Усиление положения компании на рынке

Под данным критерием имеется в виду оценка риска рынка в целом. Бизнес-модель попадает в зону риска, если всего два или три крупных клиента покупает большую часть продукции, если крупные потенциальные конкуренты контролируют сеть дистрибуции, если технология меняется быстро и требует создания продукта повышенного риска, если существуют альтернативные технологии, если существуют хорошо финансируемые потенциальные конкуренты, которые могут выйти на ваш рынок. Многие предприниматели попадают в ловушку – они концентрируются на отдельных аспектах своего бизнеса, не оценив весь рынок в целом, а между тем характеристики этого рынка могут принести им много неприятностей.

Финансирование деятельности компании

Стартовые расходы, привлечение средств для пополнения оборотного капитала, накладные расходы и расходы на персонал – это лишь некоторые из обязательств статей расходов любой компании. Вопрос в том, принесут ли вложенные средства высокую прибыль, и сможет ли компания развиваться без крупных инвестиций. Предостерегающие сигналы, касающие инвестиций таковы: ROI (прибыль на инвестиции) в первые три года ниже 25%, масштабирование производства продуктов и услуг требует значительных дополнительных инвестиций, инвестиции должны быть осуществлены до принятия торговых обязательств, отрасль в целом характеризуется слабым показателем ROI или малорентабельна.

Данные шесть критериев можно разделить на 2 группы, которые символически можно сравнить с зеленым и красным сигналами светофора. Первые три элемента – привлечения клиентов, обладающих высокой ценностью, предложение значимой ценности клиентам и предложение продуктов и услуг, обеспечивающих высокую прибыль, - это «зеленый свет», они необходимы, чтобы продолжить движение вперед. Последние три элемента – обеспечение удовлетворенности клиентов, усиление положения компании на рынке и финансирование компании – это «красный свет», предупреждающий о возможной «неисправности» бизнес-модели. Бизнес-модель перестает работать, если техническая поддержка продукта связана с большими сложностями, если у вас нет эффективного метода усиления положения компании на рынке или если бизнес-модель требует слишком больших инвестиций. Превосходная бизнес-модель позволяет добиться успеха при движении на зеленый свет и помогает избежать красного.

Выводы по Разделу

1) «Бизнес-модель» представляет собой концептуальный инструмент для исследования и построения бизнес-системы, отражающий логику бизнеса. Бизнес-модель характеризует основные элементы бизнеса, их отношения и систему связей с внешней средой. Бизнес-модель позволяет создать упрощенное целостное представление о бизнесе и отражает его наиболее существенные характеристики: того, какая ценность и как создается для потребителя, кому и как доставляется, каким образом используются ресурсы и возможности с целью создания устойчивого конкурентного преимущества, получения дохода и извлечения прибыли.

2) В научных кругах исследование бизнес-моделей ведется в 3 направлениях.

· В рамках первого направления исследователи используют бизнес-модель как некое абстрактное понятие, которое описывает, как компания работает в целом. Пол Тиммерс, Питер Уэйл и Майкл Витэйл.

· Для второго направления характерно то, что авторы при рассмотрении бизнес-моделей делают акцент на концепции способа, на основе которого делается бизнес. Бизнес-модель рассматривается как система, состоящая из элементов, связей между ними и динамики. Линдер и Кантрелл, Линда Эпплгейт, Патриа Стэллер.

· Для третьего направления исследований характерно рассмотрение конкретных ситуаций и анализ бизнес-моделей реальных компаний. Авторы использует бизнес-модель, чтобы описать и проанализировать бизнес успешных компаний, таких как Xerox, Google, Wal-Mart и др.

3) Первопроходцами в бизнес-моделирования принято считать компании Toyota, McDonald’s и Carrefour, бизнес-модели которых заложили новый принцип к пониманию истинной природы требований потребителей и экономики своих отраслей.

4) Сегодня бизнес вступает в новую эпоху, эпоху бизнес-моделей, когда успех компании зависит от скорости и умения конкурентов понять суть бизнес-модели, усовершенствовать или адаптировать их к нуждам конкретных потребителей.

5) Современный подход в бизнес-моделировании представляют концепции Дж. Маллинса и Р. Комисара и концепции А. Остервальдера и И. Пинье.

6) В соответствии с концепцией Маллинса и Комисара бизнес-модель – это экономический фундамент бизнеса во всех возможных проявлениях. Это схема экономической деятельности: денежные потоки, текущие к компании и от компании по различным причинам, а также распределение этих потоков во времени. Дж. Маллинс и Р. Комисар разработали технологию создания жизнеспособной бизнес-модели, состоящей из пяти обязательных элементов (модели выручки, модели валовой прибыли, операционной модели, модели оборотного капитала и инвестиционной модели), оттестированных с помощью системы аналогов и антиподов, системы проверки внутренних убеждений и информационных панелей.

7) Согласно концепции А. Остервальдера и И. Пинье бизнес-модель описывает то, как компания создает, доставляет и реализовывает ценность. Разработанная ими концепция предполагает описание бизнес-модели через девять блоков, которые показывают логику того, как компания зарабатывает деньги. Эти девять блоков объединены в четыре бизнес области: клиенты, предложение (товар или услуга), необходимая инфраструктура и финансовая жизнеспособность. Бизнес-модель является планом того, как стратегия компании должна реализовываться в рамках ее внутренних структур, процессов и систем.

8) Причинами возникновения инновационной бизнес-модели могут быть: стремление удовлетворить существующие на рынке никем не обслуживаемые потребности; возможность вывести на рынок новые технологии, товары или услуги; желание улучшить, разрушить или преобразовать существующий рынок с помощью лучшей бизнес-модели; создать совершенно новый рынок.

9) В действующих компаниях мотивом изобрести инновационную бизнес-модель служат:

кризис существующей бизнес-модели; приспособление, улучшение или защита существующей модели с целью адаптировать ее к изменяющейся среде; подготовка к будущему с помощью исследования и проверки совершенно новых бизнес-моделей, которые со временем могут заменить существующие.

10) Процесс разработки инновационной модели состоит из пять стадий: мобилизация, понимание, дизайн, применение и управление.

11) Бизнес-модель компании выполняет следующие важнейшие задачи:

· Модель позволяет сформулировать логичную и внутренне согласованную концепцию организации, которую легко довести до сотрудников компании.

· Модель - основа для новаторских подходов и идей.

· Бизнес-модель - способ оценки перспективности компании, средство демонстрации экономической привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Бизнес-модель влияет на стоимость компании.

· Бизнес-модель направляет текущую деятельность компании, устанавливая критерии для оценки целесообразности тех или иных стратегических и тактических решений компании.

· В условиях молниеносных изменений, нестабильности бизнес-модель и ее управление становиться практически единственным инструментом конкурентной борьбы.

12) Критерии оценки эффективности бизнес-модели компания: привлечение клиентов, обладающих высокой ценностью; предложение значимой ценности клиентам; предложение продуктов и услуг, обеспечивающих высокую прибыль; обеспечение удовлетворенности клиентов; усиление положения компании на рынке; финансирование деятельности компании.


Наши рекомендации