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

ОТПРАВИТЕЛЬ------СООБЩЕНИЕ ----------- ПОЛУЧАТЕЛЬ

В рамках коммуникативного акта отправитель (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь ко­дирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отпра­витель и получатель меняются местами, но схема коммуника­тивного акта остается при этом прежней.

Таким образом, речевая коммуникация — это общение лю­дей, понимаемое в широком смысле слова не только как разго­вор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена ин­формацией (чтение, письмо и т.д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре ас­пекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения .— обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в про­цессе общения, можно свести к следующим основным:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

• позитивная самопрезентация.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыка­ми письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника требует знания основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также вла­дения речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получе­ние дополнительной информации о собеседнике возможно на ос­нове знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-куль­турного развития человека, его социальную принадлежность), умение различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст. Позитивная самопрезентация означает способность про­извести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включа­ет в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества..

Язык и общество

Язык как основное средство человеческого общения сущест­вует только в обществе людей. Связь языка и общества двусто­ронняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения дру­гому.

Таким образом, язык — это прежде всего социальное явле­ние, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т.д. Все, конечно, замечают различия, существующие в речи городских и сельских жителей, людей с высшим образованием и малограмотных людей и т.д. Но этим социальная дифферен­циация языка не ограничивается. Все знают, что в речи людей, объединенных одной профессией, встречаются слова, непонят­ные «непосвященным», — это профессиональный жаргон. А в некоторых случаях различия в языке людей зависят еще и от их пола.

Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. В рамках этой науки исследуется языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга. Установ­лено, например, что в Англии женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание на социальную значимость языковых характеристик. Это объясняется тем, что социальная позиция женщин в обществе менее стабильна, они должны заботиться о поддержании своего статуса. Статус мужчин опреде­ляется преимущественно тем, что они делают, а статус женщи­ны — тем, какое она производит впечатление.

Вывод ясен: чтобы производить хорошее впечатление, до­биться успеха в делах, необходимо знать особенности функцио­нирования языка в обществе, а также нормы, свойственные каждой разновидности языка.

Общенародный язык и его разновидности

Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенарод­ным, или национальным, языком. Говоря о национальном язы­ке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, француз­ский и т.д.

Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по свое­му социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т.д.). Эти различия находят отражение в раз­новидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Литературный язык — это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется дву­мя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

Обработанность литературного языка возникает в результа­те целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, писателями, общественными деятелями.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДИАЛЕКТЫ

Диалектом называется разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, свя­занными тесной территориальной общностью.

В общенародном русском языке выделяются три группы тер­риториальных диалектов: севернорусские, южнорусские и сред­нерусские. Они отличаются от литературного языка и друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике и лексике.

В наши дни диалекты разрушаются под напором литератур­ного языка, который с помощью средств массовой информации проникает в самые отдаленные районы. Однако отдельные диа­лектные особенности (прежде всего фонетические) у человека, носителя того или иного диалекта, сохраняются в течение всей жизни и могут быть устранены только в результате целенаправ­ленных занятий.

ПРОСТОРЕЧИЕ

Просторечие — еще одна разновидность общенародного рус­ского языка. В отличие от местных диалектов, которые терри­ториально ограничены, просторечие не имеет прикрепленности к какому-то определенному месту — это речь городского ма­лообразованного населения, не владеющего нормами литера­турного языка.

Просторечие сложилось в результате смешения разнодиалектной речи в условиях города, куда издавна переселялись люди из раз­личных сельских районов России. Основная черта просторе­чия — анормативность, то есть отсутствие в речи норм литера­турного языка: здесь возможно все, что существует в системе языка, но без какого бы то ни было нормативно обусловленно­го отбора.

ЖАРГОНЫ

Жаргоном (или арго) называют речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которых объединяет общая профессия. Жаргоны не представляют собой целостной систе­мы. Грамматика в них та же, что и в общенациональном языке. Специфика жаргонов заключается в их лексике. Многие слова в них имеют особое значение и иногда по форме отличаются от общеупотребительных слов.

Профессиональные жаргоны используются людьми одной про­фессии главным образом при общении на производственные темы. В жаргоне летчиков низ фюзеляжа самолета называется брюхом, фигуры высшего пилотажа — бочкой, горкой, петлей. В речевом обиходе медиков, например, слова зеленка, касторка, уколы яв­ляются жаргонными.

Социальный жаргон — это речь какой-либо социально обо­собленной группы людей. Часто возникновение социального жаргона диктуется потребностями функционирования и жизне­обеспечения какой-либо социальной группы людей. Примером может служить существовавшее в дореволюционной России арго офеней. Офеня — бродячий торговец мелким товаром, коро­бейник. Случалось, что на коробейников нападали, отбирали у них деньги и товар, поэтому они вынуждены были скрывать свои намерения и действия от посторонних. Помогал им в этом специально выработанный «язык», непонятный окружающим.

Тем, кто хочет усовершенствовать свои знания русского язы­ка и развить чувство стиля, мы рекомендуем выполнять упраж­нения по подбору стилистических синонимов к различным сло­вам. Это облегчит задачу выбора слов в различных ситуациях речевого общения и поможет достичь коммуникативной цели. Часто в качестве синонимов могут выступать сочетания не­скольких слов, которые придают речи образность и выразитель­ность и имеют также различную стилистическую окраску. О них пойдет речь далее.

Фразеология

Фразеология — это совокупность устойчивых идиоматичес­ких выражений, или фразеологизмов. Фразеологизм — это се­мантически несвободное сочетание слов, которое воспроизво­дится в речи как нечто единое с точки зрения смыслового со­держания и лексико-грамматического состава. Например, пти­ца высокого полета (знаменитость), кровь с молоком (цветущий), сломя голову (быстро) и т.д.

Фразеологизмы широко используются как в устной, так и в письменной речи. Большая часть их стилистически окрашена и может быть отнесена к двум основным группам: книжные и просторечно-разговорные.

К книжному стилю принадлежат фразеологизмы типа глас вопиющего в пустыне (напрасный призыв), повергнуть в прах (унич­тожить до основания), притча во языцех (предмет всеобщих раз­говоров), ящик Пандоры (источник несчастий, бедствий) и др.

Разговорные фразеологизмы употребляются в обиходной речи, а также в художественной литературе ив публицистике для усиления выразительности. К ним относятся, например, выраже­ния без царя в голове (недалекий, глупый), при царе Горохе (очень давно), семь пятниц на неделе (о том, как часто и легко кто-то может менять свои решения), лезть в бутылку (раздражаться по пустякам) и т.д.

Стилистически нейтральных фразеологизмов немного, они большей частью представляют собой составные наименования: железная дорога, точка зрения, поднять уровень, раздвигать рам­ки, восходящая звезда, заговор молчания и др. Для того чтобы определить стилистическую принадлежность какого-нибудь фразеологизма или слова, советуем пользоваться толковыми словарями русского языка. В этих словарях исполь­зуется система помет, то есть специализированных знаков, с помощью которых даются разнообразные сведения о слове. Особенно важны стилистические пометы, которые указывают, для каких стилей современного русского языка слово наиболее характерно, какую эмоциональную окраску оно имеет.

Формы речевой коммуникации.

Диалог-(разговор, беседа) – это форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, характеризующаяся ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью и малой степенью организованности. В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно- ответные комплексы. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные приемы и правила, которые известны говорящим и регулярно используются в разговоре.

Типы диалога: информативный, прескриптивный, праздноречевой, восполняющий, обмен мнениями, регулирующий.

Монолог—форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность.

Спор- столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому- либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Разновидностями спора являются полемика и дискуссия. Способами подтверждения своей правоты могут быть убеждение и доказательство.

Виды публичной коммуникации

Познание сущности такого сложного явления, как массовые комму­никационные процессы, целесообразно начать с изучения его базово­го компонента — общения. Общение представляет собой взаимодействие людей, осуществляемое посредством взаимного изучения и оценки намерений (перцепция), передачи ин­формации (коммуникация) и воздействия общающихся друг на друга с учетом занимаемых позиций (интеракция) для удовлетворения соб­ственных потребностей.

Исторически общение развивалось как составная часть духов­ной, культурной и практической жизнедеятельности человека и об­щества.

Общение является важнейшим феноменом цивилизации. Его выс­ший смысл определяется тем, что оно, являясь необходимым социаль­ным механизмом жизнедеятельности индивида, выступает действенным средством развития потенциально заложенных в нем задатков, Формирования его общественных качеств. Полноценное развитие Личности возможно лишь в процессе общения.

Речь как средство общения Речь выступает важной характеристикой общения. В общении проявляются качества и свойства ума (глубина, оригинальность, системность, аналитич­ность и др.), духовно-нравственная зрелость, профессионализм. С по­мощью речи человек наполняет общение определенным смыслом формирует текст информационного взаимодействия. Используя свой­ства речи (темп, дикция, интонация и модуляция), особенности голо­са (диапазон, тональность, тембр, ритм), речевые звуки (смех, шепот плач, вздохи, кашель, сопение, паузы), он демонстрирует свои намере­ния, переживаемые состояния, формирует атмосферу общения.

В общении наряду с речевой (вербальной) системой взаимодейст­вия выделяют и неречевую (невербальную). Речевое общение осуще­ствляется через звуковой канал восприятия, а неречевое — через визу­альный канал.

Внешний облик человека, его поведение, демонстрируемые знаки служат источником важной информации и существенно влияют на процесс общения. О важности приема, переработки и использования визуальной информации в межличностном общении свидетельствует тот факт, что примерно 85% общающихся формируют первое впечат­ление о своих партнерах на основе их внешнего облика. Кроме того, «сигналы тела» позволяют судить об искренности и доверительности говорящего, выстроить систему защиты от манипуляций, применить эффективную модель сотрудничества и пр.

Вербальная и невербальная информация определяют текст (де­монстрируемая информационная модель общения) и контекст (под­разумеваемые смыслы этой информационной модели) общения. Их соответствие, взаимо дополняемость повышают доверие к самой ин­формации и ее источнику, расхождение — усиливает ощущение неис­кренности, а явные противоречия приводят к появлению когнитивно­го диссонанса и расцениваются как скрываемая ложь.

Стратегии взаимодействия

В общении различают две стратегии взаимо­действия: сотрудничество й доминирование. Сотрудничество — активные совместные действия, направленные на удовлетворение собственных и совместных интересов общающихся. Оно включает такие приемы, как: компромисс; игнорирование; при­способление к требованиям, нормам и правилам общения, разделяе­мым всеми общающимися; взаимоподдержка; взаимопомощь, одобре­ние; согласие; сближение дистанции, деловое партнерство и пр.

Сотрудничество в общении основано на эмпатии, толерантности и коммуникативной компетентности.

Доминирование — стремление одного (или нескольких) общающихся удовлетворять исключительно собственные потребности с использо­ванием ресурсов партнера по общению, иногда без его согласия и ведо­ма (обманным путем). Доминирование — это чаще индивидуальные или групповые активные действия коммуникантов, блокирующих со­противление кого-то.

Доминирование осуществляется в двух основных формах: I • подавление — использование таких приемов, как физическое принуждение (воздействие) или психическое угнетение (запу­гивание, шантаж, угрозы и пр.);

манипулирование — скрытое (рефлексивное, обманное, подпороговое или иное неадекватно осознаваемое) воздействие на партнера по общению, которое стимулирует его действия, выгодные для манипулятора. Манипулирование осуществляется с использованием таких приемов, как внушение (суггестия), за­ражение (подражание) и обман (ложь, фальсификация и пр.). Основной формой общения является диалог — разговор двух людей. Продуктивное общение во многом зависит от культуры коммуни-нтов, их речевого мастерства, профессиональной компетентности.

Публичное общение преследует различные цели: воздействие (информацион-

ное, регулирующее, культурологическое), социальный маркетинг, по­зиционирование лидера, презентацию идеи и пр. В зависимости от перечисленных целей можно выделить следую­щие виды публичного общения, объединенные в четыре группы. Первая группа, соответствующая цели воздействия на ключе­вую аудиторию:публичные кампании, теле-, радиопередачи, рекламные обра­щения;

публичные лекции, семинары, научные конференции; дискус­сии, «круглые столы»; интернет-конференции; интернет-шопинг on-line; дистанционное образование;зрелищные акции: концерты, шоу-программы, культурно-мас­совые мероприятия и др.Вторая группа, соответствующая цели социального маркетин­га (изучения мнения ключевой аудитории):

• прямое включение, телефон «горячей» линии (интерактивное общение в ходе теле- и радиопередач с представителями ключе­вой аудитории);

• интерактивное телевидение;

• интервью, опросы общественного мнения, в том числе по Ин­тернету, и пр.

Третья группа, соответствующая цели позиционирования ли­дера:

• презентации, пресс-конференции;

• интерактивное общение через электронную почту и сайт в Ин­тернете;

• публичные заявления;

• организация и проведение PR-кампаний;

• ток-шоу;

• теледиспуты, теледебаты, теле- и радиомосты и т.п.

Четвертая группа, соответствующая цели продвижения орга­низации на рынок, ее популяризации в профессиональном сообщест­ве и среди ключевой аудитории:

• презентация организации с привлечением экспертов и потенци­альных потребителей ее продукции (услуг);

• освещение результатов деятельности организации на ТВ, в СМИ, Интернете, перед ключевой аудиторией;

• пресс-посредничество;

• паблисити;

• лоббирование и адвокатирование интересов организации с по­мощью так называемых «друзей организации»;

• рекламные и информационные акции, корпоративные мероприя­тия, нацеленные на повышение деловой репутации организации;

• PR-акции в Интернете;

• подготовка и рассылка различных информационных, имидже­вых, корпоративных документов и рекламы.

Рассмотрим перечисленные виды.

Публичные кампании — интервью в теле- и радиопередачах, пре­зентации лидеров, фирм, продуктов, услуг, брендов — проводятся в целях обнародования обращений перед ключевой аудиторией.

Публичные лекции, научные доклады, конференции проводятся в случае обсуждения теоретических или теоретико-прикладных вопросов, а дискуссии, «круглые столы», теледиспуты, теледебаты, теле- и радиомосты — при обсуждении актуальных проблем, имеющих боль­шое значение для ключевой аудитории, организации, общества, госу­дарства.

Культурно-массовые мероприятия, зрелищные и развлекательные акции — концерты, шоу-программы, ток-шоу и др. — создают в про­цессе публичного общения эмоциональный настрой, благоприятно сказываются на социальном самочувствии участников, способствуют их культурному развитию.

Для изучения общественного мнения ключевой аудитории и орга­низации оперативной обратной связи используют прямое включение, телефон «горячей» линии, что позволяет осуществлять интерактив­ное общение в процессе теле- и радиопередач.

Пресс-конференции проводятся с журналистами в целях представ­ления информации для прессы, освещения актуальных или чрезвы­чайных новостных событий, касающихся организации-устроителя.

Продвижение (promotion) — вид публичного общения для привле­чения внимания целевой аудитории, стимулирования интереса к ор­ганизации и формирования позитивного к ней отношения.

Пресс-посредничество — подготовка материалов для СМИ или ор­ганизация специальных мероприятий с целью привлечения внимания средств информации к организации, обеспечение общественной зна­

Наши рекомендации