Эффективность на уровне отношения
Второй уровень эффективности касается социально-психологического аспекта, т. е. эмоциональной реакции и влияния воспринимаемого сообщения на отношение к товару или марке. Сам факт восприятия сообщения целевой группой еще не свидетельствует об эффекте изменения отношения. Прекрасно понятое и усвоенное сообщение может быть недейственным, если оно не адаптировано, неубедительно или просто нерелевантно. Вот почему при выборе направления рекламы нужно знать, из чего складывается отношение.
По мнению Тведта (Twedt, 1969), содержащееся в рекламе предложение (обещание) должно быть:
— желательным, т.е. сообщать что-то привлекательное о товаре;
— эксклюзивным: ни одна другая марка или фирма не должны обещать того же;
— вызывающимдоверие, которое зависит от надежности и компетентности источника информации.
Четких рецептов в сфере рекламного творчества не существует, хотя многие рекламисты и предлагают их (см., например: Reeves, 1970;
Ogilvy, 1964). В дополнение к уже выдвинутым критериям полезно учитывать и следующие вопросы, также относящиеся к качеству выполнения рекламы.
— Соответствует ли рекламноепозиционирование той маркетинговой позиции, которой добиваются для рекламируемого товара?
— Ясно ли, просто и понятно показанавыгода для покупателя? Поддается ли она проверке?
— Какова степеньэксклюзивности обещания по отношению к конкурирующим маркам?
— Обеспечены лисогласованность и последовательность рекламной кампании, означающие наличие общей темы для различных каналов и для различных периодов времени?
— Опирается ли сообщение нахорошую рекламную идею, легко усваиваемую целевой группой?
— Способна ли рекламазахватить внимание читателя или зрителя?
— Имеется липростая и ясная связь между товаром, выгодой, рекламной идеей и ее исполнением?
Цель рекламы
Увеличить за год на 10% число производителей удобрений, знающих отличительные качества фосфорных кислот.
Тема рекламы
Выявить превосходство товара, который содержит меньше примесей и имеет приятный зеленый цвет. Рекламный мотив «чистый и зеленый».
Результаты исследования эффективности
До кампании После кампании
— Понимание общей темы 3, 6% 16, 3%
— Знание заявленных отличительных качеств 15, 3% 35, 1%
— Убежденность в превосходстве товара перед конкурентами 9, 4% 24, 3%
Врезка 13.1. Пример измерения влияния рекламы иа отношение.
Источнчк: Bryk C.S. and Davis R. (1973).
Вообще говоря, слишком оригинальные рекламные идеи опасны: они могут заслонить смысл передаваемого сигнала, так что запомнится реклама, но не рекламируемая марка. В центре внимания должен быть товар, а не рекламное сообщение.
Если перечисленные условия выполнены, цель рекламы, касающаяся отношения, достигнута и целевая группа приведена всостояние позитивной восприимчивости к товару или марке. Это состояние будет либо закреплено повторением рекламы, либо изменено под действием сообщений конкурентов.
Пример измерения социально-психологической эффективности рекламы имиджа приведен во врезке 13.1. В табл. 13.4 дан аналогичный пример для рекламы организации. Здесь сравниваются оценки двух японских компаний, одна из которых рекламирует себя, а другая нет (de Jaham, 1979).
Таблица 13.4. Пример измерения эффекта рекламы организации.
Источник: de Jaham M.K. (1979).
Индикаторы отношения | Тип рекламодателя | |
Не использует рекламу организации | Использует рекламу организации | |
· Знание о существовании фирмы | 82% | 93% |
· Знакомство с фирмой и ее деятельностью | 63% | 77% |
· Позитивное впечатление о фирме в целом | 38% | 51% |
Поведенческая эффективность
Третий уровень процесса соответствуетповеденческой эффективности, т.е. влиянию рекламы на акт покупки, что и является конечной целью рекламы. Используемые здесь индикаторы - это пробная закупка, объем продаж или доля рынка, разлагаемая на уровни проникновения, эксклюзивности и интенсивности (см. подраздел 5.4.3 главы 5).
Развитие интерактивной рекламы и прямого маркетинга ведет ко все более широкому применениюпромежуточных индикаторов поведенческой реакции, типа возвратных купонов, запросов каталогов или брошюр, вызовов представителя и других действий, демонстрирующих интерес, пробужденный рекламой, и, значит, позволяющих оценить ее эффект. Такие индикаторы весьма полезны для оценки эффективности коммуникации, поскольку обычно бывает трудно понять, какие из действий покупателей вызваны привлекательностью предложений, содержащихся в рекламе, а какие - подлинным интересом к товару. Только соотношение числа случаев проявления интереса и числа покупок может дать ответ на этот вопрос.
Уже говорилось, что реклама лишь тогда результативна, когда присутствуют и другие факторы, ведущие к покупке, например потребность в товаре, его наличие в месте продажи, снижение цены и т.д. Благоприятное отношение, формируемое рекламой, - это лишьпредрасположение, увеличивающее вероятность приобретения марки. После того как покупка состоялась, определяющую роль в формировании отношения и верности марке начинают играть степень удовлетворенности покупателя и соотношение качеств/цена.
Поэтому непосредственное измерение вклада рекламы в рост продаж невозможно. Для получения требуемой оценки нужно учесть все влияющие факторы, оценить их веса, причем в динамических условиях. Подобный анализ может быть выполнен, например, в рамках эконометрической модели, рассмотренной в главе 5 (см. табл. 5.7). Альтернативные подходы описаны Симоном (Simon, 1983).
Измерение эффективности рекламы (как и любых других инвестиций) - непреложная задача (СоПеу, 1961; McNiven, 1980). Однако специалисты по рекламе часто утверждают, что ее реальное решение невозможно. Такое негативное отношение часто связано с тем, что в мире рекламы доминируют творческие личности, которые в большей или меньшей степени осознанно не признают оценок, исходящих не от людей их круга (Davan et al., 1985, р. 295). При этом часто существует путаница, о каком уровне эффективности идет речь. Влияние рекламы на уровень продаж или на долю рынка, действительно, измерить очень сложно (но не невозможно). Однако меры промежуточной эффективности более просты и их применение часто помогает повысить продуктивность инвестиции в рекламу (Aaker and Carman, 1982).