Создание системы поощрения и признания заслуг
Стимулирование и мотивация необходимы для эффективного выполнения намеченных работ в системе качества.
Главными рычагами стимулирования и мотивации выступают стимулы и мотивы.
Стимул - это внешняя причина, побуждающая людей к достижению цели. В трудовом процессе стимул - материальное или моральное поощрение.
В отличие от стимула, мотив - это внутренняя побудительная сила, интерес, стремление, желание и т.п., основу которых составляют разносторонние человеческие потребности.
Стремление повысить производительность и качество труда привело к появлению различных теорий мотивации.
Главные рычаги мотивации - интересы, мотивы и стимулы. Интерес - форма проявления познавательных потребностей личности, направленных на тот или иной предмет, который вызывает положительные эмоции. Мотив - внутренняя побудительная сила, связанная с удовлетворением потребностей индивида. Стимул - более узкое понятие, чем мотив, подразумевающее материальную заинтересованность индивида в результатах своего труда. Соответственно, стимулирование труда, являющееся неотъемлемой частью мотивационного процесса на предприятии, подразумевает материальные поощрения работникам и реализуется через систему оплаты труда, а также различные бонусы, премии.
Теории мотивации подразделяют на две группы:
- теории содержания мотивации, в рамках которых выделены факторы, оказывающие мотивирующее воздействие, описана структура потребностей, их содержание и то, как они связаны с мотивацией человека к деятельности; наиболее известными теориями содержания мотивации являются иерархия потребностей А. Маслоу и теория факторов удовлетворенности / неудовлетворенности работой Ф. Герцберга;
- теории процесса мотивации, в которых конкретным мотиваторам деятельности человека внимание не уделяется, утверждается что общих для всех мотиваторов не существует, все они носят индивидуальный характер, а человека к действию побуждают некоторые процессы (например, осознание реальности достижения собственных целей в теории ожиданий В. Врума или верной оценки руководством результатов своей работы в теории справедливости).
По теории А. Маслоу все потребности человека можно расположить в виде строгой иерархической пирамиды (рис. 60):
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания.
2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности
4. Потребности в уважении включают потребности в признании компетентности и уважении со стороны окружающих.
5. Потребности самовыражения - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
В каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной.
Для того, чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями.
Ниже в таблице представлен обобщенный опыт различных российских и зарубежных предприятий по разработке систем мотивации персонала.
Форма стимулирования | Содержание | |||||||
Материальное стимулирование труда | Заработная плата | Оплата труда работника | ||||||
Бонусы | Разовые выплаты из прибыли организации | |||||||
Участие в акционерном капитале | Покупка акций организации и получение дивидендов; покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций | |||||||
Участие в прибыли | Выделение части прибыли на формирование поощрительного фонда (распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль, чаще всего - на управленческие кадры). | |||||||
Дополнительные выплаты | Субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (затрат на мобильную связь, транспортных расходов, расходов на питание) | |||||||
Условно нематериальное стимулирование труда | Сберегательные фонды | Открытие сберегательных фондов для работников предприятия с выплатой процента не ниже установленного в Сбербанке РФ, льготные режимы накопления средств | ||||||
Льготное кредитование | Выделение льготных кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования и так далее | |||||||
Скидки на продукцию | Предоставление скидок на товары, выпускаемые организацией или получаемые по бартеру | |||||||
Стипендиальные программы | Покрытие (полное или частичное) образовательных расходов | |||||||
Обучение в организации | Организация обучения в организации, в том числе - на рабочем месте | |||||||
Медицинское обслуживание и страхование; прочие виды страхования | Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями; медицинское и прочие виды страхования как самих работников, так и членов их семей | |||||||
Программы жилищного строительства | Строительство жилья для работников или долевое участие в нем | |||||||
Программы, связанные с воспитанием и обучением детей | Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей и внуков сотрудников, привилегированные стипендии для студентов высших и средних специальных учебных заведений | |||||||
Нематериальная мотивация | Стимулирование свободным временем | Предоставление за активную и творческую работу дополнительных выходных и увеличение отпуска, право выбора времени отпуска; сокращение длительности рабочего дня при высокой производительности труда | ||||||
Трудовое или организационное стимулирование | Повышение удовлетворенности выполняемой работой: внесение творческих элементов, возможность участия персонала в управлении | |||||||
Общественное признание | Вручение грамот, значков, вымпелов, почетных званий, наград, размещение фотографии на доске почета | |||||||
Известно, что современные системы стимулирования и мотивации строятся на условии непременного выполнения работниками требований к качеству и с учетом всего многообразного спектра стимулов и мотивов.
Она является неотъемлемой частью единой системы стимулирования и мотивации персонала.
Формы стимулирования и мотивации
Формы стимулирования | Формы мотивации |
Заработная плата, премии | Продвижение по службе |
Участие в прибыли | Повышение престижа |
Участие в акционерном капитале | Привлечение к решению важных вопросов |
Отсроченные платежи | Официальное одобрение работы |
Оплата транспортных расходов | Доверительное отношение со стороны руководства |
Страхование от несчастных случаев | Статьи во внутренней прессе |
Бесплатное медицинское учреждение | Участие в конференциях и семинарах |
Оплачиваемый отпуск | Участие в работе группы качества |
Скидки на приобретение продукции предприятия | Предоставление возможности реализовать свои идеи на практике |
Субсидии на питание | |
Оплата образования | |
Пенсии |
Персонал предприятия побуждается к достижению требуемых показателей качества продукции постоянным установлением четких критериев качества труда, разъяснением преимуществ хорошей работы и отрицательных последствий плохой, своевременным признанием и оценкой руководителями усилий и успехов в области качества отдельных исполнителей и групп, широким оповещением о них всего персонала предприятия.
Стимулирование и мотивация - поощрение необходимы для эффективного выполнения работ по улучшению деятельности. Стимул и мотивы по-разному воздействуют на персонал, причем эффективность этого воздействия зависит от большого количества причин:
· уровня развития общества;
· степени благосостояния работника;
· национального менталитета и т.д.
Для эффективного улучшения деятельности руководящий совет по улучшению деятельности должен разработать, с учетом отмеченных особенностей, систему поощрения и признания заслуг. Основная задача этой системы - обеспечение эффективности улучшений при минимальных затратах средств.
Организационные уровни мотивации, адаптированные к СМК
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщее управление качеством / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин. Под ред. О.П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999. – 600 с.
2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 212 с.
3. Робертсон А. Управление качеством. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1974. – 253 с.
4. Управление качеством. В 2-х т. / Под общ. ред. В.Н. Азарова. – М.: МГИЭМ, 2000. – 689 с.
5. Управление качеством / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 199 с.
6. Харрингтон Дж. Х. Управление качеством в американских корпорациях. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 272 с.
7. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. - М.: ОАО "Типография Новости", 2000. - 432 с.
8. Розно М.И. От "голоса потребителя" до "производства без проблем". - Н. Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2005. - 38 с.
9. Хойзинггон С., Науманн Э. Системный подход к обеспечению лояльности потребителей // Деловое совершенство. - 2006. - № 3.
10. Соболева И.А. Средства и методы управления качеством: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.
11. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.С. Катькало. - С.-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета, 1997. - 332 с.
12. Вумек Д.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер.с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. -473с.
13. Майкл Л. Джордж. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. Пер.с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -360 с.
14. Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Пер.с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
15. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. Пер.с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -125с.
16. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; Пер. с англ. - М: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 274с. (Серия "Модели менеджмента ведущих корпораций")
17. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством. - М.: КноРус, 2007. - 232 с.