Концепция создания бизнес-модели Алекса Остервальдера и Ива Пинье
Концепция создания бизнес-модели Алекса Остервальдера и Ива Пинье
Краткий портрет авторов.
Александр Остервальдер является предпринимателем, «революционером» в области моделирования бизнес-процессов, консультантом и лектором. Он регулярно проводит семинары в компаниях, ведущих бизнес-школах и выступает на конференциях по всему миру. Доктор Остервальдер зарекомендовал себя в качестве гуру, разработав инновационную модель бизнес-процессов на основе четкой практической методологии, простой в применении и для корпораций, и для малого бизнеса, и для стартап проектов.
Ив Пинье – профессор информационных систем управления Университета Лозанны, ранее работал в Университете штата Джорджия в Атланте и Университете Британской Колумбии в Ванкувере. Участник многих исследовательских проектов, относящихся к разработке информационных систем, менеджменту информационных технологий, инноваций и интернет-бизнесу.
А. Остервальдер и И. Пинье представляют оригинальную концепцию анализа, построения и совершенствования бизнес-моделей. Концепция позволяет заглянуть в самые глубины бизнес-моделирования. В ней описаны как традиционные, так и новейшие бизнес-модели, а также инновационные технологии, в том числе принципы позиционирования бизнес-модели в высококонкурентном рынке и ее модернизация. Концепция позволяет описывать и анализировать бизнес-модели любой организации. Она была испробована и проверена компаниями многих стран мира, и сейчас ей пользуются IBM, Ericsson, Deloitte и многие другие организации. Концепция дает возможность говорить на общем языке, что позволяет избежать трудностей при описании бизнес-моделей и создании новых стратегических альтернатив. Без этого трудно прогнозировать развитие какой-либо бизнес-модели и успешно внедрять инновации.
Под бизнес-моделью авторы понимают «то, что отличает компанию от других, это ее уникальность, выраженная через взаимосвязи между самыми критичными факторами успеха.
Бизнес-модель важнее миссии, стратегии и плана денежных потоков. Это основа конкурентного преимущества» (9, стр. 10). Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.
В соответствии с концепцией авторов бизнес-модель включает девять блоков, которые отражают логику действий компаний, направленных на получение прибыли. Эти девять блоков охватывают четыре основные сферы бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктура и финансовая эффективность компании. Бизнес-модель подобна стратегическому плану, который претворяется в жизнь через организационные структуры, процессы и системы.
Рассмотрим подробнее девять структурных блоков концепции бизнес-модели, но сначала перечислим их: потребительские сегменты (ПС), ценностные предложения (ЦП), каналы сбыта (КС), взаимоотношения с клиентами (ВК), потоки поступления доходов (ПД), ключевые ресурсы (КР), ключевые виды деятельности (КД), ключевые партнеры (КП), структура издержек (СИ).
Таблица Шаблон бизнес-модели концепции А. Остервальдера и И. Пинье
8.КП | 7.КД | 2.ЦП | 4.ВК | 1.ПС | |
6.КР | 3.КС | ||||
9.СИ | 5.ПД | ||||
Блок. Каналы сбыта (КС)
Этот блок описывает, как компания взаимодействует с потребительские сегментами и доносит до них свои ценностные предложения. Каналы связи, распространения и продаж составляют систему взаимодействия компании с потребителями. Эти каналы – точки контакта потребителя с продавцом – выполняют ряд функций, в частности:
· повышают степень осведомленности потребителя о товарах и услугах компании;
· помогают оценить ценностные предложения компании;
· позволяют потребителю приобретать определенные услуги и товары;
· знакомят потребителя с ценностными предложениями;
· обеспечивают постпродажное обслуживание.
Каналы сбыта представляют собой пять этапов продвижения товара к потребителю. Каждый канал может включать все этапы или лишь часть из них. Можно выделить прямые и непрямые каналы сбыта. Таблица №5.
Таблица №5. Каналы сбыта в соответствии с концепцией А. Остервальдера и И. Пинье
Каналы сбыта | Этапы | ||||||
Собственные | Прямые | Торговые агенты | 1. Информационный. Как компания повышает осведомленность потребителя о товарах и услугах? | 2. Оценочный. Как компания помогает клиентам оценивать ценностные предложения? | 3. Продажный. Каким образом компания предоставляет клиентам возможность приобретения определенных товаров и услуг? | 4. Доставка. Как компания доставляет клиентам ценностные предложения? | 5. Поспродажный. Как компания обеспечивает клиентам постпродажное обслуживание? |
Продажи через интернет | |||||||
Непрямые | Фирменные магазины | ||||||
Партнерские | Партнерские магазины | ||||||
Оптовики |
Найти правильные каналы сбыта, отвечающие ожиданиям потребителей, - важный аспект представления ценностного предложения на рынке. Организация может выбрать, какие каналы использовать: собственные, партнерские или сочетание тех и других. Собственные каналы могут быть прямыми (продажи через торговых агентов или сайт фирмы), так и непрямыми (например, магазины, которыми владеет или управляет компания). Партнерские каналы – непрямые пути сбыта, представленные широким спектром вариантов: оптовая торговля, розничные сети или партнерские сайты. Партнерские каналы приносят меньшую прибыль, однако позволяют добиться большего охвата и дают преимущество за счет сильных сторон партнера. Собственные каналы, особенно прямые, обеспечивают большую прибыль, однако их организация и управление обходится дороже.
Важно поддерживать верный баланс между различными каналами сбыта и найти такое их сочетание, которое обеспечит наилучшие отзывы потребителей и максимальный доход.
В основе блока «Каналы сбыта» лежат вопросы, на которые необходимо ответить в процессе разработки бизнес-модели компании:
- Какие каналы взаимодействия были бы желательны для потребительских сегментов компании?
- Как компания взаимодействует с ними сейчас?
- Как связаны каналы сбыта компании между собой?
- Какие каналы из них наиболее эффективны и выгодны?
Блок. Потоки поступления дохода (ПД)
Блок потоков получения дохода включает материальную прибыль, которая компания получает от каждого потребительского сегмента. Если клиенты – сердце любой бизнес-модели, то потоки доходов – ее артерии. Компания должна спросить себя: за что готовы платить потребители. Правильный ответ на этот вопрос позволит создать один или несколько потоков поступления доходов от каждого потребительского сегмента.
В бизнес-модели могут существовать два типа потоков доходов:
· доход от разовых сделок;
· регулярный доход от периодических платежей, получаемых от клиентов за ценностные предложения или постпродажное обслуживание. Существует ряд способов создания потоков доходов.
Продажа активов. Самый очевидный поток поступления дохода – доходы от продажи прав собственности на материальный продукт. Amazon.com продает книги, диски, бытовую технику. Fiat –автомобили, которые покупатели могут водить, перепродавать и даже уничтожать.
Плата за использование. Этот поток возникает из оплаты пользования определенной услугой. Чем больше клиент пользуется сервисом, тем больше он за него платит. Оператор мобильной связи может взимать с клиента плату за количество минут разговоров. В отеле постоялец платит за количество проведенных там дней. Служба доставки взимает плату за доставку посылки из одного пункта в другой.
Оплата подписки. Это поток дохода от продажи продолжительности доступа к услуге. Например, тренажерный зал продает месячные или годовые абонементы, которые позволяют клиентам в течение срока пользоваться услугами зала.
Аренда/рента/лизинг. Этот поток создается путем передачи клиенту временных прав на пользование определенным активом в течение определенного периода времени за фиксированную плату. Например, прокат автомобиля.
Лицензия. В этот случае поток дохода создается за счет передачи прав на пользование защищенной интеллектуальной собственностью. Лицензирование позволяет держателям прав получать доход от собственности, не производя продукт и не предоставляя услуги.
Брокерские проценты. Поток доходов поступает от посреднических услуг, которые предоставляются двум или более сторонам в ходе сделки. Например, брокеры и агенты по недвижимости получают комиссионные за каждую успешно заключенную с их помощью сделку.
Реклама. Данный поток доходов создает оплата рекламы товара, услуги или товарной марки. Традиционно СМИ и организаторы публичных мероприятий ориентируются на доходы от рекламы. В последнее время и другие отрасли, в том числе производители ПО и предприятия сферы услуг, стали больше зависеть от рекламного потока доходов.
Каждый поток доходов имеет свой механизм ценообразования. Тип избранного механизма может значительно влиять на получаемую прибыль. В зависимости от механизма ценообразования цены могут быть фиксированными или свободными. Таблица №6.
Таблица №6. Механизмы ценообразования
Фиксированные цены | Свободные цены | |||
Устанавливаются на основе статических переменных | Меняются в зависимости от условий на рынке | |||
Цена по прейскуранту | Фиксированные цены на конкретные товары, услуги или иные ценностные предложения. | Договор между партнерами (торги) | Цена устанавливается в ходе переговоров сторон, каждая из которых старается добиться наиболее выгодных для себя условий. | |
Зависимость от характеристик продукта | Цена зависит от числа или качества ценностных характеристик продукта. | Управление доходами | Цена зависит от имеющихся ресурсов и сроков покупки (обычно используется при продаже продукта с ограниченным объемом ресурсов, например, авиабилеты.). | |
Зависимость от потребительского сегмента | Цена зависит от типа и особенностей потребительского сегмента. | Торговля в реальном времени | Цены меняются в зависимости от уровня спроса и предложения | |
Зависимость от величины закупки | Цена меняется в зависимости от количества приобретаемого товара | Аукцион | Цену определяет победитель аукционных торгов. |
Прописывая в бизнес-модели блок «Потоки поступления дохода», необходимо ответить на следующие вопросы:
- За что клиенты действительно готовы платить?
- За что они платят в настоящее время?
- Каким образом платят? Как они предпочли бы платить?
- Какую часть общей прибыли приносит каждый поток поступления доходов?
Блок. Ключевые ресурсы (КР)
В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели. Каждая бизнес-модель нуждается в определенных ключевых ресурсов. Эти ресурсы позволяют предприятию создавать и доносить до потребителей ценностные предложения, выходить на рынок, поддерживать связи с потребительскими сегментами и получать прибыль. Разные типы бизнес-моделей требуют разных ресурсов. Производителю микросхем нужны капиталоемкие производственные мощности, а разработчику микросхем важнее человеческие ресурсы. Ключевые ресурсы могут материальными, финансовыми, интеллектуальными или человеческими. Компания может быть собственником этих ресурсов, брать их в наем или же получать от ключевых партнеров.
Материальные ресурсы. К этой категории относятся физические объекты, такие как производственные мощности, здания, оборудование, транспортные средства, точки продаж и сети дистрибуции.
Интеллектуальные ресурсы. Торговые марки, закрытая информация, защищенная правами собственности, патенты и авторские права, партнерские и клиентские базы данных, - наиболее важные составляющие бизнес-модели. Интеллектуальные ресурсы нелегко создавать, однако в случае успеха они могут принести существенную прибыль.
Персонал. Подбор персонала – важная задача для любого предприятия, но есть бизнес-модели, требующие особенно внимательного отношения к этому ресурсу, например в наукоемких производствах или творческих коллективах.
Финансы. Ряд бизнес-моделей требует наличия определенных финансовых ресурсов и/или финансовых гарантий, такие как денежные средства, кредитные линии или фондовый резерв. Например, в бизнес-модели страховых компаний.
Вопросы, на которые необходимо ответить в этом блоке:
- Какие ключевые ресурсы нужны для ценностных предложений? Для каналов сбыта?
- Для взаимоотношений с клиентами? Потоков доходов?
Блок. Ключевые виды деятельности (КД)
Выводы по Разделу
1) «Бизнес-модель» представляет собой концептуальный инструмент для исследования и построения бизнес-системы, отражающий логику бизнеса. Бизнес-модель характеризует основные элементы бизнеса, их отношения и систему связей с внешней средой. Бизнес-модель позволяет создать упрощенное целостное представление о бизнесе и отражает его наиболее существенные характеристики: того, какая ценность и как создается для потребителя, кому и как доставляется, каким образом используются ресурсы и возможности с целью создания устойчивого конкурентного преимущества, получения дохода и извлечения прибыли.
2) В научных кругах исследование бизнес-моделей ведется в 3 направлениях.
· В рамках первого направления исследователи используют бизнес-модель как некое абстрактное понятие, которое описывает, как компания работает в целом. Пол Тиммерс, Питер Уэйл и Майкл Витэйл.
· Для второго направления характерно то, что авторы при рассмотрении бизнес-моделей делают акцент на концепции способа, на основе которого делается бизнес. Бизнес-модель рассматривается как система, состоящая из элементов, связей между ними и динамики. Линдер и Кантрелл, Линда Эпплгейт, Патриа Стэллер.
· Для третьего направления исследований характерно рассмотрение конкретных ситуаций и анализ бизнес-моделей реальных компаний. Авторы использует бизнес-модель, чтобы описать и проанализировать бизнес успешных компаний, таких как Xerox, Google, Wal-Mart и др.
3) Первопроходцами в бизнес-моделирования принято считать компании Toyota, McDonald’s и Carrefour, бизнес-модели которых заложили новый принцип к пониманию истинной природы требований потребителей и экономики своих отраслей.
4) Сегодня бизнес вступает в новую эпоху, эпоху бизнес-моделей, когда успех компании зависит от скорости и умения конкурентов понять суть бизнес-модели, усовершенствовать или адаптировать их к нуждам конкретных потребителей.
5) Современный подход в бизнес-моделировании представляют концепции Дж. Маллинса и Р. Комисара и концепции А. Остервальдера и И. Пинье.
6) В соответствии с концепцией Маллинса и Комисара бизнес-модель – это экономический фундамент бизнеса во всех возможных проявлениях. Это схема экономической деятельности: денежные потоки, текущие к компании и от компании по различным причинам, а также распределение этих потоков во времени. Дж. Маллинс и Р. Комисар разработали технологию создания жизнеспособной бизнес-модели, состоящей из пяти обязательных элементов (модели выручки, модели валовой прибыли, операционной модели, модели оборотного капитала и инвестиционной модели), оттестированных с помощью системы аналогов и антиподов, системы проверки внутренних убеждений и информационных панелей.
7) Согласно концепции А. Остервальдера и И. Пинье бизнес-модель описывает то, как компания создает, доставляет и реализовывает ценность. Разработанная ими концепция предполагает описание бизнес-модели через девять блоков, которые показывают логику того, как компания зарабатывает деньги. Эти девять блоков объединены в четыре бизнес области: клиенты, предложение (товар или услуга), необходимая инфраструктура и финансовая жизнеспособность. Бизнес-модель является планом того, как стратегия компании должна реализовываться в рамках ее внутренних структур, процессов и систем.
8) Причинами возникновения инновационной бизнес-модели могут быть: стремление удовлетворить существующие на рынке никем не обслуживаемые потребности; возможность вывести на рынок новые технологии, товары или услуги; желание улучшить, разрушить или преобразовать существующий рынок с помощью лучшей бизнес-модели; создать совершенно новый рынок.
9) В действующих компаниях мотивом изобрести инновационную бизнес-модель служат:
кризис существующей бизнес-модели; приспособление, улучшение или защита существующей модели с целью адаптировать ее к изменяющейся среде; подготовка к будущему с помощью исследования и проверки совершенно новых бизнес-моделей, которые со временем могут заменить существующие.
10) Процесс разработки инновационной модели состоит из пять стадий: мобилизация, понимание, дизайн, применение и управление.
11) Бизнес-модель компании выполняет следующие важнейшие задачи:
· Модель позволяет сформулировать логичную и внутренне согласованную концепцию организации, которую легко довести до сотрудников компании.
· Модель - основа для новаторских подходов и идей.
· Бизнес-модель - способ оценки перспективности компании, средство демонстрации экономической привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Бизнес-модель влияет на стоимость компании.
· Бизнес-модель направляет текущую деятельность компании, устанавливая критерии для оценки целесообразности тех или иных стратегических и тактических решений компании.
· В условиях молниеносных изменений, нестабильности бизнес-модель и ее управление становиться практически единственным инструментом конкурентной борьбы.
12) Критерии оценки эффективности бизнес-модели компания: привлечение клиентов, обладающих высокой ценностью; предложение значимой ценности клиентам; предложение продуктов и услуг, обеспечивающих высокую прибыль; обеспечение удовлетворенности клиентов; усиление положения компании на рынке; финансирование деятельности компании.
Концепция создания бизнес-модели Алекса Остервальдера и Ива Пинье
Краткий портрет авторов.
Александр Остервальдер является предпринимателем, «революционером» в области моделирования бизнес-процессов, консультантом и лектором. Он регулярно проводит семинары в компаниях, ведущих бизнес-школах и выступает на конференциях по всему миру. Доктор Остервальдер зарекомендовал себя в качестве гуру, разработав инновационную модель бизнес-процессов на основе четкой практической методологии, простой в применении и для корпораций, и для малого бизнеса, и для стартап проектов.
Ив Пинье – профессор информационных систем управления Университета Лозанны, ранее работал в Университете штата Джорджия в Атланте и Университете Британской Колумбии в Ванкувере. Участник многих исследовательских проектов, относящихся к разработке информационных систем, менеджменту информационных технологий, инноваций и интернет-бизнесу.
А. Остервальдер и И. Пинье представляют оригинальную концепцию анализа, построения и совершенствования бизнес-моделей. Концепция позволяет заглянуть в самые глубины бизнес-моделирования. В ней описаны как традиционные, так и новейшие бизнес-модели, а также инновационные технологии, в том числе принципы позиционирования бизнес-модели в высококонкурентном рынке и ее модернизация. Концепция позволяет описывать и анализировать бизнес-модели любой организации. Она была испробована и проверена компаниями многих стран мира, и сейчас ей пользуются IBM, Ericsson, Deloitte и многие другие организации. Концепция дает возможность говорить на общем языке, что позволяет избежать трудностей при описании бизнес-моделей и создании новых стратегических альтернатив. Без этого трудно прогнозировать развитие какой-либо бизнес-модели и успешно внедрять инновации.